{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Покупаем коммерческую недвижимость: главные шаги

Коммерческая недвижимость — это нежилые помещения, которые используют для получения прибыли. К ним относят всё, что помогает владельцам зарабатывать, — от офисов и отелей до промышленных объектов.

Купить коммерческую недвижимость могут юридические лица, индивидуальные предприниматели и просто «физики». Разберём основные этапы, которые предстоит пройти покупателю.

Выбираем объект

Идеальная локация — та, которая учитывает особенности бизнеса. Например, если планируете использовать помещение как торговую точку или кафе, ищите недвижимость в местах с хорошей пешеходной проходимостью и вблизи остановок общественного транспорта.

Посмотрите, нет ли в окрестностях конкурентов: вряд ли целесообразно открывать третье туристическое агентство в одном квартале. С этой точки зрения спальные районы могут быть привлекательнее центра: и цена ниже, и конкурентов меньше. Если ищете недвижимость под склад или производство — вам важна удобная транспортная развязка. Удалённость от центра в этом случае не влияет на рентабельность, поэтому можно смело смотреть варианты на окраине.

Осматривайте помещение со специалистами по строительству: они заметят то, что не видно на первый взгляд. Важно не только визуально оценить состояние, но и проверить работу систем отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции, мощность электросетей. Если есть сомнения, развеять их поможет техническая экспертиза.

Оцениваем стоимость

Бывает, что цена далека от реальной стоимости. Чтобы оценить адекватность предложения и создать условия для торга, закажите экспертную оценку. Здесь используют три метода.

  • Сравнительный. Всё просто: объект сравнивают с несколькими аналогичными на рынке.
  • Доходный. Эксперты оценивают рыночную стоимость на основе окупаемости, доходности и ликвидности помещения. Способ актуален, если вы планируете сдавать объект в аренду.
  • Затратный. Как правило, применяют в отношении помещений под склад или производство. В основе — оценка затрат на строительство аналогичного объекта. Это помогает понять, не дешевле ли вам построить новое здание с нуля.

На практике методы часто комбинируют, чтобы вывести наиболее объективную стоимость. Оплата услуг оценщиков чаще ложится на покупателя.

Проверяем документы продавца

Самый безопасный вариант — сделка с юридическим сопровождением. Юрист запросит и проверит пакет документов, необходимый в конкретном случае. Без некоторых документов невозможна регистрация сделки, в их числе:

  • Выписка из ЕГРН. Подтверждает, что продавец — собственник объекта. Из неё вы также узнаете о наличии обременений. Ещё попросите документы, на основании которых продавец стал собственником: это может быть договор купли-продажи или протокол торгов. Если покупаете отдельное здание, убедитесь, что земля — тоже в собственности продавца.
  • Если продавец — юридическое лицо: выписка из ЕГРЮЛ, паспорт главы компании, документ о его назначении, устав организации, решение совета директоров о совершении сделки — в случае, когда по уставу руководитель не принимает решения единолично. Если сумма сделки составляет более 25% активов компании, потребуется решение учредителей об одобрении крупной сделки. Если меньше — справка о том, что сделка не является крупной.
  • Если продавец — физическое лицо: паспорт и нотариально заверенное согласие супруга или супруги. От индивидуальных предпринимателей — выписка из ЕГРИП.
  • Нотариально заверенная доверенность, если в качестве продавца выступает представитель собственника.

Также полезно получить:

  • Финансовую отчётность — как подтверждение, что продавцу не грозит банкротство. Сделку с банкротом могут оспорить кредиторы.
  • Договоры с обслуживающими организациями: после заключения сделки обязательства перейдут вам, так что ознакомьтесь с условиями.
  • Договоры аренды, если у недвижимости есть арендаторы. Условия договоров помогут оценить доходы от аренды и понять перспективы.
  • Технические документы на объект. Их можно запросить, если хотите сверить все данные и убедиться, что нет расхождений в сведениях.

Когда вы удостоверились, что с документами всё в порядке, — время переходить к сделке.

Оформляем сделку

Договор купли-продажи нежилого помещения почти не отличается от договора, который заключают при покупке жилья. В разделе «Предмет договора» важно прописать технические характеристики, принципиальные для бизнеса. Например, вы открываете пиццерию, и вам важна заявленная мощность 40 кВт. Укажите показатель в договоре, чтобы обезопасить себя в случае невыполнения обязательств продавцом.

Чтобы зарегистрировать договор в Росреестре, к нему прилагают заявление на регистрацию, копии паспортов, правоустанавливающие и технические документы, согласие супруга для продавцов-физлиц и согласие совладельцев — для продавцов-юрлиц, а также квитанцию об оплате госпошлины. Если вы покупаете объект как физическое лицо, вам предстоит заплатить 2 тысячи рублей. Если как юридическое — 22 тысячи.

В качестве способа оплаты коммерческой недвижимости обычно выбирают аккредитив или эскроу-счёт. В обоих случаях деньги поступят на счёт продавца только после перехода права собственности. Покупатель получит выписку из ЕГРН, подтверждающую, что он — новый владелец помещения.

Защищаем имущественные интересы

Коммерческая недвижимость — это, как правило, объекты с повышенной проходимостью. Поэтому один из первых шагов, который стоит сделать после покупки, — застраховать гражданскую ответственность собственника. Ведь в непредвиденных ситуациях могут пострадать арендаторы, посетители, прохожие, а также их имущество.

В каких случаях собственник недвижимости компенсирует ущерб третьим лицам:

  • протечки и заливы, в том числе в результате поломки системы пожаротушения, прорыва труб, выхода из строя сантехники;
  • поломка механизмов, например эскалатора или лифта;
  • пожары — как следствие короткого замыкания, неисправности оборудования, несоблюдения работниками техники безопасности;
  • сход снега или обрушение конструкций, к примеру вывесок, на припаркованные автомобили или прохожих;
  • пищевое отравление посетителей,
  • падение посетителя на мокром полу или скользких ступенях.

Если у вас есть полис страхования гражданской ответственности, расходы возмещает страховая компания. Сюда относятся затраты на оценку убытков, юридические услуги, лечение, восстановление имущества и другие. Дополнительно можно включить в полис компенсацию морального вреда.

У «Ингосстраха» — большой опыт сотрудничества с владельцами офисов, складов, торгово-развлекательных центров. Подробнее о программе страхования гражданской ответственности вы можете узнать здесь.

0
2 комментария
Сергей

Ясно, что это типовая рекламная статья, но в ней принципиальные ошибки, касающиеся регистрации прав. Какой кадастровый паспорт, какой технический план при регистрации, какой штамп на договоре? Обращайтесь к профессионалам, а не к "юристам".

Ответить
Развернуть ветку
Ингосстрах
Автор

Добрый день! Технические документы действительно не обязательны для регистрации, но могут быть полезны для покупателя, который хочет сверить все сведения об объекте. Перенесли их из списка необходимых документов.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда