Перспективы мирового спроса на нефть (ч.2)
Альтернативная энергетика отбирает долю у ископаемого топлива. Один из ключевых факторов, сдерживающих дальнейший рост нефтяного сектора, – бурное развитие возобновляемых источников энергии. За последнее десятилетие солнечная и ветровая энергетика стали значительно дешевле и доступнее, стимулируя переход электроэнергетики от нефти, угля и газа к чистым технологиям. По данным МЭА, уже в 2023 году инвестиции в чистую энергетику более чем вдвое превысили вложения в ископаемое топливо. В 2023 году инвестиции в солнечную генерацию — около 380 млрд долларов — впервые в истории превысили вложения в нефтедобычу. Этот резкий приток капитала ускоряет ввод мощностей ВИЭ: по оценкам МЭА, уже 70–80% прироста мировой выработки электроэнергии обеспечивают солнечные и ветряные станции.
Рост чистой энергетики непосредственно снижает будущую потребность в нефти в ряде секторов: в электроэнергетике доля нефти и мазута устойчиво падает, а переход на электротранспорт (питаемый всё более «зеленой» энергией) сокращает нефтепотребление в транспорте. Хотя сегодня ископаемое топливо всё ещё покрывает ~80% мирового энергопотребления, дальнейшая стратегия многих стран – наращивать долю ВИЭ. В умеренных сценариях к 2040–2045 гг. возобновляемые, ядерные и альтернативные источники могут обеспечить уже более половины мирового энергобаланса. Таким образом, альтернативная энергетика постепенно отбирает у нефти ту нишу, где она раньше росла – удовлетворение растущих мировых энергопотребностей. Теперь львиная доля будущего прироста спроса будет покрываться не нефтью, а электроэнергией из возобновляемых источников.
Электромобили и будущее транспортного спроса.
Транспортная отрасль – главный клиент нефтяников: 50% мирового потребления нефти приходится на автотранспорт. Поэтому переход на электромобили (EV) считается одной из наиболее серьезных угроз долгосрочному спросу на нефтепродукты. За последние несколько лет рынок EV демонстрирует экспоненциальный рост. Если еще в 2020 году доля электрических авто в продажах была считанные проценты, то к концу 2024 года парк электромобилей достиг ~58 млн единиц, что более чем втрое превышает уровень 2021 г.. Но это всё ещё лишь около 4% от общего мирового автопарка, хотя темпы роста впечатляют. В Китае уже каждый десятый автомобиль на дорогах – электрический, в Европе ~5% парка. Стремительное проникновение электромобилей уже оказывает заметное влияние на нефтяной рынок. К 2030 году ожидается, что глобальный парк электротранспорта будет сокращать потребность в нефти более чем на 5 млн барр./сут, причём половина этого эффекта придется на Китай. Особенно быстро электрифицируется легковой транспорт, на него сейчас приходится ~80% нефтяных потерь от EV, однако к 2030 г. подтянутся и электрогрузовики с автобусами, которые суммарно смогут заместить почти 1 млн баррелей спроса в сутки.
Следует отметить, что эффект от электромобилей не будет мгновенным: даже при высоких продажах доля EV в общем автопарке растёт постепенно, и традиционные машины с ДВС ещё ДОЛГО будут составлять основу транспортной инфраструктуры. Однако долгосрочный тренд очевиден. По расчетам экспертов ExxonMobil, даже в гипотетической ситуации 100% продаж EV с 2035 года мировое потребление нефти снизится «лишь» до ~85 млн барр./сут (уровня десятилетней давности).Альтернативные источники энергии и электромобили уже сейчас ограничивают рост спроса.
Даже крупнейшие прогнозисты ожидают близкий пик потребления нефти в пределах текущего десятилетия. По мере стагнации спроса будет сокращаться и предложение, поддерживая определенный рыночный баланс. Но в стратегическом горизонте 20–30 лет нефтяной сектор, вероятно, превратится из индустрии роста в индустрию эффективного обслуживания стабильного или снижающегося спроса. В этих условиях выигрывать будут компании с низкой себестоимостью, с высокой технологичностью и гибкостью, и с возможностью диверсификации (нефтехимия, газ, услуги) и с сильной финансовой дисциплиной.
Ликвид - Подписывайтесь на мой авторский телеграм канал