Юрист для онлайн-школы: чем он может быть полезен?
На рынке много онлайн-школ, а юристов для них еще больше. Сегодня я расскажу о неочевидных проблемах, с которыми могут столкнуться предприниматели, и предложу способы их решения.
Прежде чем начать, предлагаю подписаться на мой ТГ-канал, там я рассказываю о проблемах, с которыми сталкиваются мои клиенты, и способах их решения.
Что нужно учесть при выборе корпоративной структуры бизнеса?
Чаще всего образовательный бизнес ведется в одной из следующих форм: индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, автономная некоммерческая организация.
Главный фактор, который учитывают предприниматели перед регистрацией бизнеса – налоговые режимы. Но думая только о налогах, они часто могут забыть о контроле и распределении прибыли от бизнеса.
Многие регистрируют АНО из-за того, что некоммерческие организации не платят налог на прибыль и НДС.
Но в АНО есть проблема – это некоммерческая унитарная организация, то есть в ней нет участников, а ее учредители не могут распределять прибыль организации в свою пользу (как это происходит в ООО, где участникам выплачиваются дивиденды).
Из-за этого учредителям АНО приходится выводить прибыль из организации иначе: выплачивать зарплату директору, который одновременно является учредителем, заключать договоры об оказании услуг с аффилированными лицами (например, родственниками), передавать в пользу АНО права на использование программ обучения за плату и проч.
Хоть каждая из практик сама по себе не является незаконной, она создает тьму дополнительной работы:
- Нужно выяснять, сколько в среднем зарабатывает директор в сопоставимом по масштабу бизнесе, чтобы не устанавливать чрезмерную оплату труда.
- Стоимость договоров должна быть рыночной. Нельзя за поставку бутылок в офис платить столько же, сколько за организацию концерта Металлики в Нижневартовске). Лучше всего по каждому договору запрашивать несколько предложений и обосновывать выбор контрагента.
- По каждому договору нужно собирать результаты услуг – не только акты, но и документы, которые подтверждают их оказание (справки, меморандумы, стратегии и проч.).
- Прежде чем передавать интеллектуальные права по договорам, нужно сходить к оценщику и получить отчет об их стоимости.
Но даже если вам удастся реализовать все эти меры, из АНО не получится вывести всю прибыль, ведь может прийти налоговая проверка.
Претензия будет такой: налогоплательщик зарегистрировал АНО для того, чтобы пользоваться налоговыми льготами, а на самом деле занимался коммерческой деятельностью и выводил прибыль на учредителей. В итоге вам доначислят неуплаченные НДС и налог на прибыль.
Если проблемы с распределением прибыли вас не страшат, то насыплю вам еще рисков – права учредителя в АНО не наследуются. Если единственный учредитель умирает, управление в АНО не переходит к наследникам, а его имущество идет на благие цели, указанные в уставе, а если таких целей нет, то оно отходит государству.
К счастью, с 25.12.2023 появилась возможность перехода прав учредителя к другим лицам. Если в АНО был один учредитель, ушедший в "лучший мир", то его место могут занять члены коллегиального органа АНО (например, правления). Для этого в течение трех месяцев после смерти учредителя член правления должен подать заявление о том, что он хочет стать учредителем, в региональный Минюст.
Налоговая оптимизация: "Папа, не дроби!"
В ООО нет тех проблем, с которыми может столкнуться АНО по корпоративной части, но нет и части льгот – например, ООО должно платить НДС, если оно, конечно, не на УСН (зарабатывает меньше 265,8 млн рублей в год с учетом коэффициента-дефлятора). Кроме того, нужно учитывать, что ООО получит образовательную лицензию лишь в том случае, если такая деятельность не является для него основной.
Нежелание платить НДС как раз и приводит предпринимателей к разумной, на первый взгляд, идее – почему бы мне не зарегистрировать 2, 3, 10 обществ на родственников, чтобы сидеть на УСН?
Но о том, насколько эта идея сомнительна, вам может рассказать Елена Блиновская. Налоговая в онлайн-режиме отслеживает связи между разными обществами, и если она выясняет, что у нескольких ООО на УСН одни и те же бенефициары, то таким ООО доначисляют налоги.
Вы и без меня знаете признаки дробления бизнеса (а если нет, то на эту тему написаны тысячи статей), поэтому я расскажу, как снизить риски налоговых претензий, если в вашей корпоративной структуре несколько компаний:
- У каждой организации должно быть свое помещение, в котором сидят работники и хранятся документы.
- По возможности у каждой компании должны быть собственные директора и участники.
- Деятельность обществ должна быть неоднородной. Например, одна компания может учить психологов, другая – бухгалтеров, могут отличаться сроки программ обучения и дипломы, которые выдаются по их окончании.
- В каждую компанию нанимайте своих работников. Причем лазейка с оформлением работников на ГПХ в одной организации и по трудовому договору в другой не сработает.
- В каждом обществе должна быть собственная система постановки задач. Для каждой компании заключайте разные договоры с Битриксом (или другой похожей системой).
- Компании не должны продавать услуги под одним и тем же товарным знаком – каждая организация должна самостоятельно позиционировать себя на рынке.
- Сходите к стратегическим консультантам и получите от них заключение, в котором будет обоснована выбранная вами структура бизнеса. Только не надо писать в нем, что разные общества учреждались в целях налоговой оптимизации.
Если вы все сделаете правильно, то вашим юристам будет проще защищаться от претензий налоговой.
