Рынок транспортной логистики: основные тренды, цифровизация проверки состояния груза и использование RFID-технологий

В сегодняшней статье мы попытаемся понять и оценить проблемы участников рынка логистики, а также выявить основные тренды, которые принесла пандемия и то, с помощью чего компании справляются с конкуренцией.

Статья разделена на 3 части:

1. Тренды и проблемы.

2. То, как с ними справлялись участники рынка.

3. Решения.

Самое главное: пандемия сократила объем рынка коммерческих грузоперевозок еще в 1 квартале 2020 года на 230 млрд. рублей, а за 8 прошлогодних месяцев было перевезено 5 млрд. тонн грузов, что на 5,9% меньше результатов 2019 года.

Тем не менее, главным изменением рынка был переход в диджитал-среду, а именно, как считают в Pony Express, тренд года – это усиление тех игроков рынка, кто не является сугубо логистическими компаниями (как пример – «Яндекс.Доставка»).

Такие крупные компании, как правило, используют стратегию монополизации за счет сильного бренда, что, в конечном счете, затрудняет конкуренцию узкоспециализированных на транспортных перевозках компаний.

На этом фоне компании и решили внедрять цифровые сервисы в свои услуги. Например, компания «Умная логистика» отмечает появившиеся сложности, связанные с переходом на удаленные процессы, а вследствие этого – возникшую необходимость в мониторинге грузов в режиме реального времени.

B2C-перевозки, напротив, имели высокий рост заказов в кризисный период и, аналогично с B2B-сектором, возросшую конкурентную среду. Вследствие этого в обоих секторах появились и новые стандарты, накладывающие на логистические компании дополнительные заботы в виде отчетности и необходимости снижать трудозатраты и экономить на транспортировках.

Кроме того, выросли и запросы потребителей, нуждающихся в оперативном контакте с компанией-грузоперевозчиком в случае возможных задержек. Хоть и подобные ситуации, когда клиент винит логистическую компанию, случались часто и до наступления пандемии.

Именно поэтому лидерами отрасли являются компании, использующие IT-технологии и, таким образом, автоматизирующие собственные процессы. Например, у ГК «Деловые Линии» автоматизировано более 60% операций: отчетность, контроль сохранности груза и сроков перевозки.

Следствие пандемии: демпинг цен и уход с рынка многих игроков

С учетом снижения количества заказов в коммерческом B2B-секторе, многие игроки либо не выдерживают и занижают цены, либо как раз таки и не используют IT-технологии, сопутствующие автоматизации процессов и оптимизации ресурсов, что негативно влияет на конкурентоспособность.

Например, зачастую необходимы проверка состояния груза и (или) местоположение груза, но далеко не все компании на рынке занимаются цифровизацией подобных задач.

Зачастую сам персонал отклоняется от маршрута, что в массовом количестве негативно влияет на получаемую прибыль, а потому возникает необходимость в дополнительном контроле, где нужно отследить движение груза.

Подобный контроль зачастую и усложняет работу логистической компании, не оптимизируя затраты в целом. Поэтому часто упоминаемая в статье цифровизация – один из рентабельных выходов.

Идущая с ней ориентация на удобство, в свою очередь, и являлись причинами удержания рассмотренных в исследовании компании. Например, появился интерес к использованию IT-сервисов в сфере логистики с помощью лишь мобильного телефона.

Одно из популярных решений: RFID-метки и связанная с ними инфраструктура

По сути, тренд на IT-сервисы и цифровизацию в логистике обусловлен популярностью RFID-меток, при помощи которых происходит отслеживание и аналитика грузов.

RFID – это прикрепленный к грузу маячок, посредством которого происходит автоматический сбор данных: проверка состояния груза, местоположение груза, температура, удары и повреждения.

Главной причиной популярности подобных технологий является повышение открытости, скорости и прозрачности бизнес-процессов: требуется значительно меньше времени на получение информации о движении транспорта и повышается ее достоверность. Таким образом, можно отследить движение груза.

Например, прием поддона с 25-ю промаркированными штрихкодом коробками занимает в среднем 17 минут (вскрытие поддона, считывание каждого штрихкода, сравнение с заказом, упаковка поддона), тот же самый поддон с промаркированными RFID-метками коробками принимается в среднем за 30 секунд.

