🔍 ЕвроТранс

📌 ЕвроТранс — крупный независимый топливный оператор в Московском регионе, работающий под брендом «Трасса». Компания владеет и управляет сетью автозаправочных комплексов (АЗК) в Москве и Московской области.

Тикер: $EUTR

Сектор: потребительский

Уровень листинга: 1

1 Мультипликаторы

Выглядит получше сектора. Мне прямо понравилось значение P/S:

P/BV = 0,69;

P/E = 3,48;

P/S = 0,10;

EV/EBITDA = 4,00;

Net debt/EBITDA = 2,87;

ROA = 3,30% и ROE = 17,00%.

Сравнение с сектором приведено на рисунке 1.1:

Рисунок 1.1 Мультипликаторы ЕвроТранса  
Рисунок 1.1 Мультипликаторы ЕвроТранса  

2 Финансы и операционка

Предлагаю начать с МСФО 2024:

• операционная прибыль 14,8 млрд ₽ (+35%);

• чистая прибыль 5,51 млрд ₽ (+7,4%);

• выручка 186,2 млрд ₽ (+46,8%);

Структура выручки:

• 77,2% — топливо опт;

• 19,0% — топливо розница;

• 3,1% — сопутствующие товары;

• 0,7% — электропроект.

Основной бизнес состоит из розничной торговли (B2C): топливный и нетопливный ритейл (магазины и кафешки). На оптовую торговлю (B2B) приходится 70% продаж. В прошлом году выделили третий сегмент — "Технологические и IT-решения".

Ещё глянула день аналитика. На одном из слайдов (рис.2.1) была показана динамика облигационного займа.

Рисунок 2.1 Слайд со дня аналитика ЕвроТранс
Рисунок 2.1 Слайд со дня аналитика ЕвроТранс

Меня смущает, что при уменьшении кредитов и займов растёт облигационный долг. В облигационный заём обычно лезут по 2 причинам: это просто выгоднее стандартного кредита в банке или... банк кредит не даёт.

Теперь вернёмся к моменту IPO и заглянем в МСФО 2023, ибо там есть смущающие моменты:

• операционный денежный поток -1,82 млрд ₽ (ранее -8,65 млрд ₽);

• дебиторская задолженность 22,77 млрд ₽ (+232%, или x3,32);

• операционная прибыль 11 млрд ₽ (+105%, или x2,05);

• чистая прибыль 5,15 млрд ₽ (+195%, или x2,95);

• выручка 126,8 млрд ₽ (+95%, или x1,95).

Не понятно, за счёт чего столь классные показатели, так как и новых АЗС не особо больше стало (+16%), и цены феерично на топливо не росли (официально +7,23%). Тем временем выручка +95% и ЧП +195%, при отрицательном операционном денежном потоке. Ладно, в 2024 стала прилично положительной. Похоже куда-то активно инвестировали в 2022-2023, раз поток ушёл в минус. С одной стороны можно ещё предположить, что 2 года назад люди прямо заправлялись выше крыши, оборудование эмитент купил, клиенты новые появились... С другой стороны — как-то всё очень хорошо совпало с моментом выхода на IPO. На КС от 7,5% до 16% списывать не буду, ибо всё равно странно, что конкретно перед выходом весь баланс стал расти как на дрожжах.

В одном из чатов на сей возражения меня отправили смотреть интервью Биткогана с генеральным директором ЕвроТранса годичной давности. Окей, некоторые тезисы звучат убедительно:

• 3 млрд ₽ дебиторки из подрядных договоров, которые уйдут в CAPEX, ещё 1 млрд ₽ благодаря росту клиентской базы, остальной рост связан с хеджированием рисков;

• закупились топливом по дешёвке (хотя, как сказала ранее, официально цены на топливо +7,23%);

• в начале 2023 года столкнулись с очень низкой ценовой базой на нефтепродукты.

Но вопросов как-то не убавилось...

🔴 Я не поняла, почему в контексте дебиторки стали говорить про материальные запасы?

