ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
НОВАБЕВ ГРУПП (БЕЛУГА) | апрель 2025
Тикер: BELU
Отрасль: Товары повседневного спроса | Крепкий алкоголь и вина | Розничная торговля
Этот и другие анализы можно найти в моем ТГ канале:
ЗНАКОМСТВО С БИЗНЕСОМ
Чем занимается компания?
НоваБев Групп — российская алкогольная компания, значимый производитель водки и ликеро-водочных изделий, а также один из главных импортеров крепкого алкоголя и вина в стране.
Основная деятельность компании - производство, маркетинг и дистрибуция широкого ассортимента алкогольных напитков, производство пищевой продукции, а также специализированная розничная торговля.
НоваБев Групп - вертикально-интегрированный бизнес. Мощности компании на конец 2024 года включали в себя следующие активы:
- 241 Га собственных виноградников (общий фонд земель под виноградници составляет 900 Га);
- 5 заводов спиртовых напитков в России;
- 12 федеральных логистических центров;
- 145 тысяч активных дистрибьютеров;
- 2103 розничных магазинов (работающих под брендом ВинЛаб).
Портфель импортных брендов Группы включает 110 наименований. Компания работает с 50 поставщиками из 15 стран. Часть известных торговых марок портфеля приведена ниже:
С 2017 года Компания является партнером Bacardi по розливу и упаковке виски William Lawson’s и William Lawson’s Super Spiced в России на мощностях «Завода Георгиевский. Традиции качества».
Общее число торговых точек Группы превышает 168 тысяч, а площадь складских объектов составляют более 115 тысяч квадратных метров.
Штат компании насчитывает более 14 тысяч человек.
На кого ориентирован продукт компании?
Клиентами Группы, в зависимости от направления деятельности, могут являться как розничные потребители (клиенты ВинЛаб), так и юридические лица (партнеры, через которых производится дистрибуция собственной и импортной алкогольной продукции).
Котируются ли цены на продукт компании на открытом рынке?
Влияние рынков капитала на продукцию Группы отсутствует.
На ценообразование влияет конкуренция и требования регуляторов, определяющие минимальную розничную цену (подробнее об этом далее).
Кто владеет компанией?
Структура акционеров, с учетом данных за 2024 год и существенных фактов, вышедших уже в 2025 году, выглядит следующим образом:
Крупнейшим акционером компании, через Ориент-Запад, является Мечетин Александр Анатольевич, в прошлом глава компании и основатель "Белуга Групп".
Дальшее - интереснее. Группа, через 6 дочерних компаний, владеет собственными акциями суммарно на 27,15%. Для чего Компании такой крупный казначейский пакет акций - не ясно. Менеджмент, к сожалению, пока никак не комментирует свои планы по будущему этих акций.
Как указано в презентационных материалах компании - Группа является на 100% частной и никогда не имела государственного участия.
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Состояние отрасли
Для примерного понимания тенденций внутри отрасли рассмотрим отдельно ситуацию с потреблением, продажей и производством алкоголя в РФ.
Важное уточнение: вся статистика по алкогольному рынку в РФ публикуется с задержкой в 1-2 года, поэтому почти везде цифры за 2023 и 2024 являются прогнозными и, скорее всего, будут отличаться от того, что позднее опубликует Росстат, Росалкогольрегулирование или другие профильные министерства.
- Потребление алкоголя в РФ
По недавним опросам от Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), за прошедшие 20 лет доля непьющих россиян выросла с 27% в 2004 году до 48% в 2024 году.
Согласно исследованию, представители старших возрастных групп чаще предпочитают крепкие напитки, в то время как молодежь склоняется к более легким алкогольным напиткам или полному отказу от алкоголя. Среди поколения Z (родившихся после 1997 года, иногда, после 1999 года) доля непьющих достигает 54-61%.
Потребление алкоголя на человека в стране постепенно снижается. Если в 2009 году показатель составлял приблизительно 14 литров (этанола) на человека, то к середине 2024-го он упал примерно до 8 литров.
Для наглядности - ниже приведена статистика по употреблению алкоголя на человека от Росстата. Цифры за 2023 и 2024 прогнозные.
Употребление алкоголя на душу населения в литрах чистого спирта в календарный год, Росстат
* данные из открытых источников и могут не соответствовать официальной статистики от Росстата
Исследование на тему потребления алкоголя в РФ по возрастным группам можно почитать по ссылке.
- Розничные продажи алкоголя
Найти более-менее глубокую статистику по розничной продаже алкоголя (в литрах этанола на душу населения) в открытых ресурсах тот еще квест, так что цифры пришлось собирать из разных источников. Оценку ситуации усложняет тот факт, что статистика, как и в случае с потреблением, публикуется с задержкой в несколько лет.
Данные по продажам представлены на диаграмме ниже;
По 2024 году цифр еще нет, но по данным ресурса РБК Вино, за 10 месяцев 2024 года розничные продажи алкоголя в России достигли максимального уровня с 2017 года. Основные продажи зафиксированы у водки, тихих и игристых вин.
- Производство алкоголя в РФ
Ниже представлены детальные данные по объёмам производства алкогольной продукции в России с 2015 по 2023 год (с прогнозами на 2024–2025), основанные на официальной статистике Росстата, Росалкогольрегулирования и отраслевых отчётах.
Согласно этим данным, с 2015 по 2023 год мы имеем следующую динамику в производстве:
- Водка и ЛВИ -22%;
- Пиво -9%;
- Вино +30%;
- Коньяк +110%;
- Игристые вина +59%.
* данные за 2023 год предварительные
** данные за 2024 и 2025 год являются прогнозными
Объемы рынка сбыта, млн рублей
По данным ресурса РБК Вино (со ссылкой на исследование о влиянии алкогольной промышленности на мировую экономику от Всемирного альянса производителей алкоголя (World Spirits Alliance)), размер алкогольного рынка на середину 2024 года в России составлял около 20 млрд долларов.
В той же статье приводятся слова руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина. Согласно им, по грубой оценке, порядка $12 млрд приходится на пиво, около $4 млрд — на вино, чуть больше $3 млрд — на водку, остальное формируют другие виды алкоголя.
Динамика цен на продукцию или сырье
Огромный продуктовый ряд и сегментация на бюджетные, доступные и премиальные марки делает невозможным корректно оценить динамику изменения цен.
Вместо этого косвенно понять динамику можно через такое понятие, как минимальная розничная цена (МРЦ), которую устанавливает Министерство финансов Российской Федерации. Данные по изменению МРЦ на основные категории алкоголя за 10 лет представлены на графике ниже.
Сильнее всего с 2015 года МРЦ выросла на коньяк (+102%). Затем идет водка (+89%) и бренди (+61%). Шампанское за 9 лет (данные есть только с 2016 года) подорожало всего на 46%.
Мнение аналитиков о секторе
Большая часть аналитики по рынку алкоголя находится в платном доступе, из-за чего найти цифры и темпы роста, подкрепленные какими-либо исследованиями, у меня не вышло.
Но среди основных трендов рынка, о которых говорят эксперты, можно выделить 4 направления:
- Дальнейшее снижение потребления на человека до 4,5–5,0 л этанола к 2030 году, за счет ужесточения законодательства и роста цен на акцизы;
- Смена структуры потребления в пользу менее крепкого алкоголя: вино, коктейли, слабоалкогольные напитки;
- Импортозамещение рынка и рост протекции для отечественных производителей;
- Рост рынка контрафактной продукции из-за увеличения цен на алкоголь и ограничений на продажу.
Основные конкуренты
Бизнес Группы можно разделить на 2 основных сегмента: Производство и дистрибьюция, а также Розница. Смотреть на конкурентов будет правильнее всего также отдельно по каждому из направлений.
В сегменте Производства и дистрибьюции, согласно данным от самой же компании, НоваБев занимает лидирующие позиции на российском алкогольном рынке:
- 1 место по производству крепких спиртных напитков;
- 1 место на рынке виски;
- 2 место на рынке ликеро-водочных изделий (ЛВИ);
- 2 место на рынке рома.
Из публичных конкурентов данного сегмента наиболее близким будет КЛВЗ Кристалл. Вторым производителем алкогольной продукции на рынке можно назвать винный дом Абрау-Дюрсо.
В сегменте Розница конкурентами являются алкогольные розничные сети, вроде: Алкотека, Отдохни, Ароматный Мир, Красное и Белое, а также Бристоль. Кроме профильных магазинов сюда можно и нужно добавить розничные сети, которые осуществляют торговлю спиртными напитками: Магнит, X5, Лента и прочие федеральные и региональные сети.
В данном анализе я не буду рассматривать ВинЛаб как отдельный бизнес внутри Группы и сравнивать его с прочими ритейлерами.
ВЫВОДЫ О МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ
Несмотря на протекцию рынка от иностранной продукции, отрасль нельзя отнести к растущим. Мы видим продолжение тренда на сокращение потребления алкоголя на одного человека и рост доли непьющих россиян, чему способствует борьба с алкоголизмом на государственном и региональных уровнях.
Некоторые из экспертов полагают, что в России происходит переход от "северной" модели потребления алкоголя (пьем редко, но много), на "умеренную" (пьем чаще, но не так много). При желании можно найти этому подтверждение через статистику по падению продаж и производства в крепком алкоголе и роста производства и продаж в слабоалкогольных напитках (вино, коктейли).
Лично я поставлю компании нейтрально-негативную оценку. Алкогольные напитки никуда не денутся, и, несмотря на любые запреты и ограничения, эта продукция будет хорошо продаваться. Однако расти и зарабатывать деньги на этом рынке сильно мешает регулирование отрасли со стороны государства. И в среднесрочной перспективе, особенно на фоне проблем с демографией, я жду дальнейшего ужесточения контроля над рынком.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Рынки присутствия/сбыта компании
Согласно данным из отчета эмитента, НоваБев осуществляет основную деятельность на территории Российской Федерации.
При этом есть упоминания о компаниях Группы, учрежденных за пределами РФ (на Кипре).
Валюта прибыли
В отчетах отсутствует упоминание о наличии выручки или прибыли в других валютах, кроме российского рубля.
Риски компании
НоваБев Групп одна из немногих компаний на российском рынке, которая подходит под категорию "Греховных акций" (Sin stocks), что даже без прочих рисков ограничивает интерес к этим акциям со стороны определенной касты инвесторов.
Но и специфических рисков, способных серьезно повлиять на бизнес-модель Группы, также хватает.
- Борьба с употреблением алкоголя в стране.
Правительственные органы на разных уровнях регулярно запускают новые инициативы, направленные на ограничения доступа или сокращения времени продажи алкоголя. В декабре 2024 года Правительство утвердило план мероприятий по реализации концепции сокращения потребления алкоголя в России до 2030 года (от 7 декабря 2024 г. № 3610-р). Целью новой концепции является сокращение потребления алкоголя в стране на человека с 8,8 до 7,8 литров в год (-11%).
В числе мер по борьбе есть такие, которые касаются рынка розничной продажи и рекламы алкоголя, что особенно актуально если помнить о развивающейся сети ВинЛаб. Среди них:
- повышение акцизов и минимальных розничных цен;
- ограничение рекламы;
- запрет устанавливать скидки при розничной продаже алкоголя потребителям для личных нужд;
- ограничение выкладки в прикассовых зонах торговых объектов;
- усиление ответственности за незаконную розничную продажу непищевой спиртосодержащей продукции физлицами и ИП.
В данный риск можно включить и инициативы по сокращению доступного времени покупки алкоголя. Время продажи алкоголя в России, согласно федеральному законодательству, ограничено с 23:00 до 8:00.
При этом регионы могут устанавливать собственные запреты по покупке алкогольных напитков в розницу. Особенно далеко тут зашла Вологодская область.
С 1 марта 2025 года там начали действовать жесткие ограничения на продажу алкоголя: по будням магазины могут торговать спиртным только два часа в день - с 12:00 до 14:00.
Подобный «сухой закон» привел к тому, что к середине апреля 2025 года из 610 алкомаркетов закрылось сразу 220.
