{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

#Вцифре: опыт дистанционного образования РГАИС

Из риал лайф в онлайн всецело — прежде такое было возможно только в фантастических фильмах.

Новый мир стал нашей реальностью. А хештег #оставайтесьдома в настоящий момент — самая надежная из существующих вакцин.

Совсем скоро мы точно переживем эпидемию и вернемся к привычной жизни... И снова как в фантастике — стоп-кадр. Пандемия изменила не только привычное течение всех процессов социума здесь и сейчас, но и заставляет переоценить будущее, какие ресурсы действительно являются ключевыми, что можно вернуть без ущерба, а что придется переосмыслить с этого момента и навсегда.

Перевод образования в дистанционный формат — необходимость, которую пришлось реализовать со сроком «до вчера».

Ольга Терещенко, и.о.декана юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности, доцент Кафедры патентного права и правовой охраны средств индивидуализации, к.ю.н.

В конце января 2020 года я стала деканом юридического факультета Российской государственной академии интеллектуальной собственности (РГАИС). Сегодня я расскажу о том, как справился РГАИС с новым вызовом времени, обо всех провалах и находках. Хроника событий, конкретные методики и новые форматы для вовлечения студентов в образовательный процесс. Но для начала главный спойлер — мы смогли!

У нашего и.о.проректора по учебной части и заведующего одной из кафедр — Александра Ларина довольно давно был опытный образец дистанта — развернутый на платформе MOODLE межкафедральный ресурс «ДИСТАНЦИЯ». Использовался он в былые времена исключительно для нерадивых студентов — тех, кому приходилось отрабатывать материал в связи с пропуском занятий или неудачными сдачами тем по предмету.

16 марта стало понятно, что все студенты вуза совсем скоро перейдут в разряд вынужденных прогульщиков и двоечников. С 17 до 21 марта официально были объявлены «переходные» дни — у студентов свободное посещение, у нас — перевод всех процессов в онлайн.

Так, 17 марта началась новая эра образовательной жизни.

Александрой Аракеловой, и.о.ректора РГАИС, на планерке была поставлена задача: "Быстро, четко, без "завтра" — развернуть площадку, обеспечить своевременное вовлечение всех сторон процесса, масштабировать количество ресурсов и качество образовательного материала, обучить сотрудников, реализовать бесперебойную поддержку и возможность отчетов о результатах работы". Так наш механизм получил мощные вводные, которые были обязательны к исполнению.

Какие ресурсы мы используем.

  • Главная тема — платформа MOODLE.

Сайт Александра Ларина носил очень актуальное для новой действительности название — sofadoma.ru. Призыв «оставайтесь дома» — крик власти и сознательных граждан — от спортсменов до звезд эстрады. И вот наша sofadoma.ru стала первой площадкой для образовательных экспериментов РГАИС.

Начиняя с малого и самых азов, сегодня «прикручиваем» видео-конференц как основу для очного общения преподаватель-студент посредством OpenMeeting. О главной платформе и ее возможностях читайте дальше.

  • Мессенджерам — да.

Созданы многочисленные группы в WhatsApp’е, которые позволяют осуществлять оперативную связь, а также при необходимости кидать ссылки на ресурсы и пересылать задания и документы.

  • Zoom.

Первое общение по поводу дистанта со студентами звучало следующим образом:

- И завтра будет видеозанятие по скайпу…

- Давайте лучше Зум? Он удобнее.

Удобнее скайпа. Продвинутее и интереснее. Прост в использовании. Меньше лагает и отваливается. Позволяет демострировать экран, но в отличие от скайпа — демонстрирует только те окна, которые выделены, в остальное время организатор конференции может использовать другие вкладки и окна, при этом участники конференции видеть этого не будут.

  • Естественно, почта.

Рассылка отдельных материалов или в отдельные периоды просто не могла быть осуществлена иначе.

moodle

Я знаю, что образовательные платформы бывают разные. MOODLE — моя первая и единственная. Пока или навсегда — время покажет. На данный момент, по опыту пребывания там на протяжении 2х недель, скорости освоения инструментов, их простоте и понятности, а также трех проведенных занятий - она прекрасная для развертывания виртуальной обучающей среды.