"Дебиторка в свою очередь делится на несколько вещей. В том числе товарно-материальные запасы. <...> С одной стороны они выросли. За год их рост составил 2 млрд рублей. С другой стороны низкая закупочная база начала 2023 года и высокая конца 2023 года."

Запасы — это запасы, это нефтепродукты и ещё что. Хотя кто знает, может деньги будущие, на которые точно купят нефтепродукты, тоже стали запасами? 🤣

🔴 О какой финансовой подушке в 5-6 млрд говорил Коган?

"А у Вас же ещё есть деньги на счетах и не так мало. Чистый долг у Вас поменьше будет. На сколько понимаю, у Вас денежная подушка порядка 5 или 6 млрд рублей."

По МСФО 2023 "Денежные средства и их эквиваленты" составили всего 0,18 млрд ₽. Если Коган имел в виду нераспределённую прибыль в 5,7 млрд ₽, то я не соглашусь с определением "финансовая подушка". Сей рубли всё же являются деньгами АКЦИОНЕРОВ, которые по итогу и распределили в виде дивидендов на 4,54 млрд ₽. Да, благодаря мажоритариям они снова уходят в бизнес, ибо собственный капитал компании растёт, но не вся же нераспределённая прибыль идёт.

3 Дивиденды

Дивидендная политика предполагает выплаты не менее 40% от чистой прибыли по МСФО ежегодно. Каких-то дополнительных условий найти не удалось.

4 Конкуренты

Основными являются независимые компании-операторы АЗС, расположенные на территории столицы и Московской области: Роснефть, Лукойл, Газпром Нефть и др. Но это больше про заправки. В плане добычи они конечно выигрывают, ибо ЕвроТранс добычей не занимается. Да и как оператор АЗК эмитент меркнет.

5 Основные акционеры

43,2% — Мартышов И.Ю.

7,3% — Алексеенков С.О.

7,3% — Дорошенко Н.Н.

1,4% — Алексеенков О.О.

👉 Мой взгляд

ЕвроТранс вызывает смешанные чувства, и причины тому есть.

Как мы выяснили выше, есть пара моментов с отчётностью 2023. Вроде и объяснили, что поспособствовало фееричному росту, но... Причём здесь запасы в контексте дебиторки?

Теперь про байбэк 2027 на сумму 7 млрд ₽. У компании денежные средства для сей корпоративного действия на уровне 0,18 млрд ₽ сейчас. Если денег насобирают, то всё окей, хотя я и сомневаюсь в этом. Другие же варианты сомнительны:

• байбэк за счёт дивидендов (в теории СД может не распределять прибыль на дивы, чтобы пустить на выкуп);

• байбэк за счёт кредитов или облигационного займа;

• отмена байбэка.

UPD:

Оказывается, мажоритарии собираются выкупить акции. Что же... Надеюсь пакет погасят потом, а не как ЛСР. Да и вспоминая историю с Ашинским, как бы до обязательного предложения с последующим полным выкупом не дошло.

Возвращаясь ко дню аналитика. Была озвучена фраза, с которой я не согласна:

"Чистый долг легко сократить. Можно всю EBITDA направить не на развитие, а на загашение долга. И прекрасно... Будем иметь прекрасные показатели снижения долговой нагрузки."

Я верю, что мажоритарии любят свой бизнес, раз полученные дивы реинвестируют обратно в компанию в виде капитала, поэтому при желании и EBITDA могут пустить на гашение долга. Однако, судя по тому, что наращивается облигационный долг, бабки нужны))))

Сверху идут ЕвроТрансБоты, аля пиарщики. Там часть похоже реально подсадные аккаунты, созданные только для написания 1 комментария.

В общем, нынешние финансовые показатели выглядят шикарно, спору нет. Отдельный респект за развитие кафешек с подачей горячих блюд. При этом лучше держать руку на пульсе. Возможно, у меня паранойя, поэтому вижу некий подвох, однако нельзя забывать, что сейчас на биржу выходят те, кому миноритарий нужен как источник денег.

* * * * * * *

Спасибо за прочтение! Если было полезно, ставьте 👍 и переходите в Telegram. Там публикую больше интересного 🦉

Начать дискуссию