Наконец нужно упомянуть инициативы по регулированию алкогольных магазинов. Такие ограничения не просто сдерживают экспансию сети ВинЛаб, но также могут привести к закрытию уже работающих точек.
- Отзыв или приостановка действия лицензии на производство и продажу алкогольной продукции.
Наиболее опасный для операционной деятельности компании риск. В случае нарушения каких-либо положений или норм ФЗ "О регулировании производства и оборота алкоголя", компания может временно лишиться права осуществлять свою деятельность. Реализацию этого риска еще недавно можно было увидеть в новостях.
В октябре 2024 года спиртзавод Группы в Нижегородской области (АО «Спиртзавод Чугуновский») временно лишился лицензии. Причина — загрязнение местной реки Чугунка и гибель рыбы. В марте 2025 года суд вынес решение взыскать с АО "Спиртзавод Чугуновский" более 669 тыс. рублей ущерба реке от сточных вод. Оспорить данный штраф компании не удалось. Это второй штраф на завод за год. В июле 2024 года спиртзавод был также оштрафован на 850 тыс. рублей с требованием обеспечить нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Чугунку.
По неподтвержденным данным, на этот завод приходится 1/5 от сырья, требуемого для производства алкоголя Группы. Компания транслировала, что завод возобновит работу через месяц и это не отразится на ее деятельности. Прошло уже полгода, но никаких новостей о возобновлении деятельности нет до сих пор. На начало февраля 2025 года, согласно государственному реестру лицензий на сайте Росалкогольтабакконтроля, лицензия все еще оставалась приостановленной.
- Перебои в цепочках поставок.
В 2024 году на долю импортной продукции пришлось около 51% (в 2011 было всего 4%) выручки, против 49% выручки от собственного производства. Группа явно выделяет это как достижение, но, вместе с тем, это же является риском для операционной деятельности. Нарушение цепочек поставок с очередными санкциями может повлечь рост операционных расходов на логистику или вызвать кратковременное падение продаж.
- Защита внутреннего рынка от импортного вина.
Риск, особенно актуальный из-за высокой доли импортного алкоголя в структуре продаж (в т.ч. вина, на которое приходится большая доля продаж) Группы. В 2023 году ставка пошлины на вина из недружественных стран (США, Евросоюз и др.) была повышена с 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за литр. В августе 2024-го правительство повысило ставку до 25%, но не менее $2, такой уровень будет действовать до конца года.
Результатом подобной протекции стало то, что импорт винодельческой продукции в Россию в первом квартале 2025 года сократился на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом уже ведутся разговоры о том, чтобы в будущем поднять ставку с 25% до 30-50%.
ВЫВОДЫ О МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ
На основании данных из отчетов делаю вывод, что у Группы отсутствует страновая и валютная диверсификация. Вся операционная деятельность и доходы сосредоточены внутри страны. И, в случае с НоваБев, это скорее минус, чем плюс.
Причина тому - большое количество отраслевых рисков. Борьба с потреблением алкоголя в стране может зайти очень далеко (вспоминаем Вологодсккю область). Масштабирование ограничений на время продажи, запрет на открытие алкомаркетов в жилых домах, повышение пошлин на импортный алкоголь, запрет скидок и другие меры - все это может критически сильно повлиять на операционный бизнес Группы, а в отдельных случаях может и вовсе вынудить вносить изменения в бизнес-модель.
Алкоголь никуда не исчезнет и будет пользоваться спросом в любые времена, но рост и развитие отрасли (и компаний в ней) будет сдерживается внешними ограничениями.
Даю компании негативную оценку по разделу из-за сильного влияния на бизнес многочисленных инициатив по борьбе с алкоголем.
ОПЕРАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Отгрузки алкогольной продукции
Объем отгрузок в 2024 году относительно 2023 года снизился на 4,1%. Компания, комментируя ситуацию с падением отгрузок, транслировала что снижение произошло произошло за счет низкодоходных марок эконом-сегмента и региональных брендов.
То же самое компания сказала и про результаты 1 квартала 2025 года. Отгрузки общие и брендов собственного производства снизились на 4,65% и 4,9% соответственно. Опять снижение за счет более дешевой и низкомаржинальной продукции.
