Сможешь больше зарабатывать на моем бизнесе? Забирай!

Что делать, когда нам поступило такое предложение?

Начнём с того что, если ты получил такое предложение, значит ты соображаешь в бизнесе. Значит тебя знают как человека, который умеет запускать и развивать бизнес проекты. В моем случае логика именно такая.

Ну что же, оправдаем доверие и посмотрим, что можно сделать с бизнесом, ответим на вопрос «Почему не работает бизнес?».

Здесь работает наше любимое правило 80/20. 80% – это умение организовывать бизнес, 20% – это экспертиза в конкретный бизнес области.

В данном случае меня привлекли как организатора, тогда мне нужен человек, чтобы закрыть экспертизу.

Собственно, уже на этапе оценки бизнес-проекта нам уже потребуется такой человек.

Рассмотрим подробнее этап оценки бизнес-проекта:

Изначально исходим из того, что бизнес не должен быть убыточным. Статистика показывает, что попытки вывести убыточный бизнес в плюс без кардинальных изменений успешно заканчиваются лишь в 20% случаев. Поэтому, чтобы не тратить время и ресурсы, важно с самого начала оценить текущую рентабельность.

Смотрим на Расходы. В любой книге по экономике мы прочитаем, что улучшения начинаем с сокращения расходов, и это безграничное поле для оптимизации. Дело в том, что в процессе жизнедеятельности, компания обрастает ненужными процессами, сотрудниками, активами. С сотрудниками на этапе Оценки мы не сможем разобраться, а вот понять, какие процессы и какие активы есть в компании, это сделать можно и нужно. По исследованиям McKinsey, можно оптимизировать до 30% затрат без потери качества продукта и эффективности бизнеса.

Пример: Собственник приобрёл по случаю помещение, где разместил свой бизнес. В результате используется только 60% площади, а остальная площадь только выкачивает деньги на эксплуатационные расходы. Увидели первую возможность оптимизации.

Двигаемся дальше: Клиенты до сих пор покупают абонемент в фитнес-клуб вручную, то есть вынуждены приходить в клуб, где менеджер тратит время на объяснение и заполнение бумажек. Это примерно 15 минут на клиента, что при 500 клиентах в месяц — 125 часов работы менеджеров. Автоматизация данного процесса может сэкономить 30% трудозатрат и сократить расходы на персонал.

Так, проходя по основным процессам бизнеса мы видим потенциал для их оптимизации. По данным Deloitte, автоматизация производственных и операционных процессов сокращает затраты в среднем на 25-35%, а внедрение цифровых сервисов повышает конверсию продаж и удержание клиентов на 40-50%.

В фитнес-бизнесе автоматизация клиентских процессов (онлайн-бронирование, электронные платежи) увеличивает количество клиентов минимум в 2 раза в течение первого года.

Теперь смотрим, как мы сможем поднять Доходы бизнеса, как зарабатывать больше, не увеличивая значимых затрат. Доходы компании получают только от одного источника,- это клиенты.

Сможем ли мы сделать так, чтобы клиенты больше покупали?

Посмотрим, какие составляющие бизнеса влияют на доходность:

Недвижимость, технологии, маркетинг, сотрудники, оборудование.

Для первоначальной оценки бизнеса трогать недвижимость и оборудование смысла нет, потому что с этими элементами связаны большие вложения. А наша задача - минимизировать расходы по вхождению в проект.

Акцентируемся на маркетинге, сотрудниках и технологии.

Маркетинг, это наши продажи. Сможем ли мы поднять продажи на проекте? Конечно, сможем, потому что в этом и заключается основная функция меня, как организатора. С продаж все начинается и ими же заканчивается.

Сотрудники и технологии. Вот здесь как раз нам и потребуется та экспертиза, которая составляет 20% успешного бизнеса, о чем я говорил в начале статьи.

Нам нужен человек, который оценит качество продукта и компетенцию текущих сотрудников, а также настроит Система управления.

Вот схема, по которой мы оцениваем бизнес:

1. Составление бизнес модели. В графическом виде описываем структуру бизнеса:

- организационно-функциональная схема компании,

- бизнес-процессы,

- активы компании и их состояние,

- портрет клиента,

- каналы продаж и рекламы,

- рыночное окружение.

Когда мы смотрим на бизнес модель, мы сразу видим слабые места и точки роста. Дополнительно выделяем точки, где автоматизация даст до 30% экономии или потенциальное увеличение продаж на 50%.

2. Составление финансовой модели. В Excel составляю бюджет доходов и расходов: текущий и который мы хотим достигнуть в результате прокачки бизнеса. Целевой бюджет делается в качестве гипотезы, но я стараюсь его делать максимально реалистичным, для того чтобы защитить свои интересы при вхождении в проект. Пример:

- Текущая выручка: 20 млн руб. в год - Целевая выручка: 40 млн руб. в год

- Текущие расходы: 15 млн руб. - Целевые расходы: 25 млн руб.

- Текущая рентабельность: 25% - Целевая рентабельность: 37%

3. Составление концепции.

Две предыдущие модели (бизнес и финансовая) позволяют нам увидеть разрыв между текущим состоянием бизнеса и тем, какой мы хотим получить финансовый результат. Так вот,

Концепция – это набор мероприятий по переводу бизнеса в нужное состояние. Практически, концепция представляет из себя дорожную карту мероприятий, которые нам предстоит сделать в ближайшие три месяца (я беру обычно такой интервал).

4. Теперь осталось сделать самое главное: обсудить с собственником бизнеса форму взаимодействия. Обычно я использую два варианта:

- Управление бизнесом. Когда я выполняю роль управляющего по контракту или привлекаю своего человека для управления.

- Аренда бизнеса. Мы определяем фиксированные сумму, которую собственник получает ежемесячно, например, как аренду помещения.

Резюме:

Грамотная оптимизация и цифровизация бизнеса при бюджетах в диапазоне от 10 до 50 млн руб. позволяет прирастать прибыли в 2-3 раза в течение 1-2 лет.

Если нам поступило предложение «Забрать бизнес под управление», - это отличный вызов! В любом проекте можно найти массу точек роста.

Начать дискуссию