ЕНС 2024: пять главных проблем, с которыми столкнулись бизнес и бухгалтерия

Единый налоговый счёт, также известный как ЕНС, ворвался в нашу грешную жизнь одновременно с 2023 годом. Поначалу к изменениям не отнеслись как к чему-то серьёзному: налоги остаются те же, ставки никто не меняет, просто платить нужно будет немного по-другому. Но когда дело дошло до практики, отношение к новации резко изменилось. Но обо всём по порядку.

ЕНС 2024: пять главных проблем, с которыми столкнулись бизнес и бухгалтерия

Что изменилось с приходом ЕНС: краткий экскурс

Единый налоговый счёт заработал в 2023 году и стал обязательным для всех российских предпринимателей.

В чём его суть:

Раньше для оплаты налога готовили несколько платёжных поручений с разными получателями и реквизитами. Сейчас можно просто пополнить Единый налоговый счёт и автоматически перечислить все платежи в бюджет одной платёжкой.

Несмотря на всеобщую обязательность, в прошлом году был предусмотрен переходный период. То есть налоги всё ещё можно было оплатить привычным способом, перечисляя суммы на старые реквизиты.Сейчас так делать уже нельзя, а значит вся страна должна платить налоги одинаково, то есть с ЕНС.

Что из себя представляет ЕНС сейчас

Это всё тот же «единый котёл», куда компания закидывает деньги, и откуда налоговая потом черпает суммы для оплаты разных налогов.


Единый налоговый счёт пополняется с помощью Единого налогового платежа (ЕНП).

Откуда налоговая знает, сколько нужно списать?

— Из деклараций, которые сдаёт организация.

— Из уведомлений по ЕНП, где написано, какой налог и на какую сумму компания должна заплатить.

— Просто знает, потому что сумма зафиксирована для всех. Пример — страховые взносы.

Какие есть ограничения по срокам?

До 25 числа каждого месяца компания должна отправить уведомления по ЕНП (мини-отчёт, где мы пишем период, налог и сумму по нему к уплате), а до 28 числа нужно пополнить ЕНС на сумму списания.

Первые сложности и «скорая помощь»

Первые полгода после перехода на ЕНС, а скорее даже месяцев девять, сверки с налоговой по выдумкам могли потягаться с произведениями Толкина. У кого-то находили невообразимые минусы, которых никоим образом быть не могло, а у кого-то магическим образом появлялись плюсы.

Оно и понятно: предусмотреть все огрехи в механике, которая совсем недавно заработала на всю страну, сложно. Но налоговая не растерялась и вначале повела себя очень даже заботливо, а именно — организовала эдакую «скорую помощь» у себя на сайте. Достаточно было ввести свой ИНН, телефон и указать проблему. На выбор было несколько тем, например, «не согласен с сальдо ЕНС».

На удивление это работало. После обращения на указанный номер перезванивал сотрудник местной налоговой и детально обговаривал с тобой все вопросы по ЕНС. Однако счастье длилось недолго, и в конце прошлого года практика сошла на нет: в трубке как отмашка звучала короткая сводка по балансу ЕНС, либо звонок переводили на компетентный номер, но в ответ встречала тишина.

И это было только начало. Дальше проблем появилось ещё больше.

Проблема 1. Инерция мышления

Многие предприниматели отнеслись к приходу ЕНС очень прохладно. Есть ведь бухгалтер, он со всем разберётся. Такой подход спровоцировал повсеместную инерцию мышления: старый опыт всё ещё сидит в головах, работа ведётся по выученному алгоритму, и новое представление его победить не может.

«Я же уже заплатил налог. Почему висит задолженность?» — наглядный пример инерции мышления.

Подобный вопрос пора выкинуть из головы, потому что в текущих реалиях он абсолютно неуместен. У ЕСН существует очередь списания, и если вы закинули деньги, чтобы оплатить, допустим, УСН, а списался НДФЛ — это абсолютно нормально. Ведь НДФЛ стоит первый в очереди. И если на УСН денег не хватило, то он так и останется неоплаченным.

Самый простой пример — пополнение баланса телефона. Вы не переводите деньги отдельно за звонки, отдельно за СМС и отдельно за интернет. С вас просто ежемесячно снимают абонентскую плату, где всё включено. Если согласны — платите. Не согласны — начинаете разбираться.

В Кнопке мы продолжаем указывать в назначении платежа конкретный налог, но это лишь для собственного удобства. Как минимум потому, что если возникают вопросы, проще соотнести цифры. Но то, что мы прописываем назначение платежа, для ЕНС налоги никак не разделяет.

Проблема 2. Сверки с налоговой

Думаем, многие согласятся, что и до всех этих пертурбаций сверки не отличались большой понятностью. А сейчас там и вовсе тёмный лес. Те, кто работают с ними часами, постигли искусство дешифровки и могут их как-то прочитать. Но осознать, почему некоторые операции там отражены, и зачем они вообще были, всё ещё сложно.

А с приходом нового года всё стало ещё интереснее. Буквально пример из жизни: начальный баланс в сверке 0 ₽, поступило 100 000 ₽, списано 200 000 ₽, конечный баланс 0 ₽. Как так получилось, что всего четыре цифры не смогли подружиться между собой — та ещё загадка. И такие встречаются повсеместно.

Чтобы хоть как-то добавить прозрачности, мы в Кнопке пользуемся справкой о распределении сумм — вещь для понимания сложная, но подробная. Однако и тут нас ждал сюрприз: заказывая справки за один и тот же период, но в разные дни, мы получаем разные суммы. Например, заказали справки 15 декабря и 15 января, и октябрьские списания отличаются. Переобувание в полёте выглядит уже как нечто обыденное и само собой разумеющееся.

Проблема 3. Минус на ЕНС: пени и штрафы

Главная опасность появления минуса на Едином налоговом счёте —вы не получите справку об отсутствии задолженности. И здесь неважно, справедливая она или нет — справки не будет и всё. А нужна она для участия в большинстве тендеров, получения лизинга, возможности получить госзаказ и так далее. Если коротко: для новых денег.

Обычно, если такая ситуация возникает, выйти из неё пытаются через договорённости, которые нередко сопровождаются болью и страданием. Дело доходит до того, что некоторые пишут письма из категории «клянусь, что всё оплатил, вот платёжки, вот расписки, не знаю, почему минус». Но, конечно, не все организаторы такое принимают.

Многие компании, особенно в начале, могли просто упустить минус на балансе. Но, как мы уже знаем, минуса могли быть реальные, потому что налог не заплатили, а могли быть нарисованными. И чтобы не рисковать, некоторые просто закрывали глаза, если сумма была небольшая. Списали и списали, может сейчас отстанут.

А если не отстанут?

  • Да, бывает, что минус на балансе тянет за собой штрафные санкции. То есть дело не в неуплате какого-то налога, а просто минус на ЕНС висит три месяца, вот и получай пени, которые мы снимем с этого же ЕНС.
  • К пеням за минусовой счёт обычно добавляется требование, опять же без особых пояснений.
  • Немного обособленно идут штрафы за какое-то нарушение. Например, декларацию поздно сдали. И если раньше присылали документы о выявлении нарушения, акт с решением и требование об оплате с суммой штрафа, то теперь, если деньги на ЕНС есть, его просто тихо спишут и уйдут. Присылать что-то не будут, так ведь неинтересно, вся интрига пропадёт.

Поэтому, если вы что-то нарушили, или знаете, что штраф точно будет, лучше не ждите никаких подтверждений. Если согласны со штрафом, просто внесите эту сумму на счёт и забудьте о проблеме.

Отрицательный баланс предпринимателю проще всего увидеть в личном кабинете на сайте налоговой.

Проблема 4. Патенты

Если вы подписаны на наш Телеграм-канал, то уже могли читать эту историю. Если коротко, то в январе налоговая списала с ЕНС предпринимателей деньги за патенты в полной сумме. А заявления на уменьшение патента ни у кого не учли. Из-за этого на балансе появились минуса в десятки, а то и сотни тысяч рублей.

Проблема 5. НДФЛ

Когда ЕНС только-только вводили, инспекторы столкнулись с тем, что многие подают уведомления абы как. Да и в самой налоговой из-за перестройки были большие сложности с соотнесением поступлений.

Всё это привело к тому, что деньги в бюджет поступают, но что из этого НДФЛ, что из этого взносы, что идёт в федеральный бюджет, а что в региональный — непонятно. А НДФЛ, на секундочку, является одним из самых доходных для бюджета налогов. И терять по нему суммы было мучительно больно.

Чтобы устаканить неразбериху сделали приоритеты, то есть тот порядок, в котором из ЕНС налоговая будет всё это брать. НДФЛ сделали самым приоритетным.

Дальше стали возникать проблемы из-за «квазимесяца» — так мы его называем в Кнопке. Как мы уже писали ранее, из-за того, что НДФЛ теперь удерживается и с аванса, и с зарплаты, а не со всей суммы за месяц, то и уведомления по ЕНП теперь надо подавать два. Одно нужно подать до 25 числа за даты с 1 по 22, а второе — до 3 числа нового месяца за даты с 23 по 30 (31).

Сам бизнес этого, возможно, глобально и не почувствовал. А вот для бухгалтерии работы стало откровенно больше.

Пополняем ЕНС: когда и нужно ли

Допустим, случилась подобная история как с патентом: на счету образовалось –200 000 ₽, а тут подходит время уплаты следующего налога. Как быть? Закидывать деньги или ждать обновления баланса? А если закидывать, то сколько?

При пополнении ЕНС мы советуем заглядывать в упомянутый выше личный кабинет на сайте налоговой. Он есть как для юрлиц, так и для ИП. В кабинете можно увидеть, есть ли задолженность прямо сейчас, и какие оплаты предстоят. Посмотрев на эту информацию, можно понять, на сколько нужно пополнить ЕНС.

Борьба за понимание: как Кнопка сделала ЕНС доступнее для клиентов

Кнопка начала готовиться к работе с ЕНС ещё до его официального введения. Внутри команды мы приняли решение сразу переходить на новый уклад, чтобы уже к концу переходного периода столкнуться со всем, чем можно, и качественно подстроить сервис под изменения.

Сейчас можно смело заявить, что в Кнопке самый понятный расчёт ЕНС среди всех бухгалтерий. Клиенты видят всю историю операций, а именно:

  • полную детализацию по списаниям налогов и взносов
  • датированное пополнение ЕНС
  • остаток по счёту на текущую дату
Пример интерфейса в приложении Кнопка
Пример интерфейса в приложении Кнопка

Всё это делает запутанный процесс расчётов и списаний полностью прозрачным. Конечно есть ещё слепые зоны, с которыми мы учимся работать. Например, договоры ГПХ и самозанятые. Но уже в марте-апреле мы обновим интерфейс и расширим его функционал.

Для помощи с бухгалтерией или правовыми вопросами можно обратиться по телефону 88003337826 или оставить заявку на нашем сайте.

А в Телеграм-канале мы публикуем новости для бизнеса, полезные шаблоны для работы и лайфхаки для руководителей. Присоединяйтесь!

2
Начать дискуссию