Кстати, если в структуре вашего бизнеса есть несколько АНО и ООО, то, чтобы снизить риски налоговых претензий, лучше вывести из контура ООО. Ведь если у вас будут только АНО, то пристать к вам с дроблением будет сложнее – сколько бы АНО ни было, вы не будете "извлекать необоснованную налоговую выгоду", ведь у АНО нет лимита по выручке для применения налоговых льгот.
Субсидиарная ответственность – она повсюду!
Некоторые регистрируют ООО из-за того, что учредители якобы не отвечают по долгам организации (в том числе и по налоговым требованиям).
Разочарую вас – это иллюзия. Представим, что вам доначислили налоги, и оспорить решение не удалось. Денег в организации нет, и налоговая подает в суд заявление о ее банкротстве.
Суд принимает заявление, устанавливает требования налоговой в реестре требований кредиторов, назначает процедуру конкурсного производства (это когда все имущество компании раздается кредиторам).
Из-за того, что никакого имущества в ООО нет, конкурсный управляющий подает заявление о привлечении участников к субсидиарной ответственности. Суд удовлетворяет это заявление и обращает взыскание на личное имущество участников.
Есть имущество, на которое обращать взыскание нельзя, например, к такому имуществу относится единственное жилье участника. Но если вы думали, что на всю котлету можете купить особняк в Мытищах, то это не так – кредиторы купят вам однушку в этом прекрасном городе, а ваше приобретение уйдет с молотка.
Поэтому если вы регистрируете ООО, то помните, что на практике оно почти ничем не отличается от ИП по вопросам имущественной ответственности.
Как передавать интеллектуальные права в вашем бизнесе?
Скорее всего, на раннем этапе вы хаотично насоздавали ИП и ООО (вероятно, это вышло случайно, и тогда вы не задумывались о налоговой оптимизации). Затем на эти структуры вы нарегистрировали товарных знаков, от разных компаний заключали договоры с авторами программ и создателями систем дистанционного обучения.
В результате вышло так, что компании используют товарные знаки и программы, которые им не принадлежат. Это нехорошо, ведь тогда возникнет впечатление, что разные лица ведут один и тот же бизнес.
Поэтому все результаты интеллектуальной деятельности должны передаваться по договорам тем лицам, которые используют их в своей деятельности.
Здесь вам помогут лицензионные договоры – составлять их несложно, но помните, что передачу прав на товарный знак надо регистрировать в Роспатенте, иначе договор не считается заключенным.
Но важно определить стоимость, по которой передаются права на товарные знаки и программы обучения. Здесь лучше привлечь оценщика, который составит отчет о стоимости прав использования результатов интеллектуальной деятельности. Это поможет доказать рыночный характер вашего договора.
Но как выбрать грамотного оценщика, чтобы он хорошо смотрелся в глазах налоговой? Ответ один – поищите практику, где суд оценивал качество отчета вашего оценщика. Если у оценщика есть позитивные судебные акты, то это ваш кандидат!
Интеллектуальная собственность принадлежит компании или все-таки нет?
В любой EdTech компании есть авторы и методисты, которые на потоке создают и оптимизируют программы обучения. Поэтому важно организовать работу так, чтобы работники не претендовали на интеллектуальные права в отношении этих программ.
Существует две группы прав на программы обучения: личные неимущественные права (например, право считаться их автором) и исключительные права (в том числе право использовать программы в своей деятельности).
В один "прекрасный" день вы можете узнать о том, что кто-то скопировал вашу программу, или бывший работник подал иск о выплате компенсации за нарушение прав на программы.
Для того, чтобы защитить права на программы, вы должны:
- Указать в трудовом договоре, что в функционал работника входит создание обучающих программ, а исключительные права на них принадлежат компании.
- Выдавать работнику задание на создание курса.
- Составлять акты приема-передачи программы как служебного произведения, а на материальном носителе указывать автора программы.
- Депонировать произведения в одном из сервисов по работе с интеллектуальной собственностью.
Хоть эти меры и могут показаться излишними, но так вы выиграете в любом споре и даже заработаете компенсацию, если кто-то скопирует вашу программу.
Дистанционные работники – семь бед, один ответ!
Давно ушли те времена, когда все дружно сидели в одном офисе и добивались позитивных финансовых результатов. Поэтому EdTech компании стараются нанимать как можно больше дистанционных работников.
Но частенько такие кадры перестают выходить на связь и исполнять трудовую функцию. Их выбор, но бизнесу выгоднее избавиться от таких сотрудников.
В таких случаях Трудовой кодекс предусматривает специальное основание увольнения – невзаимодействие с работодателем в течение двух рабочих дней (ст. 312.8 ТК РФ).
Кажется, что тут все легко, работник не выходит на связь, компания это фиксирует и выносит приказ об увольнении. Но гладко было на бумаге да забыли про овраги – на этом пути очень легко совершить ошибку.
Для того, чтобы не проиграть суд с таким работником, нужно с самого начала все делать грамотно:
- В трудовом договоре надо указать, что работник исполняет обязанности дистанционно, задачи ставятся в Битриксе (или в другом сервисе), и работник отчитывается об их исполнении там же.
- Если вы поставили задачу работнику, и он два дня вам не отвечал, составьте акт об отсутствии взаимодействия и направьте его работнику для ознакомления.
- В приказе об увольнении ссылайтесь исключительно на отсутствие взаимодействия. Не надо писать о том, что за отсутствие взаимодействия работник привлекается к дисциплинарной ответственности, иначе суд посчитает, что вы наказали работника дважды за одно нарушение (увольнение – тоже мера дисциплинарной ответственности).
Эти простые рекомендации спасут вас от обязанности восстанавливать работника и выплачивать ему компенсацию за незаконное увольнение.
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на мой ТГ-канал, а если у вас есть вопросы, пишите мне в ТГ: