Шанс не дается дважды
26–27 апреля в Технопарке Инновационного центра «Сколково» прошел один из крупнейших в России форумов по интеллектуальной собственности и креативным индустриям — IPQuorum 2021: Tech for Content. О том как заработать на NFT-активах, рассказали основатель креативного агентства GoodPR, криптоэнтузиаст Михаил Кабанов и художник Мария Романова
Стоит ли простому обывателю вкладываться в NFT?
Однозначный ответ: стоит. Другое дело, когда рассказываю людям, далеким от этой темы, суть NFT и инвестиций в них, то беседа обычно заканчивается вопросом: получается, мы покупаем ничто? В каком-то смысле они правы.
Сегодня ценность многих NFT-активов выглядит неоднозначно. Но вспомните, что еще 10 лет назад и биткоин в глазах широкой общественности выглядел так же. Кто-то что-то майнит, жгут электричество, греют компьютеры, а толку-то? И в 2009 году за 5050 биткоинов было заплачено всего 5 долларов, а сегодня за один биткоин дают 55 тысяч долларов или 4,19 млн рублей.
Я – художник и дизайнер, так что работаю в обоих мирах – и онлайн, и офлайн. Цифровыми произведениями сегодня уже никого не удивить. «Ничто» в данном случае не означает, что произведению грош цена. Кто знает, может, через 20–30 лет эти работы будут стоить миллионы. Ведь возмущалась же увиденным парижская публика, попавшая в 1874 году в бывшую мастерскую фотографа Надара, что на бульваре Капуцинов, а журналист Луи Леруа даже обозвал новое течение в живописи «импрессионизмом», то есть «впечатлизмом». Все они ошиблись, посчитав эксперимент неудачным; потомки оценили работы импрессионистов в миллионы. «Ничто» применительно к NFT относилось, скорее, к тому, что рынок цифрового искусства в настоящий момент еще весьма и весьма дикий. Да, NFT удостоверяет право собственности и вся сеть видит, кто продавал, кто покупал. Но что мешает любому пользователю скопировать понравившееся ему онлайн-произведение? Ничего. С другой стороны, ничто не мешает и художнику сделать копии с уже проданного уникального произведения и выставить его еще раз. И сделать это проще простого – достаточно зарегистрироваться на другой площадке, загрузить туда свою работу. И готово. Конечно, это рано или поздно может стать известным, но максимум, что грозит продавцу в таком случае, – это понижение его реноме, равно как и доверия, а, стало быть, цены его работ. Впрочем, этого уже немало...
NFT-актив появляется сразу в цифре или он может быть создан офлайн и потом попасть в Сеть?
читается, что NFT – это digital-искусство, то есть для его создания требуется «цифровой инструмент». Вроде как к тому обязывает электронная среда. Однако на мой взгляд, digital-искусством может статься и оцифрованное офлайн-произведение. Например, картина известного художника, находящаяся в некоем хранилище, получает цифровой сертификат в виде NFT, который и участвует в процессе купли-продажи, тогда как само полотно не трогается с места. Зато благодаря NFT о сделке знают все, и новый владелец картины также будет известен. Переход в цифру может идти разными путями. Иногда сам процесс получается довольно скандальным. Я о действиях блокчейн-компании Injective Protocol, создавшей NFT-актив из видео, на котором запечатлено сжигание работы Бэнкси Morons. Конечно, путем Герострата ходить не возбраняется – это прибыльно, но весьма сомнительно с моральной точки зрения.
Как появляются NFT?
Никаких чудес. Например, мы сделали фото нашего любимого котика, потому что он «мимишный». Дальше требуется зарегистрироваться на «маркетплейсе», закачать туда фото, дать описание и указать цену. Как только нажимаем кнопку «создать», исполняется программный код в блокчейне и у нашего питомца появляется уникальный адрес в блокчейне. Вот и вся магия. Если биткоин «майнится», то NFT «минтятся», от англ. minting – чеканка. Кстати, на подобных площадках можно купить не только NFT, но и FT. Последние не являются неповторимыми и уникальными. Речь, как правило, о нескольких копиях какого-то актива – картины, трека, фото и т.д. Уникальное, конечно, стоит дороже, но и продается сложнее. В целом маркетплейсы стараются верифицировать пользователей, сопоставляя их профиль на площадке и аккаунтами в социальных сетях – это позволяет бороться с подделками. По крайней мере, в какой-то степени
Как вариант, гарантию подлинности может дать солидный аукционный дом. В любом случае инвестиции в NFT сродни игре на бирже и предполагают изрядную долю веры, как и в случае с криптовалютами...
Почему люди вкладываются в крипту – это способ ухода от налогов, от бдящего ока государства?
Обманчивое впечатление. Все транзакции в крипте видны, легко отслеживаются, а как только кому-то удается сопоставить блокчейн-адрес с реальным человеком, все переводы становятся еще более прозрачными, чем в традиционном офлайне. Да, есть отдельные блокчейн-проекты, которые нацелены на маскировку отправителей и получателей. Недавно в новостях описывался теракт на Ближнем Востоке, исполнители которого получили оплату в Monero. Как следствие, торговые пары с этой монетой начали убирать биржевые площадки – никто не хочет связываться с «темной стороной». Так что сегодня спрятаться в мире крипты достаточно сложно. Привлекателен он тем же, чем и NFT – быстрым ростом стоимости активов.