В среднем RFID-метки позволяют экономить на транспортировках до 40%, а также сокращать трудозатраты логистов в 2 раза.

Проблемы, которые мы отметили ранее, также решаются подобными технологиями, позволяющими осуществлять:

1. Соблюдение сроков перевозок и их дальнейшее планирование, а также оперативное оповещение о внештатных ситуациях.

2. Контроль перевозок, позволяющий стимулировать водителей использовать автомобиль по назначению, не тратя рабочее время на личные дела.

3. Полную прозрачность пути и возможность своевременного оповещения клиентов о задержках.

Use-кейсы и причины использования RFID-меток логистическими и связанными с грузоперевозками компаниями:

1. Собственники груза

1.1 Бизнес использует курьерские службы.

Цель: контролировать качество работы и своевременность доставки клиенту.

Проблема: сложность отслеживания курьеров.

Решение: установка RFID в коробку/пакет с продукцией логистической компании.

1.2 Бизнес продает антиквариат.

Цель: быстро и безопасно доставить груз.

Проблема: задержка доставки и порча товара / вопрос: как можно отследить груз?

Решение: RFID позволяет определить причины проблем: отклонение от маршрута, задержка.

2. Логистические компании

Цель: повысить спрос на услуги.

Проблема: у клиента всегда есть выбор – перенасыщенность предложений на рынке / вопрос: как можно отследить груз?

Решение: использование RFID с GSM-модулем для демонстрации клиентам прозрачности всего пути перевозки.

3. Страховые компании

Цель: повысить лояльность клиентов к компании.

Проблема: многообразие предложений на рынке.

Решение: использование добавленной ценности для клиента в виде дополнительного “физического” страхования.

На самом деле производителей RFID на рынке достаточно большое количество. И мы тоже занимаемся разработкой датчиков, не отделяя их от единой платформы и работая по всем канонам IoT.

RFID-решения на рынке логистики идентичны, а потому мы имеем стандартный для отрасли набор необходимых функций для датчиков.

Кроме перечисленных в статье компаний, мы также производим RFID-метки, но, в отличие от других компаний, у нас есть очень стильный хамелеон, который впишется в настроение вашей компании)

Более подробная информация и контакты:

+7 (904) 335-5503

Почта: [email protected]

Наш канал с другими исследованиями IT-отрасли: https://t.me/kauriot

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Цимерманн

. Чувак на текстах собаку съел. Столько воды, а как расписано, что читать интересно. Моё почтение.

По рФид меткам интересно, что они всплывают каждые 2-3 года, но массово так и не пошли почему-то.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Не для нашей страны. У нас автопарк сильно изношен, тарифы не поднимаются лет 10 как минимум. Последние фирмы которые до этого исправно платили начинают занижать тарифы. ГСМ и расхода дорожает. На АТИ последнее врем вообще одни копейки...
А вы предлагаете удорожать грузоперевозки... Сомневаюсь что кто-то решиться, плюс у крупных контор в авто трекеры которые показывают весь путь, расход, температуру в будке, кабине, за бортом, время в пути до отдыха, дистанционно могут заглушить авто и прочее.
Для остального есть бюджетный штрих-код или QR

Ответить
Развернуть ветку
Zafir Yunusov

Ничего в этой стране не идет

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Не знаю как у ребят, но метки стоят копейки, считывать с них информацию не рокет сайнс.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Сомневаюсь что дешевле обычной или термотрансферной бумаги на которой печатают QR, считываемый даже обычным смартфоном

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Рфид считывается удаленно. В этом их основное преимущество и поэтому большее количество сценариев использования. Лень гуглить, но они стоили копейки ранее.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Я погуглил, совсем не копейки. Плюс сама себя она не считает, нужен программно аппаратный комплекс, причем это нужно повсеместно, что выльется в приличную копейку

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Да смысл спорить, если автор статьи забил болт и не вмешивается ))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Да он сам в это не верет😆

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Богданов

"Проблема: сложность отслеживания курьеров.
Решение: установка RFID в коробку/пакет с продукцией логистической компании."
"RFID позволяет определить причины проблем: отклонение от маршрута, задержка."

А не перепутал автор и поставщик RFID и GPS/GLONASS?
RFID - электронная метка с радиусом действия в метрах
и GNSS - трекинг по спутниковым координатам GPS/GLONASS охватывающим всю планету

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда