Обзор изменений экологического законодательства за ноябрь 2023

Обзор изменений экологического законодательства за ноябрь 2023

Представляю обзор изменений в сфере экологического и природоохранного законодательства, касающихся вопросов использования компонентов окружающей среды, негативного воздействия и надзора в рамках проведения контрольных мероприятий.

Разделы освещают вопросы экологического надзора, отходов производства и потребления, недропользования, лесопользования, утилизации, водопользования, и прочих вопросов, регулирующих сферы деятельности природопользователей.

Всего за ноябрь 2023 года принято 36 регулирующих нормативных актов. Больше всего в сфере экологического надзора, недропользования и водных биоресурсов.

Учет изменений экологического законодательства позволяет выстраивать эффективный комплаенс, управлять экологическими рисками и принимать взвешенные управленческие решения в экологической, правовой и экономической плоскости. Планирование экологических рисков позволяет эффективнее подготовится к мероприятиям экологического надзора со стороны проверяющих органов.

В рамках анализа планируемых изменений следует обратить внимание на следующие проекты нормативных актов.

Проект Федерального закона N 247037-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (текст ко второму чтению)

Ко второму чтению подготовлен законопроект о возможности разработки декларации промышленной безопасности по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект III и IV классов опасности. Законопроект также уточняет правило об учете суммарного количества опасных веществ одного вида, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, при определении класса опасности.

Проект Федерального закона N 481602-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Им предлагается усилить административную ответственность за правонарушения в сфере оборота древесины. В частности, изменениями, вносимыми в статью 8.28.1 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение требований в части транспортировки древесины без электронного сопроводительного документа, необорудование автомобильного транспорта техническими средствами контроля, нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, непредставление или несвоевременное представление информации для формирования отчета о балансе древесины, отчета о древесине и продукции из нее. Также КоАП РФ дополняется статьей 8.28.2, предусматривающей административную ответственность за нарушение запрета на пребывание в лесах с машинами (в том числе самоходными машинами, другими видами техники) и (или) оборудованием, предназначенными для рубки лесных насаждений, а также для транспортировки древесины из леса. Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение установленного лесным законодательством требования реализации древесины на организованных торгах. Определен перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными частями статьи 8.28.1 КоАП РФ, не связанным с конфискацией древесины и (или) транспортных средств.

Проект Федерального закона N 481609-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Им предлагается исключить из компетенции органов внутренних дел полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, относящихся к компетенции контрольных (надзорных) органов. Речь идет об административных правонарушениях, подпадающих под следующие критерии: неисполнение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется прежде всего уполномоченными органами государственной власти в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля; полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях закреплены одновременно за полицией и за контрольными (надзорными) органами. В частности, из сферы ведения органов внутренних дел исключаются некоторые составы административных правонарушений в области охраны собственности, охраны окружающей среды, природопользования и обращения с животными, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и прочее.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров"

Им планируется установить правила представления производителями и импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки. Проект постановления определяет порядок, форму и сроки представления указанной отчетности производителями товаров, импортерами товаров, а также порядок осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории РФ или ввезенных в РФ. Согласно тексту проекта, отчетным периодом для представления отчетности является календарный год. Она будет представляться в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа через личный кабинет указанной информационной системы или через Единый портал госуслуг. В приложениях к документу приводятся формы указанной отчетности для производителей и импортеров, а также форма предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений и форма уведомления об устранении/отсутствии нарушений.

Проект Постановления Правительства РФ "О применении в 2024 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)"

Указанная ставка платы будет применяться за отчетный период по плате 2024 года, которым предлагается установить на 2024 год ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности (малоопасные) на уровне 2018 - 2023 гг. в размере 95 руб./т.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров"

Им планируется установить правила представления производителями и импортерами товаров отчетности о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки. Проект постановления определяет порядок, форму и сроки представления указанной отчетности производителями товаров, импортерами товаров, а также порядок осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории РФ или ввезенных в РФ. Согласно тексту проекта, отчетным периодом для представления отчетности является календарный год. Она будет представляться в единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа через личный кабинет указанной информационной системы или через Единый портал госуслуг. В приложениях к документу приводятся формы указанной отчетности для производителей и импортеров, а также форма предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений и форма уведомления об устранении/отсутствии нарушений.

Проект Распоряжения Правительства РФ "Об утверждении Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года и плана-графика ее реализации", предусматривающий концепцию совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года

Концепцией устанавливаются положения о развитии систем управления рисками, индикаторов риска, сервисов профилактики нарушений обязательных требований, цифровизации контрольной деятельности, повышении компетенций статуса инспекторского состава и совершенствовании законодательства об административной ответственности в части контрольной деятельности. Проектом документа предусматривается, в частности, следующее: необходимо разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиям (для малых и средних предприятий); - требуется расширить перечень индикаторов риска, в том числе с целью увеличения доли внеплановых проверок, проводимых на основании индикаторов риска; закрепляются положения о формировании цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска; необходимо совершенствовать профилактические визиты при помощи механизмов обратной связи от контролируемых лиц с использованием цифровых сервисов Единого портала госуслуг; необходимо создать систему регулярного профессионального развития сотрудников контрольных органов; закрепляется, что плановый контроль в форме контрольных (надзорных) мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия. Планом-графиком Концепции устанавливаются перечень мероприятий, необходимый для реализации ее положений, и сроки их реализации.

Разработана Концепция внедрения принципов "зеленой" экономики в Евразийском экономическом союзе

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2023 N 32 "О Концепции внедрения принципов "зеленой" экономики в Евразийском экономическом союзе". Государствам - членам ЕАЭС рекомендовано принимать во внимание указанную Концепцию при разработке мер по осуществлению перехода к "зеленой" экономике с даты опубликования настоящего документа на официальном сайте ЕАЭС. Концепция размещена по адресу https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_makroec_pol/green_economy.pdf.

Уже принятые 10 изменений, претендующих на самые важные события месяца

1. Актуализирован порядок осуществления государственного экологического мониторинга. Постановление Правительства РФ от 01.11.2023 N 1831 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681".

2. С 1 сентября 2024 года сокращаются сроки проверки лесной декларации, изменений в нее и направления заявителю извещения об их приеме. Приказ Минприроды России от 27.09.2023 N 627 "О внесении изменений в порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 303"Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2023 N 75822.

3. С 1 сентября 2024 г. вносятся изменения в порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации. Постановление Правительства РФ от 02.11.2023 N 1843 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 г. N 1892".

4. ФНС сообщает о порядке отражения информации при формировании формы расчета суммы утилизационного сбора. Письмо ФНС России от 08.11.2023 N СД-4-3/14175@ "Об утилизационном сборе".

5. Правительством утверждены Правила обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде. Постановление Правительства РФ от 23.11.2023 N 1967 "Об утверждении Правил обследования и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде".

6. Установлен перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, допускаемых к возведению в лесах, относящихся к лесотундровым лесам, в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Распоряжение Правительства РФ от 28.11.2023 N 3364-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р.

7. С 1 марта 2024 года уточняются Правила разработки месторождений подземных вод. Приказ Минприроды России от 31.05.2023 N 328 "О внесении изменений в Правила разработки месторождений подземных вод, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 530" Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2023 N 76096.

8. Актуализированы Правила подготовки и заключения договора водопользования. Постановление Правительства РФ от 22.11.2023 N 1950 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N 274".

9. Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росрыболовством в рамках распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. "Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов" (утв. Росрыболовством 30.10.2023).

10. Уточняются нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Приказ Минприроды России от 29.09.2023 N 633 "О внесении изменений в нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 49" Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2023 N 75837. Поправки внесены в целях совершенствования подходов к определению объемов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

224224 показа
2727 открытий
Начать дискуссию