#Вцифре: опыт дистанционного образования РГАИС
У нашего и.о.проректора по учебной части и заведующего одной из кафедр — Александра Ларина довольно давно был опытный образец дистанта — развернутый на платформе MOODLE межкафедральный ресурс «ДИСТАНЦИЯ». Использовался он в былые времена исключительно для нерадивых студентов — тех, кому приходилось отрабатывать материал в связи с пропуском занятий или неудачными сдачами тем по предмету.
16 марта стало понятно, что все студенты вуза совсем скоро перейдут в разряд вынужденных прогульщиков и двоечников. С 17 до 21 марта официально были объявлены «переходные» дни — у студентов свободное посещение, у нас — перевод всех процессов в онлайн.
Так, 17 марта началась новая эра образовательной жизни.
Александрой Аракеловой, и.о.ректора РГАИС, на планерке была поставлена задача: "Быстро, четко, без "завтра" — развернуть площадку, обеспечить своевременное вовлечение всех сторон процесса, масштабировать количество ресурсов и качество образовательного материала, обучить сотрудников, реализовать бесперебойную поддержку и возможность отчетов о результатах работы". Так наш механизм получил мощные вводные, которые были обязательны к исполнению.
Какие ресурсы мы используем.
- Главная тема — платформа MOODLE.
Сайт Александра Ларина носил очень актуальное для новой действительности название — sofadoma.ru. Призыв «оставайтесь дома» — крик власти и сознательных граждан — от спортсменов до звезд эстрады. И вот наша sofadoma.ru стала первой площадкой для образовательных экспериментов РГАИС.
Начиняя с малого и самых азов, сегодня «прикручиваем» видео-конференц как основу для очного общения преподаватель-студент посредством OpenMeeting. О главной платформе и ее возможностях читайте дальше.
- Мессенджерам — да.
Созданы многочисленные группы в WhatsApp’е, которые позволяют осуществлять оперативную связь, а также при необходимости кидать ссылки на ресурсы и пересылать задания и документы.
- Zoom.
Первое общение по поводу дистанта со студентами звучало следующим образом:
- И завтра будет видеозанятие по скайпу…
- Давайте лучше Зум? Он удобнее.
Удобнее скайпа. Продвинутее и интереснее. Прост в использовании. Меньше лагает и отваливается. Позволяет демострировать экран, но в отличие от скайпа — демонстрирует только те окна, которые выделены, в остальное время организатор конференции может использовать другие вкладки и окна, при этом участники конференции видеть этого не будут.
- Естественно, почта.
Рассылка отдельных материалов или в отдельные периоды просто не могла быть осуществлена иначе.
moodle
Я знаю, что образовательные платформы бывают разные. MOODLE — моя первая и единственная. Пока или навсегда — время покажет. На данный момент, по опыту пребывания там на протяжении 2х недель, скорости освоения инструментов, их простоте и понятности, а также трех проведенных занятий - она прекрасная для развертывания виртуальной обучающей среды.
Для доступа необходима почта, которая выступает как логин. Мы собрали имена действующих ящиков у студентов, это заняло чуть больше суток. Техадмин каждому сгенерировал и выслал на почту пароль.
Каждая группа студентов подписана только на те предметы, которые включены в их расписание, начиная с момента начала дистанционного обучения. Преподаватели подписаны только на свои дисциплины. Такой избирательный подход позволяет избежать путаницы при работе с системой.
Преподаватели сделали индивидуальные графики работы, в которых прописаны дни, время, дисциплина, вид занятия — лекция или семинар, количество пар, тема занятия, группа.
Система фиксирует присутствие на сайте в определенное время конкретных людей, это позволяет установить присутствие как преподавателей, так и студентов на виртуальных занятиях. Расписание мы не меняли, а потому и преподаватели, и студенты в дни и время своих занятий должны были находиться на платформе.
Стоит отметить, что удобство взаимодействия на платформе MOODLE достигается возможностью настройки автоматического периода доступа — установки даты и времени открытия материалов для изучения и даты и времени их закрытия. Это позволяет отслеживать действительные занятия студентов в установленное расписанием время.
Из инструментов мы начали с блока «Лекция».
Например, мы с Александром Лариным сделали следующее.
Вся лекция разбита на подтемы, согласно рабочей программе дисципилины. Студент читает первую подтему в текстовом формате, нажимает "далее" и видит контрольный вопрос или вопросы в виде теста по пройденной теме. Отвечает. Если ответ верный, система автоматически переводит его на страницу с текстом следующей подтемы. Если ответ был неверный, система возвращает студента на предыдущую страницу для повторной отработки материала. И так до последней подтемы. В конце лекции - тест по итогам изучения всей темы.
При этом система позволяет настроить условия оценки теста — возможность повторного ответа с штрафными баллами, максимальный балл (5) и прочие.
Такой подход обеспечивает оценку освоения материала.
Параллельно с этим для каждой темы создан «чат» — инструмент живого общения в отдельном окне. Переписка чатов также фиксируется в системе.
Другой необходимый блок — «задание». Позволяет размещать задания для семинара, которые студенты могут отработать во время занятия и загрузить подготовленный результат в систему.
Из нововведений — видео-конференц связь. На внешних площадках реализация данной функции подразумевает необходимость сторонней фиксации — записи с экрана, скринов и т.д. Развертывание инструмента в рамках платформы MOODLE позволяет записывать и сохранять материалы видеоуроков в архиве дисциплины, тем самым систематизируя результат образовательного процесса.
Уроки для педагогов лучше всего проводить в мессенджерах с прикреплением скринов по шагам и требованием сообщать об освоении курса с практической отработкой сразу на платформе в рамках своего предмета.
В целом платформа реально классная. Мы пока у самых истоков и только начали освоение. Но то, что было сделано, позволило обеспечить обучение студентов всех форм в самые короткие сроки без потери качества образования.
Наши провалы.
Проблема номер один — технические возможности площадки.
Оплаченное размещение не подразумевало такого количества входов на ресурс преподавателей и студентов, которое могло бы обеспечить бесперебойный поток взаимодействия. Дважды приходилось увеличивать пропускную способность. В итоге, спустя всего 2 недели, в пятницу 27ого, мы остались наедине с рухнувшей системой, и сайт полностью пришлось размещать на другом сервере. Спасибо передышке в виде недельных каникул.
Вторая проблема — человеческие ресурсы.
Работа с коллективом — всегда нелегкая задача. С каждым приходится находить общий язык и выстраивать свою линию взаимодействия. Преподаватели — взрослые люди, однако это не лишает общение простых человеческих сложностей. Кому-то приходится доносить одну и ту же информацию по несколько раз, кто-то строптиво отказывается изучать новое и требует, чтобы материалы выгружались на платформу кем угодно другим — сисадмином, лаборантом, программистом, проректором или сотрудниками деканатов, — с формулировкой «преподаватель должен только разработать курс, а не заниматься техническими вопросами», кто-то, напротив, деятельно берет инициативу и опережает вопросами процесс на несколько шагов, кто-то слишком скуп на материалы, кто-то в силу возраста или навыков просто не может освоит новые электронные сервисы. Однако все эти вопросы мы сумели решить путем переговоров и индивидуальной работы. Стоило это колоссальных усилий и времени. Но вспомним наш спойлер в самом начале — мы смогли!
Третья сложность — время.
В условиях очень стремительно меняющейся ситуации против нас играли даже не дни, а часы. Общение по мессенджерам приобрело характер 24/7. Кто-то только проснулся, а кто-то уже лег спать, но вопросы есть у всех и реагировать на них нужно оперативно. Дистант подразумевает более вольное отношение к временным рамкам. Действительно, пить кофе с бутрербродом можно не до начала занятий, а прямо во время них. Однако у организаторов процесса — администрации вуза времени на бутерброды не осталось вовсе. Необходимость перевести весь объем в цифру в условиях сжатых временных рамок и ресурсов вынуждала работать вне графика. Две перенасыщенные информацией и загруженностью недели работы.
Коммуникации всех со всеми.
Мы настроили несколько уровней взаимодействия. Изначально это приводило к задвоению задач и многократости передачи информации. Только опытным путем смогли настроить точные маршруты.
Координатором процесса выступил проректор. Была создана группа в WhatsApp, где выкладывались уроки по работе с платформой и налажена обратная связь с преподавателями, техадмином, даканатами.
Со студентами контактируют деканаты. Рассылка происходит по мессенджерам, в группах вконтакте, а также на почту (логин, пароль для входа в систему).
Точечно от преподавателей — рассылка на почту старостам и каждому из студентов заданий по темам (в период, предшествующий централизованному началу дистанционного образования, и в моменты, когда сайт не работал).
Наши достижения и находки.
А 27 марта я сама решилась на эксперимент. С юристами 3 курса у нас был семинар по дисциплине «Правовая охрана средств индивидуализации». Первые 2 пары мы провели, выполняя задания на платформе, а вот третью пару решили провести в Zoom с одновременной трансляцией в прямом эфире через инстаграм.
Во время семинара мы говорили о правах на мемы. Но чтобы не просто говорить, но и приобщиться, днем ранее ребятам было дано задание.
Голосование на самый креативный мем разместили на фейсбуке.
Сегодня здесь — наши победители.
Абсолютным победителем и по итогам голосования самих студентов, и по итогам открытого голосования на фейсбуке стал последний мем.
Но и это не всё. В рамках семинара мы успели «сходить», виртуально разумеется, в 20 самых необычных музеев мира.
А главное, приняли решение о создании в режиме изоляции нового виртуального арт-пространства «Музея ну такого себе искусства и студенческих ошибок» по аналогии с Музеем плохого искусства в Массачусетсе, США (Museum of Bad Art).
Какие работы там будут представлены, на какой площадке мы развернем наше новое детище, как назовем ресурс и кто возьмет на себя роль модератора, нам еще предстоит решить. Но это совсем другая история, об опыте работы над которой мы обязательно напишем другую статью.
Всем продуктивной изоляции, чистых рук и здоровья!
С любовью, ваша Российская государственная академия интеллектуальной собственности.