Синергия, Белуга, Новабев - одно и тоже
Александр Мечетин, основатель Beluga Group, — фигура, конечно, уникальная. Он родился в Находке и получил диплом в 1997 году, когда ему было всего 22. Казалось бы, парень опоздал на раздачу пирога: к этому моменту приватизация в России уже завершилась, а гиганты советской индустрии давно обрели своих хозяев-олигархов. Обычному вчерашнему студенту ловить там было абсолютно нечего. Но Мечетин еще в универе, изучая экономическую теорию, усвоил железобетонное правило: любой кризис — это окно возможностей, когда активы стоят копейки. И проверка теории реальностью не заставила себя ждать. Грянул дефолт 1998 года. Рубль рухнул, народ в панике, а группа молодых ребят во главе с Мечетиным увидела в этом свой «золотой билет». Они заняли у родственников 30 тысяч долларов - по тем временам сумма весомая, и начали скупать акции местных предприятий. Ребята ставили пункты скупки у заводских проходных, давали объявления в газеты и пылесосили все подряд: мясокомбинаты, молокозаводы, все, что дышало. Первым их серьезным трофеем стал завод по производству крабовых палочек, который был на грани банкротства. Как только актив перешел к ним в руки, они тут же заложили его банку и взяли кредит под безумные 75% годовых. На этот кэш выкупили еще два молокозавода и мясокомбинат. Их компания «Синергия» работала по чисто спекулятивной модели: купить за копейки, причесать, наладить процессы и продать профильному инвестору уже за рыночный прайс. Самой жирной сделкой того периода стала перепродажа цементного завода в Еврейской АО фонду Baring Vostok — на этом они подняли первый серьезный капитал. Но к 2002 году Мечетин понял: халява кончилась. Все, что можно было перепродать на Дальнем Востоке, уже перепродано. Нужно было строить бизнес. И он сделал ставку на водку. Логика была железной: маржа там выше, чем в колбасе, а федерального лидера на рынке тупо нет. В молочке уже царил «Вимм-Биль-Данн», в мясе — «Черкизово», а водочный рынок был лоскутным одеялом из региональных игроков. И тогда начался их «крестовый поход» на запад. С 2003 по 2007 год никому не известная фирма из Находки начала агрессивно скупать ликеро-водочные заводы по всей стране. Сначала мелкие — в Перми и Нижнем, потом гигантов вроде Архангельского «Алвиза» или Мариинского завода в Сибири. Добрались даже до Подмосковья, купив завод в закрытом военном городе Краснознаменске. По оценкам экспертов, они вбухали в эту экспансию более 100 миллионов долларов. Но самый эпичный момент — это история покупки бренда «Белуга». Сам Мариинский завод они купили, но права на марку принадлежали другим ребятам. Те заломили цену в 10 миллионов долларов. Чтобы вы понимали контекст: тогда самой дорогой водкой у Мечетина был «Русский лед» по 140 рублей, а за бренды такие деньги вообще никто не платил в Росии. Тот же Олег Тиньков присматривался к «Белуге», но, узнав ценник, просто вышел из переговоров. А Мечетин рискнул. Он видел, как эта водка продается, и чувствовал потенциал. В 2007 году он выложил эти десять лямов. И не прогадал. Сейчас «Белуга» это синоним люкса. Мечетин уверен: создать элитный бренд с нуля невозможно, это магия. Проще купить то, что уже начало взлетать, и масштабировать. Ассоциативный ряд «Белуга - икра - Россия - дорого» сработал идеально. В том же 2007-м «Синергия» вышла на IPO, подняв 190 миллионов долларов за 19% акций. Сегодня этот бизнес переименовался уже дважды, известен как Новабэв и он владеет большой сетью ритейл магазинов по продаже алкоголя - Винлаб. Эмитент во всю готовит IPO Винлаба, которое мы увидим уже в следующем году. За обложку в стиле Кандинского спасибо умнейшим из Гугла.