За 5 полных лет общие отгрузки выросли всего на 4%, в первую очередь за счет роста импортных брендов, которые показали прирост в 55%. Отгрузки собственных брендов снизились с 2020 года на 5%.
Количество магазинов Винлаб, штук
Размер розничной сети ВинЛаб на конец 2024 года достиг отметки в 2041 магазин. Рост год к году составил 384 магазина, или +23%.
В 1 квартале 2025 года число магазинов увеличилось еще на 62, до 2103 штук (56 в 1 квартале 2024).
За 5 лет, с 2019 по 2024 год число магазинов выросло почти в 2,5 раза, что дает около 24% среднегодового роста. Отличный результат.
Трафик в магазинах, млн человек
Трафик в магазинах тоже растет, но, немного медленнее, чем рост самих магазинов. В 2024 году он прирос на 11,2%, со 126 до 141 млн человек.
Среднегодовые темпы роста числа магазинов ВинЛаб с 2021 по 2024 год составили 23%, а то время как трафик вырос только на 21%.
LFL рост выручки
Сопоставимые продажи (like-for-like) растут довольно бодро. ВинЛаб имеет средний рост выручки с магазина за 4 года в размере 11,5%. У X5, для сравнения, за тот же период средние темпы роста lfl продаж составляют только 10%.
ВЫВОДЫ ОБ ОПЕРАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ
Операционные показатели последних Группы выглядят смешанно. Все, что касается развития сети ВинЛаб смотрится позитивно: рост числа магазинов, рост трафика, рост LFL-продаж. А вот если посмотреть на отгрузки алкоголя, то с 2020 по 2024 год они выросли всего на 4%, что справедливо можно назвать стагнацией.
Очень похоже, что Компания находится в состоянии трансформации бизнес-модели, с переходом от вертикально-интегрированной модели, включающей и производство и продажу, к классической модели ритейла.
Дам компании нейтрально-позитивную оценку по разделу, за счет роста бизнеса ВинЛаб.
ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ
Наибольший удельный вес в активах за 2024г:
Наибольший удельный вес в пассивах за 2024г:
Выручка, млн рублей
Выручка в 2024 году выросла на 16%. Компания, комментируя результаты, говорит о масштабировании сети «ВинЛаб» и фокусе на премиальных брендах в портфеле продуктов. Результаты для компании роста, откровенно говоря, не особо впечатляющие. Особенно в сравнении с предыдущими периодами, но инфляцию перекрывают (16% vs 9,5%)
Среднегодовые темпы роста выручки на отрезке с 2018 по 2024 год составляют 21%.
Операционная прибыль, млн рублей
Операционная прибыль в 2024 году упала на 11%, с 13,9 до 12,3 млрд рублей. Причина снижения в росте расходов на себестоимость и росте коммерческих расходов, что будет видно далее.
Среднегодовые темп роста за период составили 25%.
Чистая прибыль, млн рублей
Чистая прибыль снизилась год к году на 43%, составив 4,5 млрд рублей, против 8 млрд рублей в 2023.
Снижение объясняется выросшими расходами на обслуживание долга и подросшими арендными платежами.
Несмотря на это, среднегодовые темпы роста остаются очень высокими - 30% CAGR с 2018 по 2024.
EPS (прибыль на 1 акцию)
Прибыль на акцию в 2024 году снизилась на 52%. Без учета увеличения уставного капитала доход на 1 акцию составил бы 332,16 рубля.
С 2018 года это первое снижение прибыли на акцию. До этого момента мы наблюдали постоянный рост показателя, в среднем на 30% ежегодно.
Доля обязательств в структуре активов
Отношение заемных средств к общим активам составляет 78,3%.
В реалиях высоких ставок я расцениваю такой уровень как высокий. При этом выплаты по кредитам занимают всего 1/5 EBITDA Группы.
Среднее значение показателя с 2017 года составляет 69%. За последние 5 лет - 71,6%.
ROE
Рентабельность капитала в 2024 году снизилась на 14,5% п.п. (с 31,8% до 17,3%).
