Крепость фишек и разгром «малых» акций

Крепость фишек и разгром «малых» акций

Стоило мне написать о том, что инвесторов больше ничем не испугаешь, как они устроили небольшую распродажу :)

Хотя ситуация осталась прежней, ведь в скорый успех переговоров мало кто верил. Зато под вечер вышли данные по инфляции, которые улучшили нам настроение — недельный рост замедлился до 0,04%, а годовая инфляция упала ниже 7%.

Поэтому вполне возможно, что ЦБ преподнесет нам новогодний сюрприз :) Но не будем забегать вперед, а лучше взглянем на недавнее прошлое — на динамику отдельных индексов за этот год — и сделаем соответствующие выводы.

С 3 января 2025 года индекс Мосбиржи «брутто» вырос на 1% — учитывая все наши проблемы, это еще неплохой результат.. За то же время индекс голубых фишек прибавил 3,5%, а акции малой и средней капитализации упали на 11%.

Рынок живет ожиданиями, но в тяжелые времена инвесторы смотрят не на прогнозы, а на текущее состояние бизнеса. У компании могут быть супер-радужные перспективы, но если она загибается в кризис, то эти перспективы ничего не стоят.

Почему же кризис так бьет по «малышам»?

Более дорогой долг. Компаниям роста нужен заемный капитал, чтобы обеспечивать свой рост. В них гораздо больше риска, поэтому деньги им дают под более высокий процент — и в период высоких ставок они думают о выживании, а не о развитии.

На рынке полно таких примеров — те же ВУШ и Делимобиль росли за счет кредитов, а теперь просто задыхаются в долгах (долг/EBITDA = 3,6х и 6,4х!). Вся их прибыль уходит на уплату процентов, и этих денег все равно не хватает.

Отсутствие дивидендов. Инвесторы любят дивиденды — это дает не только денежный поток, но и намекает на стабильность бизнеса. Голубые фишки платят «твердо и четко»; малыши же не могут этим похвастаться, поэтому их среди аутсайдеров.

Размер и направления бизнеса. Крупные компании могут работать в разных сферах — тот же Яндекс занимается и рекламой, и развлечениями, и доставкой с такси. У мелких компаний нет этой роскоши, поэтому их бизнес более узконаправленный.

В итоге они становятся уязвимыми, ведь кризис может ударить по всей отрасли. Так заказчики стали отказываться от нового софта — отсюда проблемы у Позитива, Астры, ИВА и прочих. Сюда же попадает и АЛРОСА — несмотря на размеры ее бизнес оказался слишком «узким».

Если же смотреть исторические данные, то при смене цикла первыми растут более ликвидные и крупные акции. И лишь потом за ними подтягиваются малыши — причем в ряде случаев из-за «легкости» они могут сделать «иксы».

Поэтому не от всех малышей нужно отказываться :) Тут все очень индивидуально, ведь даже в текущий период среди них есть те, кто опережает рынок (например, Лента и Мать и Дитя).

Приглашаю вас в свой телеграм-канал — там вы найдете еще больше материалов по финансам и фондовому рынку.

1
1 комментарий