Наталия Сергеевская: «Театр — это буфер, который помогает людям понимать друг друга»

30 и 31 октября на площадке Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Георгиевском переулке петербургский «Театральный проект 27» представил премьеру спектакля Ивана Пачина «Тоня Глиммердал». «Проект 27» можно назвать полноценным резидентом Нового Манежа, так как команда Наталии Сергеевской уже успела показать здесь две постановки — «Принц в корзине» Владислава Тутака и «Сочинение про Джобса» Ивана Пачина.

<p>Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"</p>

Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"

О том, как появилась идея создать театр для подростков, с какими проблемами сталкивается независимый коллектив, и о мечте отреставрировать под креативный кластер Дворец культуры «Красный Выборжец» Наталия Сергеевская рассказала IPQuorum.

— «Арт-платформа» — объединенный ресурсный центр в структуре Департамента культуры города Москвы, призванный оказывать системную поддержку негосударственным инициативам в сфере театрального искусства. Как началось ваше сотрудничество?

— Одна из главных проблем негосударственных театров — найти место, где играть. Особенно это актуально в Москве, где цена аренды высокая. А существовать без постоянного помещения театру практически нереально. Мы это хорошо знаем по себе. В Петербурге у нас нет своей площадки, и мы вынуждены постоянно кочевать с места на место. Это очень неудобно. Вопрос о создании резиденции для независимых театров не раз поднимался и на Вахтанговском фестивале театральных менеджеров, помощником руководителя которого я являюсь. Видимо, эта тема нашла отклик в Правительстве Москвы. Так родилась идея «Арт-платформы».

Мы приняли участие в открытом конкурсе «ТеатрONstage», который проводит «Арт-платформа», с проектом «Crossover» (будущий «Принц в корзине»). Это было в форме питчинга. Защищали идею спектакля, но конкурс не выиграли. Тогда нам сказали, что если мы найдем деньги на реализацию проекта, то нас пустят в «Арт-платформу». Мы подали на грант Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) на создание четырех постановок (двух в Москве и двух в Петербурге), и так получились спектакли «Принц в корзине» (спектакль был также поддержан Российским фондом культуры)и «Тоня Глиммердал». «Тоню» специально для «Нового Манежа» поставил с актрисой Театра имени Вахтангова Евгенией Ивашовой режиссер спектакля про Стива Джобса Иван Пачин. В основе книга Марии Парр очень популярного издательства «Самокат». Посмотрим, как пойдет сценическая версия.

Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"

— Получается, «Новый Манеж» стал вашей постоянной площадкой в Москве?

— Да, у нас уже есть расписание как на декабрь, так и на начало следующего года. Хотелось бы, чтобы кардинально ничего не поменялось. Хотя в моей практике было очень дружественное сотрудничество и с Театром Вахтангова, и с Губернским театром, но найти окно в афише репертуарного театра — задача архисложная. Нам просто всегда везло. Надеюсь, что с «Арт-платформой» все сложится, что проект продолжит свое существование, так как это уникальная история, которая очень помогает независимым коллективам, как мы.

— Давайте теперь тогда про вас и поговорим. Как появилась мысль создать театр, ориентированный на подростков? Аудитория ведь далеко не самая лояльная.

— Да, а потому и самая неохваченная. Например, когда мы подавали заявку на грант Президентского фонда культурных инициатив, то анализировали количество спектаклей для подростков в Москве и Санкт-Петербурге. На возраст от 9 до 16 лет приходится 7% всего театрального репертуара в профильных театрах (ТЮЗы и молодежные театры). (А только в Москве живет миллион подростков.) И это еще хороший показатель, потому что есть регионы, где нет ни одного даже детского спектакля, не то что подросткового. И это, на мой взгляд, совершенно неправильно. Ведь все мы знаем, что подростковый возраст — самый сложный в жизни человека. К сожалению, Россия входит в число лидеров по количеству подростковых самоубийств. Причин очень много. И говорить о них жизненно необходимо. Именно в этом мы видим свою социальную миссию, как бы пафосно это ни звучало.

Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"

— Хорошо. А что тогда, на ваш взгляд, современный театр для подростков? И действительно ли он им нужен?

— На самом деле каждой социальной группе нужен свой театр, где бы говорилось о том, что для нее сейчас важно, актуально. Мне нравится мысль нашего режиссера Юлии Каландаришвили. С подростками надо говорить точно так же, как со взрослыми, только на те темы, которые их интересуют. Одних школьных походов на классику явно не хватает. Да и воспринимают они их зачастую как очередной урок литературы. К современным молодым людям нужен иной подход. Когда мы решили делать спектакль про Джобса, то удивились, как мало у нас со сцены говорят о мире технологий, о тех, кто их создавал и создает, о том, как важно верить себе и идти за своей мечтой, не бояться ошибок, пробовать и создавать то, чем потом будут пользоваться миллионы людей.

Опять же, существует много современной литературы, здесь издательства продвинулись значительно глубже, чем театр. Нужны истории, которые их захватят. Нам сейчас очень важно не упустить эту аудиторию. Мы хотим показать им, что в театре тоже может быть кайфово, и что театр сам по себе — это невероятное удовольствие. Что он может быть модным, говорить с ними на одном языке, разделять их проблемы, чаяния, надежды, тревоги. Например, у нас есть спектакль-игра «Краш в сердце», посвященный первой влюбленности, тому, как выстраивать взаимоотношения, как не ранить себя и тех, кто рядом. При этом там нет никакой назидательности, это очень веселое мероприятие.

Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"

— Знаю, что в вашем спектакле «Принц в корзине», рассказывающем о том, как мальчик из семьи известного баскетболиста решил стать театральным режиссером, присутствует психолог. Театр может работать как психотерапия?

— С нами работают очень известные подростковые психологи Тамара Славина и Никита Карпов. Мы не раз с ними обсуждали тему, зачем подростку нужен театр. Причин несколько. Первая — здесь выплескиваются, а иногда и выплакиваются те эмоции, которые не получается выразить дома. Чтобы это не взорвало дом, некоторые эмоциональные бомбы лучше сбросить в театре. Вторая — там затрагиваются темы, которые не всегда удобно или привычно обсуждать с родителями. Например, любовь и отношения. Далеко не каждый пойдет с этим к папе с мамой, как, собственно, и к психологу. А тут эти темы прорабатываются в процессе спектакля. В какой-то степени это буфер между родителями и подрастающими детьми, который помогает им научиться лучше понимать друг друга. Мы после каждого спектакля опрашиваем зрителей, и результаты удивляют. Например, после «Принца в корзине» один папа написал мне, что впервые задумался, а правильно ли он общается со своим сыном, достаточно ли тому свободы, не затюкал ли он его своими «хотелками». И таких комментариев много. Театр становится ниточкой, которая связывает «отцов и детей», позволяет им обсудить то, что раньше даже в голову бы не пришло. Я бы не назвала это психотерапией, скорее сонастройкой.

Наталия Сергеевская: «Театр — это буфер, который помогает людям понимать друг друга»

— У «Принца в корзине» есть подзаголовок «Почти автобиографическая легенда». Какую роль в биографии публичного человека играет мифологизация?

— История доказывает, что огромную. У нас как-то не принято об этом говорить. А это всегда очень интересно. Люди любят истории, особенно невероятные, а уж тем более основанные на более или менее реальных событиях. Давайте на примере все того же Джобса. Всем же любопытно, как Джобс стал Джобсом. У него было огромное количество провалов, другой бы на его месте тысячу раз бы руки опустил, а он продолжал двигаться вперед. Например, у него не было состоятельных родителей, это простой парень, который всего добился сам. При этом его выгнали из собственной корпорации, из компании, которую он создал с нуля. Или еще занятный факт: его зарплата составляла всего один доллар, хотя он мог назначить себе любой оклад.

Кстати, наш спектакль начинался именно с того, что режиссер увлекся его биографией. И только потом мы все заметили, что они еще и внешне очень похожи.

Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"
Фото предоставлено pr-службой "Театрального проекта 27"

— Текст для спектакля написала молодой драматург Клава Ильина. Как вы ее искали?

— Опять же случай. Мы вместе работали в Большом театре кукол. В какой-то момент стало понятно, что она отлично пишет для сцены, и когда возникла идея спектакля про Джобса, то мы решили ее привлечь. Оказалось, призвание. Сейчас она заканчивает учиться в РГИСИ у Натальи Степановны Скороход.

— Сейчас многие отмечают, что купить права на постановку иностранных авторов становится все труднее.

— Это правда. Думаю, что в ближайшее время нам нужно будет делать упор на российских авторов. Благо они у нас есть: Ася Кравченко, Кристина Кретова, Анна Красильщик и многие другие. Кстати, Кристина Кретова написала книгу «Секреты старого особняка», которая продается в поддержку нашего театрального проекта.

— Если не ошибаюсь, то в ней идет речь об особняке Игеля, где в свое время бывали Антон Чехов, Максим Горький, Фёдор Шаляпин.

— Да. У этого дома очень интересная судьба. Кажется, что он пережил с нашей страной все ее исторические перипетии. К сожалению, сейчас он находится в плачевном состоянии. В Петербурге вообще очень много заброшенных особняков. В книге мы даже поместили карту разрушающихся старинных зданий, а рядом опубликовали список независимых театров, которым очень нужен дом. Представляете, как было бы здорово, если бы можно было объединить это в один проект и реставрировать здания под нужды конкретного коллектива.

Наталия Сергеевская: «Театр — это буфер, который помогает людям понимать друг друга»

— Вы и сами, как я понимаю, приглядываетесь к одному из исторических зданий?

— Да. Хотя оно и не такое старое, как особняк Игеля. Речь идет о ДК «Красный Выборжец», который сегодня принадлежит одной частной компании. Здание относится к сталинскому ампиру. Там не разрушены коммуникации, но оно требует серьезного ремонта. Нам готовы предоставить его в безвозмездную аренду, но мы должны привести его в порядок, а это 300 миллионов рублей. Для нас сумма неподъемная. Но наша идея — это не только театральная площадка, но и большой современный креативный кластер для подростков, современный ДК, который вместил бы в себя множество разных активностей, которые сегодня разбросаны по всему городу. Это позволило бы многим ребятам найти себя, научиться чему-то новому, а может, и создать компанию, которая со временем подвинет Apple. Конечно, пока это только мечта, и порой руки опускаются, но мы не сдаемся и не теряем надежды, что наши идеи рано или поздно воплотятся в жизнь. А пока ждем всех на наших спектаклях.

Беседовала: Ксения Позднякова, автор Телеграм-канала «Ксюша про театр и не только»

***

Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum – первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития. IPQuorum исповедует доказательную редакционную политику и показывает на достоверных фактах и судьбах, что сегодня инновации возникают на пересечении разных идей и индустрий.

Начать дискуссию