Причина такая же, что и в случае с прибылью, повторяться нет смысла.
Падение рентабельности капитала происходит одновременно со снижением доли капитала в активах. То есть мы одновременно наблюдаем замещение капитала обязательствами и снижение общей эффективности управления им.
Среднее значение ROE с 2018 по 2024 равняется 17,8%. Медианное значение коэффициента за тот же период - 17,3%.
ROA
Рентабельность активов в 2024 снизилась на 4,3 п.п. (с 8,5% до 4,2%).
Показатель ROA ниже 5% лично я оцениваю как низкое.
Среднее значение ROA с 2018 по 2024 составляет 5,3%. Медианный показатель за тот же период равен 4,2%.
ROS
Рентабельность продаж снизилась на 3,5 п.п. (с 6,9% до 3,4%).
Если смотреть на коэффициент в сравнении с ритейлерами, то рентабельность продаж хоть и низкая сама по себе, но в среднем выше сектора. Но снижение рентабельности продаж 2 года подряд не очень бьется с комментариями менеджмента о том, что компания сокращает объемы продаж в пользу меньшего числа более маржинальных позиций.
Среднее значение ROS с 2018 по 2024 равняется 4,7%. Медиана по коэффициенту за тот же период равна 3,9%.
Сравнение с конкурентами
К сожалению, сравнить НоваБев с Абрау-Дюрсо или Кристаллом невозможно, так как последние на дату подготовки анализа (1 мая 2025) не опубликовали МСФО за 2024. Осуждаю такое отношение к инвесторам.
ВЫВОДЫ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
Структура активов, если не учитывать возросший уровень обязательств, выглядит нормально. А вот финансовые показатели, за исключением выручки, показали снижение год к году от 10 до 50+%.
Падение эффективности бизнеса происходит одновременно с ростом обязательств на балансе. Размер обязательств в структуре активов уже вызывает настороженность, учитывая необходимость в скором будущем рефинансировать порядка 1/3 долга по ставкам выше 20%.
Компания получает от меня нейтральную оценку по разделу. Нужно внимательно следить за финансовыми показателями компании. Говорить об ухудшении перспектив только на основании падения результатов прошлого года пока преждевременно, но 2024 у НоваБев выдался откровенно неудачным.
СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Структура прибыли
Хозяйственная деятельность Группы разделена на три основных направления: производство и оптовая реализация алкогольной продукции, розничная торговля и производство продуктов питания. Доля сегментов приведена без учета межсегментных расходов.
Доля ВинЛаб в общей выручке, по всей видимости, составляет почти 48% и стабильно прирастает ежегодно.
Доля ВинЛаб в общей выручке, по всей видимости, составляет почти 48% (непонятно, куда корректно относить продукты питания) и стабильно прирастает ежегодно, по мере роста числа магазинов.
В презентационных материалах НоваБев также приводит структуру выручки от продажи алкоголя. Из любопытного - доли продаж вина и крепкого алкоголя сопоставимы, но при этом вино в структуре ассортимента занимает 32%, а крепкий алкоголь и водка вместе всего 28%.
Делаем вывод, что основные продажи делает именно вино.
Структура расходов
67% расходов Группы приходится на себестоимость производства. Рост за год тут составил 14%, с 13,4 до 15,3 млрд рублей. На втором месте идут операционные расходы с весом в 16,4%. Они за год выросли на 58%, достигнув 3,7 млрд рублей (2,3 в 2023). Остальные категории имеют довольно небольшой вес и детально рассматривать их нет смысла.
Общие расходы за год увеличились на 18%.
Провалимся глубже и посмотрим на ключевые статьи расходов.
Расходы на сырье, материалы и товары занимают основную долю расходов - 65% (рост в деньгах год к году +19%). Далее идет заработная плата - 14% (рост в деньгах год к году +22%). Проценты по кредитам и облигациям пока составляют только 3% от общих расходов (рост в деньгах год к году +71%).
Структура долга, млн руб
Общий размер задолженности компании на 31.12.2024 составляет 34,4 млрд рублей.