Складывается ощущение, что NFT привнес изрядный хаос на рынок коллекционирования предметов искусства из-за спорности оценок цифровых работ?
Привлекательность NFT-активов сводится к легкости совершения сделки (приобрести цифровое произведение искусства можно не выходя из дома, по интернету) и в колебании цен. Это большая лотерея, шансы выиграть в которой не так уж и малы. Если покупать не бездумно, а потратить время на анализ рынка, почитать об авторе, посмотреть число его подписчиков, его предыдущие работы и цены на них, то можно самостоятельно понять – есть ли шансы у произведения вырасти в цене со временем или нет. Вероятность заработать на современном искусстве выше, чем на классическом. Ценность классики неоспорима, но она изначально высока и не растет столь же быстрыми темпами, как стоимость еще вчера мало известного художника. К тому же традиционные полотна надо хранить при определенных условиях, и стоит это недешево. Классика хороша для сохранения капиталов, новое искусство – для заработка. Конечно, для последнего требуются усилия.
Как приобщиться к миру прекрасного в цифре тем, у кого за душой ни единого коина?
Например, можно зарегистрироваться на Binance, где можно с помощью рублевой кредитки купить токены. Главное, определить, в какой проект вложиться. Для оценки проекта важно проанализировать биографии разработчиков, партнеров и работающих решений, использующих данную технологию. Если речь о маркетплейсе, то посмотреть, каких художников и знаменитостей они планируют привлекать. Такого рода проекты – с солидными и известными участниками, как правило, хорошо растут сразу после старта. Так что желающим поиграть в NFT-активы только и остается, что обменять на бирже свои доллары на монеты нужного проекта. Не инвестиционный совет, как принято добавлять после подробного рода заявлений.
Что привлекает художников идти в цифру?
NFT – это расширение аудитории и одновременно способ монетизации своих умений. В цифре продать легче, чем в офлайн-мире, как минимум, из-за отсутствия сложностей с логистикой. С другой стороны, легкость NFT-пути приводит к тому, что на рынке оказывается слишком много малоизвестных и не всегда талантливых авторов. В целом, это не страшно – настоящие таланты все равно пробьются, а вот покупателям придется стать внимательнее и активнее, чтобы не упустить талант в самом начале его карьеры. Чуть зазевался и стоимость NFT-актива резко возросла, поезд ушел. Кто бы мог подумать еще пять лет назад, что работа Beeple будет оценена на Christie's в десятки миллионов долларов? Лотерея цифрового мира максимально соответствует тому, что большинство из нас подразумевает под понятием «удача» и «счастливый случай». Но надо помнить, что шанс не дается дважды, и нужно торопиться.
А как художнику, пока еще далекому от мира крипты, начать продаваться в цифре?
Сначала он должен зарегистрироваться на маркетплейсе. Для создания своих NFT придется заплатить комиссию – самые популярные площадки работают на сети Ethereum, потому в эквиваленте можно заплатить 100 и больше долларов. Тем и интересны новые сети, как, например, Free TON, стоимость аналогичных действий составляет всего несколько центов. Зарегистрировавшись на площадке, оплатив комиссию за развертывание смарт-контракта, можно смело выставлять работу, назначать ей желаемую цену. Последняя ограничена исключительно фантазией автора. Но гарантий на то, что у вас по такой цене найдется покупатель, никто не даст. Все зависит от социального капитала продающего: Бэнкси может ставить миллионный ценник, а начинающий художник должен быть скромнее. Цена, кстати, выставляется в токене той сети, на технологиях которой работает данный маркетплейс.
Издержки коллекционеров и создателей можно также снизить, используя «обернутые» токены (от англ. wrapped). Их стоимость равняется стоимости, например, того же Ethereum, но работают они в другой сети – где комиссии меньше, скорость быстрее и так далее. Это позволяет существенно снизить стоимость входа на рынок NFT: вместо тысяч достаточно будет пяти долларов. То есть на 5 долларов надо будет купить криптовалюту, например, TON Crystal, а потом пойти на площадку, которая работает на технологиях Free TON и стать миллионером (но это не точно). Но счастливым обладателем какого-то NFT – можно точно.
Но что можно купить за 5 долларов?
Ван Гога, конечно, не купить, как и Бэнкси, но можно приобрести что-то попроще, например, какую-то картину, выпущенную тиражом в 100 экземпляров. Или малоизвестное произведение малоизвестного автора. Кто знает, может, завтра он станет популярен? Или какой-нибудь «мем» – их сейчас немало продается. Но надо быть реалистом: нигде – ни в офлайне, ни в онлайне – за столь малые деньги гарантированно приобрести что-либо стоящее вряд ли получится. Только если очень повезет.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором