Сможешь больше зарабатывать на моем бизнесе? Забирай!
Что делать, когда нам поступило такое предложение?
Начнём с того что, если ты получил такое предложение, значит ты соображаешь в бизнесе. Значит тебя знают как человека, который умеет запускать и развивать бизнес проекты. В моем случае логика именно такая.
Ну что же, оправдаем доверие и посмотрим, что можно сделать с бизнесом, ответим на вопрос «Почему не работает бизнес?».
Здесь работает наше любимое правило 80/20. 80% – это умение организовывать бизнес, 20% – это экспертиза в конкретный бизнес области.
В данном случае меня привлекли как организатора, тогда мне нужен человек, чтобы закрыть экспертизу.
Собственно, уже на этапе оценки бизнес-проекта нам уже потребуется такой человек.
Рассмотрим подробнее этап оценки бизнес-проекта:
Изначально исходим из того, что бизнес не должен быть убыточным. Статистика показывает, что попытки вывести убыточный бизнес в плюс без кардинальных изменений успешно заканчиваются лишь в 20% случаев. Поэтому, чтобы не тратить время и ресурсы, важно с самого начала оценить текущую рентабельность.
Смотрим на Расходы. В любой книге по экономике мы прочитаем, что улучшения начинаем с сокращения расходов, и это безграничное поле для оптимизации. Дело в том, что в процессе жизнедеятельности, компания обрастает ненужными процессами, сотрудниками, активами. С сотрудниками на этапе Оценки мы не сможем разобраться, а вот понять, какие процессы и какие активы есть в компании, это сделать можно и нужно. По исследованиям McKinsey, можно оптимизировать до 30% затрат без потери качества продукта и эффективности бизнеса.
Пример: Собственник приобрёл по случаю помещение, где разместил свой бизнес. В результате используется только 60% площади, а остальная площадь только выкачивает деньги на эксплуатационные расходы. Увидели первую возможность оптимизации.
Двигаемся дальше: Клиенты до сих пор покупают абонемент в фитнес-клуб вручную, то есть вынуждены приходить в клуб, где менеджер тратит время на объяснение и заполнение бумажек. Это примерно 15 минут на клиента, что при 500 клиентах в месяц — 125 часов работы менеджеров. Автоматизация данного процесса может сэкономить 30% трудозатрат и сократить расходы на персонал.
Так, проходя по основным процессам бизнеса мы видим потенциал для их оптимизации. По данным Deloitte, автоматизация производственных и операционных процессов сокращает затраты в среднем на 25-35%, а внедрение цифровых сервисов повышает конверсию продаж и удержание клиентов на 40-50%.
В фитнес-бизнесе автоматизация клиентских процессов (онлайн-бронирование, электронные платежи) увеличивает количество клиентов минимум в 2 раза в течение первого года.
Теперь смотрим, как мы сможем поднять Доходы бизнеса, как зарабатывать больше, не увеличивая значимых затрат. Доходы компании получают только от одного источника,- это клиенты.
Сможем ли мы сделать так, чтобы клиенты больше покупали?
Посмотрим, какие составляющие бизнеса влияют на доходность:
Недвижимость, технологии, маркетинг, сотрудники, оборудование.
Для первоначальной оценки бизнеса трогать недвижимость и оборудование смысла нет, потому что с этими элементами связаны большие вложения. А наша задача - минимизировать расходы по вхождению в проект.
Акцентируемся на маркетинге, сотрудниках и технологии.
Маркетинг, это наши продажи. Сможем ли мы поднять продажи на проекте? Конечно, сможем, потому что в этом и заключается основная функция меня, как организатора. С продаж все начинается и ими же заканчивается.
Сотрудники и технологии. Вот здесь как раз нам и потребуется та экспертиза, которая составляет 20% успешного бизнеса, о чем я говорил в начале статьи.
Нам нужен человек, который оценит качество продукта и компетенцию текущих сотрудников, а также настроит Система управления.
Вот схема, по которой мы оцениваем бизнес:
1. Составление бизнес модели. В графическом виде описываем структуру бизнеса:
- организационно-функциональная схема компании,
- бизнес-процессы,
- активы компании и их состояние,
- портрет клиента,
- каналы продаж и рекламы,
- рыночное окружение.
Когда мы смотрим на бизнес модель, мы сразу видим слабые места и точки роста. Дополнительно выделяем точки, где автоматизация даст до 30% экономии или потенциальное увеличение продаж на 50%.
2. Составление финансовой модели. В Excel составляю бюджет доходов и расходов: текущий и который мы хотим достигнуть в результате прокачки бизнеса. Целевой бюджет делается в качестве гипотезы, но я стараюсь его делать максимально реалистичным, для того чтобы защитить свои интересы при вхождении в проект. Пример:
- Текущая выручка: 20 млн руб. в год - Целевая выручка: 40 млн руб. в год
- Текущие расходы: 15 млн руб. - Целевые расходы: 25 млн руб.
- Текущая рентабельность: 25% - Целевая рентабельность: 37%
3. Составление концепции.
Две предыдущие модели (бизнес и финансовая) позволяют нам увидеть разрыв между текущим состоянием бизнеса и тем, какой мы хотим получить финансовый результат. Так вот,
Концепция – это набор мероприятий по переводу бизнеса в нужное состояние. Практически, концепция представляет из себя дорожную карту мероприятий, которые нам предстоит сделать в ближайшие три месяца (я беру обычно такой интервал).
4. Теперь осталось сделать самое главное: обсудить с собственником бизнеса форму взаимодействия. Обычно я использую два варианта:
- Управление бизнесом. Когда я выполняю роль управляющего по контракту или привлекаю своего человека для управления.
- Аренда бизнеса. Мы определяем фиксированные сумму, которую собственник получает ежемесячно, например, как аренду помещения.
Резюме:
Грамотная оптимизация и цифровизация бизнеса при бюджетах в диапазоне от 10 до 50 млн руб. позволяет прирастать прибыли в 2-3 раза в течение 1-2 лет.
Если нам поступило предложение «Забрать бизнес под управление», - это отличный вызов! В любом проекте можно найти массу точек роста.