Структура обязательств по срокам погашения задолженности представлена на диаграмме ниже:
На конец 2024 года средневзвешенная годовая процентная ставка по банковским кредитам и облигациям равнялась 17,88% (в декабре 2023 ставка была 9,57%). Более трети заемных средств привлечено под фиксированную процентную ставку.
Кредитные рейтинги
НоваБев Групп имеет кредитный рейтинг только от Эксперт РА, ruAA, с прогнозом "Стабильный" (от 07.2024).
Процентные платежи по кредитам
За 12 месяцев 2024 года процентные расходы Группы составили 3,88 млрд рублей. EBITDA Группы за тот же период равнялась 18,65 млрд рублей.
Таким образом на обслуживание долгов НоваБев тратит около 20% от размера EBITDA.
ВЫВОД О СТРУКТУРЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
Структуру выручки компании можно считать хорошо диверсифицированной. Доли от розничной продажи и производства и продажи алкоголя составляет ~50/50. Кажется, что в ближайшие годы вполне можно ожидать превышения доли сегмента Розница в выручке, так как в операционных показателях мы видели стагнацию направления по производству и реализации алкоголя, в то время как розничная сеть продолжает развиваться.
Структура расходов типична для производства - основные траты уходят на себестоимость и коммерческие расходы. В ближайшие 2 года компании предстоит рефинансировать около 30% долговых обязательств, так что можно ожидать роста расходов на процентные платежи.
Даю компании нейтральную оценку по разделу.
МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ
P/B
2,28
Бизнес оценен дороже своей балансовой стоимости и дороже своих средних значений.
Но тут интересный момент. У Группы большой казначейский пакет на балансе и если вычесть капитализацию этого пакета, то значение будет ниже - около 1,6.
Пока никакой ясности с тем, что именно собирается делать компания со своим казначейским пакетом нет, я буду отталкиваться именно от текущий мультипликаторов, а не от тех, что получаются за вычетом казначейки в размере 27%.
Средний показатель мультипликатора с 2018 года равен 1,85. Медианное немного повыше и составляет 1,97.
P/E
Отношение капитализации к чистой прибыли на 01.05 составляет 13,24.
Доходность, прямо скажем, не очень высокая. Ритейлеры вроде Ленты или X5 имеют мультипликаторы ниже 9.
Если убрать казначейку, то выйдет 9,6.
Средний показатель мультипликатора с 2018 года равен 11,88. Медианное немного повыше и составляет 11,29.
E/P
7,55%
Тут применимы те же выводы, что и в блоке P/E.
Если посчитать мультипликатор без казначейского пакета, то получим значения поинтереснее - 10,3%. Но даже так назвать доходность интересной нельзя.
Средний показатель мультипликатора с 2018 года равен 9,19%. Медианное немного повыше и составляет 8,86%.
EV / EBITDA
5,16 (~3 без учета казначейского пакета)
Высокое значение. Компания оценена достаточно дорого. Справедливости ради надо сказать, что для НоваБев это обычная ситуация и по данному мультипликатору бизнес всегда стоил дорого.
Средний показатель EV / EBITDA с 2018 года равен 5,48. Медиана немного повыше - 5,16.
ND / EBITDA
1,9 (0,9 без учета арендных платежей)
Расчеты мультипликатора ND/EBITDA учитывают в том числе затраты на аренду, из-за чего значение выглядит выше. Если взять только кредитные и долговые обязательства, то мультипликатор становится ниже 1.
Средний показатель мультипликатора с 2018 года равен 1,92. Медианное немного повыше и составляет 1,69.
ВЫВОДЫ О МУЛЬТИПЛИКАТОРАХ
В отрыве от прочих факторов, по текущим ценам бизнес Группы не кажется интересным для покупки. Большинство мультипликаторов сейчас чуть хуже или на уровне своих средних.
О причинах такой оценки рынком поговорим в следующем разделе.
Пока же даю компании нейтрально-негативную оценку по мультипликаторам.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИДЕИ
Снижение долговой нагрузки
Пока я не вижу каких-то идей со снижением долговой нагрузки. Это косвенно подтверждается решением менеджмента по выплате итогового дивиденда за 2024 год в размере 25 рублей. Если добавить сюда выплату за 2 квартал 2024 в размере 12,5 рубля, то совокупно компания направила на выплаты чуть больше 100% прибыли по итогам года.
Рост показателей
Бизнес по производству и дистрибьюции алкоголя стагнирует уже несколько лет. На фоне протекции отечественных производителей и защиты внутреннего рынка, решение менеджмента сосредоточиться на продаже импортного алкоголя выглядит странно. Тут я бы не ждал роста показателей, по крайней мере до тех пор, пока компания не поменяет бизнес-модель.
Совсем по другому обстоят дела с развитием направления Розница и сети ВинЛаб. Компания не попала в свои предыдущие планы и не сумела нарастить численность магазинов до 2,5 тысяч в 2024 году, однако от планов по развитию сети не отказываются. В мае-июне должна выйти обновленная стратегия развития, где почти наверняка фокус будет смещен на развитие розничного направления.
Сейчас именно ВинЛаб является точкой роста для компании.
Дивиденды и дивидендная политика
Размер дивидендных выплат НоваБев Групп установлен на уровне не менее 50% от прибыли по МСФО. В реальности же Компания с 2022 года направляет на дивиденды 100%+ от чистой прибыли.
Я не вижу тут никаких идей.
Прочие идеи
Именно тут кроются самые интересные идеи для покупки бизнеса, которые, в случае их реализации, могут дать кратный рост котировок акций.
- Гашение казначейского пакета.
Как уже говорилось в разделе с информацией о компании - НоваБев имеет большой казначейский пакет (27,15%). Если менеджмент примет решение погасить эти акции или направить их на M&A сделки, мы можем увидеть сценарий схожий с тем, что происходило с компанией SFI - резкую и сильную переоценку акций.
- IPO ВинЛаб.
В апреле 2025 года Советом директоров было рассмотрено проведение IPO Винлаб в среднесрочной перспективе. EBITDA ВинЛаб по итогам 2024 составила 10,2 млрд рублей. Если предположить, что при размещении бизнес оценят 4-5 EBITDA, то мы имеем капитализацию в размере 40,8-51 млрд рублей. При текущей капитализации всей Группы в 61 млрд рублей, мы получаем вторую часть бизнеса за полцены.
За вычетом казначейского пакета у нас вовсе получается капитализация в 44 млрд рублей. Если допустить, что менеджмент все же погасит казначейский пакет, то покупка сейчас под IPO ВинЛаб позволяет бесплатно получить вторую половину бизнеса, генерирующего ~50% от всей выручки Группы.
Все это делает идею покупки ВинЛаба через материнскую компанию намного выгоднее, чем прямое участие в будущем IPO, особенно если оно случится после переоценки рынка.
ИТОГОВОЕ РЕШЕНИЕ *
НоваБев Групп — российская алкогольная компания из числа лидеров рынка, а также значимый производитель водки, ликеро-водочных изделий и один из главных импортеров крепкого алкоголя и вина в стране.
Из плюсов можно выделить:
- наличие вертикальной интеграции,
- наличие собственной специализированной алкогольной ритейл-сети ВинЛаб,
- диверсификацию по выручке и несколько инвестиционных идей, способных повлечь сильную переоценку бизнеса.
Среди минусов следует отметить:
- работу в сильно регулируемой отрасли с высокими рисками,
- стагнацию сегмента по производству и продаже,
- немного завышенную оценку
По совокупности оценок и наличию инвестиционных идей НоваБев Групп получает от меня нейтральную оценку. Компания интересна за счет своей сети ВинЛаб и потенциала кратной переоценки цены акций за счет идей с казначейкой и IPO.
В моем портфеле акции НоваБев имеются, и я пока не собираюсь ничего с ними делать (возможно докупать на просадках), как минимум до понимания оценки бизнеса ВинЛаб и даты выхода на IPO.
* Анализ не является инвестиционной рекомендацией. Его цель - не сделать выбор за вас, а помочь принять собственное решение. Всегда думайте своей головой, прежде чем делать покупки.