Как нефть, IT и ритейл меняли российский рынок акций?
За 30 лет мы перешли от полного доминирования сырьевых компаний к IT- и ритейл-гигантам.
Нефть и газ
В 2000-х лицо рынка (до 70% капитализации) определяли «Газпром», «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». На пике (2008 год) «Газпром» оценивался в $350 млрд, а IPO «Роснефти» (2006) стало крупнейшим в истории страны. Но зависимость от цен на нефть делала рынок уязвимым: обвал Brent в 2014–2016 гг. обрушил котировки.
IT-Революция
2010-е — расцвет технологических компаний. Лидером стал «Яндекс» — после IPO в 2011 году он превратился в экосистему с такси, доставкой и облачными сервисами. VK (бывший Mail.ru Group) и «Тинькофф» продемонстрировали успех российских IT-стартапов. Рост заморозили санкции-2022: акции потеряли связь с глобальными аналогами, а компании переориентировались на Азию.
Бум ритейла
X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») и «Магнит» долго боролись за покупателя, но настоящий прорыв пришелся на онлайн: Wildberries вырос в крупнейший маркетплейс, а Ozon повторил успех Amazon в России. Пандемия ускорила рост e-commerce, но экспансию осложнили санкции и логистические кризисы.
Что будет?
Нефтегаз по-прежнему определяет рынок, но его влияние снижается. IT и ритейл доказали, что выживают даже в сложных условиях. Новыми драйверами могут стать ВПК, «зеленая» энергетика или биотех — если такие компании выйдут на биржу.