Для доступа необходима почта, которая выступает как логин. Мы собрали имена действующих ящиков у студентов, это заняло чуть больше суток. Техадмин каждому сгенерировал и выслал на почту пароль.

Каждая группа студентов подписана только на те предметы, которые включены в их расписание, начиная с момента начала дистанционного обучения. Преподаватели подписаны только на свои дисциплины. Такой избирательный подход позволяет избежать путаницы при работе с системой.

Преподаватели сделали индивидуальные графики работы, в которых прописаны дни, время, дисциплина, вид занятия — лекция или семинар, количество пар, тема занятия, группа.

Система фиксирует присутствие на сайте в определенное время конкретных людей, это позволяет установить присутствие как преподавателей, так и студентов на виртуальных занятиях. Расписание мы не меняли, а потому и преподаватели, и студенты в дни и время своих занятий должны были находиться на платформе.

Стоит отметить, что удобство взаимодействия на платформе MOODLE достигается возможностью настройки автоматического периода доступа — установки даты и времени открытия материалов для изучения и даты и времени их закрытия. Это позволяет отслеживать действительные занятия студентов в установленное расписанием время.

Из инструментов мы начали с блока «Лекция».

Каждый из преподавателей выработал свой сценарий.

Например, мы с Александром Лариным сделали следующее.

Вся лекция разбита на подтемы, согласно рабочей программе дисципилины. Студент читает первую подтему в текстовом формате, нажимает "далее" и видит контрольный вопрос или вопросы в виде теста по пройденной теме. Отвечает. Если ответ верный, система автоматически переводит его на страницу с текстом следующей подтемы. Если ответ был неверный, система возвращает студента на предыдущую страницу для повторной отработки материала. И так до последней подтемы. В конце лекции - тест по итогам изучения всей темы.

При этом система позволяет настроить условия оценки теста — возможность повторного ответа с штрафными баллами, максимальный балл (5) и прочие.

Такой подход обеспечивает оценку освоения материала.

Параллельно с этим для каждой темы создан «чат» — инструмент живого общения в отдельном окне. Переписка чатов также фиксируется в системе.

Другой необходимый блок — «задание». Позволяет размещать задания для семинара, которые студенты могут отработать во время занятия и загрузить подготовленный результат в систему.

Из нововведений — видео-конференц связь. На внешних площадках реализация данной функции подразумевает необходимость сторонней фиксации — записи с экрана, скринов и т.д. Развертывание инструмента в рамках платформы MOODLE позволяет записывать и сохранять материалы видеоуроков в архиве дисциплины, тем самым систематизируя результат образовательного процесса.

Уроки для педагогов лучше всего проводить в мессенджерах с прикреплением скринов по шагам и требованием сообщать об освоении курса с практической отработкой сразу на платформе в рамках своего предмета.

В целом платформа реально классная. Мы пока у самых истоков и только начали освоение. Но то, что было сделано, позволило обеспечить обучение студентов всех форм в самые короткие сроки без потери качества образования.

Наши провалы.

  • Проблема номер один — технические возможности площадки.

Оплаченное размещение не подразумевало такого количества входов на ресурс преподавателей и студентов, которое могло бы обеспечить бесперебойный поток взаимодействия. Дважды приходилось увеличивать пропускную способность. В итоге, спустя всего 2 недели, в пятницу 27ого, мы остались наедине с рухнувшей системой, и сайт полностью пришлось размещать на другом сервере. Спасибо передышке в виде недельных каникул.

  • Вторая проблема — человеческие ресурсы.

Работа с коллективом — всегда нелегкая задача. С каждым приходится находить общий язык и выстраивать свою линию взаимодействия. Преподаватели — взрослые люди, однако это не лишает общение простых человеческих сложностей. Кому-то приходится доносить одну и ту же информацию по несколько раз, кто-то строптиво отказывается изучать новое и требует, чтобы материалы выгружались на платформу кем угодно другим — сисадмином, лаборантом, программистом, проректором или сотрудниками деканатов, — с формулировкой «преподаватель должен только разработать курс, а не заниматься техническими вопросами», кто-то, напротив, деятельно берет инициативу и опережает вопросами процесс на несколько шагов, кто-то слишком скуп на материалы, кто-то в силу возраста или навыков просто не может освоит новые электронные сервисы. Однако все эти вопросы мы сумели решить путем переговоров и индивидуальной работы. Стоило это колоссальных усилий и времени. Но вспомним наш спойлер в самом начале — мы смогли!

  • Третья сложность — время.

В условиях очень стремительно меняющейся ситуации против нас играли даже не дни, а часы. Общение по мессенджерам приобрело характер 24/7. Кто-то только проснулся, а кто-то уже лег спать, но вопросы есть у всех и реагировать на них нужно оперативно. Дистант подразумевает более вольное отношение к временным рамкам. Действительно, пить кофе с бутрербродом можно не до начала занятий, а прямо во время них. Однако у организаторов процесса — администрации вуза времени на бутерброды не осталось вовсе. Необходимость перевести весь объем в цифру в условиях сжатых временных рамок и ресурсов вынуждала работать вне графика. Две перенасыщенные информацией и загруженностью недели работы.

Многозадачность — наше всё.

Александр Ларин,

и.о. проректора по академической политике и организации учебного процесса Российской государственной академии интеллектуальной собственности, заведующий Кафедрой теории, истории права и публично-правовых дисциплин, к.ю.н.

  • Коммуникации всех со всеми.

Мы настроили несколько уровней взаимодействия. Изначально это приводило к задвоению задач и многократости передачи информации. Только опытным путем смогли настроить точные маршруты.

Координатором процесса выступил проректор. Была создана группа в WhatsApp, где выкладывались уроки по работе с платформой и налажена обратная связь с преподавателями, техадмином, даканатами.

Со студентами контактируют деканаты. Рассылка происходит по мессенджерам, в группах вконтакте, а также на почту (логин, пароль для входа в систему).

Точечно от преподавателей — рассылка на почту старостам и каждому из студентов заданий по темам (в период, предшествующий централизованному началу дистанционного образования, и в моменты, когда сайт не работал).

Наши достижения и находки.

Владимиру Евгеньевичу Китайскому, к.т.н., одному из любимейших преподавателей РГАИС, — в этом году исполняется 79 лет. Он очень крутой специалист, с внушительным научным бэкграундом и горящими глазами. Владимир Евгеньевич был одним из пионеров нового дистанционного формата. За первый день он выложил на платформу более 30 тестов. Зная, что тесты — это крайне ресурсозатратный механизм с позиции реализации MOODLE, для нас он стал эталоном скорости работы. А главное сразу установил планку — всё возможно!

А 27 марта я сама решилась на эксперимент. С юристами 3 курса у нас был семинар по дисциплине «Правовая охрана средств индивидуализации». Первые 2 пары мы провели, выполняя задания на платформе, а вот третью пару решили провести в Zoom с одновременной трансляцией в прямом эфире через инстаграм.

Во время семинара мы говорили о правах на мемы. Но чтобы не просто говорить, но и приобщиться, днем ранее ребятам было дано задание.

Задание к семинару​

Голосование на самый креативный мем разместили на фейсбуке.

Сегодня здесь — наши победители.

8 место​ Максим Сачков
7 место​ Анна Кунова
​6 место Максим Сачков
​5 место Максим Сачков
​4 место Ирина Буслаева
​3 место Максим Сачков
​2 место Максим Сачков
​1 место Максим Сачков

Абсолютным победителем и по итогам голосования самих студентов, и по итогам открытого голосования на фейсбуке стал последний мем.

Но и это не всё. В рамках семинара мы успели «сходить», виртуально разумеется, в 20 самых необычных музеев мира.

А главное, приняли решение о создании в режиме изоляции нового виртуального арт-пространства «Музея ну такого себе искусства и студенческих ошибок» по аналогии с Музеем плохого искусства в Массачусетсе, США (Museum of Bad Art).

Какие работы там будут представлены, на какой площадке мы развернем наше новое детище, как назовем ресурс и кто возьмет на себя роль модератора, нам еще предстоит решить. Но это совсем другая история, об опыте работы над которой мы обязательно напишем другую статью.

Всем продуктивной изоляции, чистых рук и здоровья!

С любовью, ваша Российская государственная академия интеллектуальной собственности.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда