Китайцы украли у японцев бейсболиста, а часовщицу-марьяжистку осудили за контрафакт: дайджест «Онлайн Патента»

Китай взял количеством и теперь будет брать качеством

Случилось ожидаемое: впервые в истории количество заявок на международные патенты от китайских изобретателей превысило количество заявок от американских. Национальный центр инженерно-научной статистики в США обработал данные за 2000-2022 годы и увидел беспрецедентный пик роста китайских заявок за последние пять лет.

Китайцы украли у японцев бейсболиста, а часовщицу-марьяжистку осудили за контрафакт: дайджест «Онлайн Патента»

Интересно, что Индия остаётся «спящим гигантом» и показывает очень скромные абсолютные числа и динамику. Впрочем, заявки здесь оцениваются именно международные, поданные по процедуре PCT (Patent Cooperation Treaty). На национальном уровне динамика может быть другая.

  • Ещё в 2015 Америка генерировала в два раза больше заявок, чем Китай.
  • За 10 лет с 2012 по 2022 год количество китайских международных патентов, посвящённых технологиям искусственного интеллекта, выросло с 650 до ~40 000. Американских — с 920 до 9 400.

Заявка — это ещё не полученный патент, но корреляция между тем и другим имеет место. При этом в Китае в последнее время озаботились не только количеством, но и качеством патентов. Местное патентное ведомство в феврале объявило курс на индустриализацию патентов вузов и НИИ. Под индустриализацией подразумевается использование патента в коммерческих целях, применение изобретения в производстве, промышленности, бизнесе, получение прибыли от инноваций.

Сейчас научным учреждениям принадлежит примерно четверть национальных патентов, и среди них очень много «спящих», полученных и не превратившихся в реально используемые технологии и продукты. В России, кстати, есть аналогичная проблема благодаря существованию для вузов и НИИ планов и KPI по патентам.

Покончив с учёными, в Китае собираются взяться за малый и средний бизнес и применить аналогичные меры: финансово поддержать владельцев патентов в попытках реализации изобретений, привлечь инвесторов и покупателей технологий, обучить больше патентных поверенных.

«Я тебя не знаю, но я тебя продам»

Знаменитая китайская предприимчивость нередко создаёт парадоксы и в области защиты интеллектуальных прав. В конце 2023 года производящая одежду китайская компания попыталась на национальном уровне зарегистрировать как товарный знак имя Сёхэя Отани (Shohei Ohtani), известнейшего японского бейсболиста. В декабре Отани заключил исторических масштабов контракт с Los Angeles Dodgers сроком на 10 лет и суммой в $700 млн.

Китайцы украли у японцев бейсболиста, а часовщицу-марьяжистку осудили за контрафакт: дайджест «Онлайн Патента»

Японская пресса, обнаружившая этот факт, обратилась в фирму за комментариями и получила ответ «А кто такой этот Отани?» Позже представитель компании признали, что не знали, что это бейсболист, и не думали, что у него надо спрашивать разрешение. Ранее они же пытались зарегистрировать товарные знаки на основе названий лакшери-брендов, в том числе Bulgari, Hermes и Cartier, меняя в них порядок букв.

В 2016 году Майкл Джордан всё-таки выиграл пятилетние судебные разбирательства с китайским ритейлером Qiaodan Sports за права на своё имя в китайском написании (乔丹, “Chee-ow-dahn”). Китайский суд долго сопротивлялся, напирая на то, что Джордан распространённая фамилия среди американцев.

Лицо Джобса, имя Гагарина, лапша Ивлеевой…

В России тоже превращают звёзд в товарные знаки с разной степенью успеха. Агентство «Москва» нашло заявку на регистрацию в качестве товарного знака лица Стива Джобса от некоей москвички. Фермер из Волгоградской области подал заявку на товарный знак NUDLES BY IVLEEVA. Остаётся загадкой, что такое nudles, возможно, лапша (noodles) с волгоградским акцентом, но регистрация запрашивается по двум классам товаров и услуг. Один включает B2B-услуги в области исследований рынка, заключения сделок, консультаций по ведению бизнеса, второй — услуги ресторанов и для ресторанов.

Китайцы украли у японцев бейсболиста, а часовщицу-марьяжистку осудили за контрафакт: дайджест «Онлайн Патента»

Настя и сама в брендинге не промах: её ООО «Коленки Пчелы» принадлежат товарные знаки HOTSY TOTSY и «Изи пизи».

В начале весны российские СМИ облетела новость: Юрия Гагарина превратили в товарный знак! Младшая дочь первого космонавта действительно зарегистрировала в феврале товарный знак «Юрий Гагарин». Но он лишь дополнил коллекцию коммерческих обозначений имени великого отца, которую дочь «собирает» с 2004 года.

Зарегистрированный в том году товарный знак «Первый космонавт Юрий Гагарин» истёк ещё в 2011. Действуют, помимо прочих, знаки «Kosmonavt Gagarin» и «Юрий Алексеевич Гагарин». Первого «Юрия Гагарина» Галина Юрьевна застолбила в 2015 году, а в феврале 2024 одноимённый товарный знак был зарегистрирован для ещё трёх классов товаров и услуг, которые включают оборудование, одежду и обувь, образовательные и развлекательные услуги.

В России впервые засудили часовщицу за марьяж

Зафиксирован первый в стране случай защиты своего товарного знака часовым заводом от реставратора-марьяжиста. Челябинский завод «Молния» выиграл суд у женщины, которая занимается реставрацией наручных часов. Она использует технику марьяж, в рамках которой механизм часов после переборки, чистки и ремонта вставляется в новый корпус. При этом на циферблате часто остаётся логотип производителя механизма.

Марьяж считается достаточно популярной техникой, но владельцы товарных знаков часов раньше за него в России не судились.

Суд запретил ответчице производить и реализовывать часы с обозначениями «Молния» и Molnija и взыскал более 95 тысяч рублей компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки.

Представитель завода назвал марьяжную продукцию контрафактной и объяснил, что владелец товарного знака несёт как минимум репутационные риски: покупатель часов может обратиться за гарантийным обслуживанием, а завод перед ним никаких обязательств не имеет. Качество такой продукции покупатель ложно приписывает владельцу бренда. Более того, марьяжисты отнимают доходы у производителей оригинальной продукции.

Роспатент пока защищает товарный знак «Дождя» от «Спортлото»

ТК «Центр», в группу которого входит бренд «Спортлото», пытается отсудить товарный знак «Здесь и сейчас» у телеканала «Дождь» (иноагенты). Последний зарегистрировал ТЗ ещё в 2014 году, причём, помимо прочих, тоже в классе товаров и услуг «Организация лотерей». Под этим названием у «Дождя» выходила новостная передача. Из-за этого Роспатент отказал Спортлото» в регистрации ТЗ, заявку на которую они подали в 2022 году.

Теперь компания будет пытаться добиться аннулирования товарного знака из-за неиспользования. Также она может апеллировать к регистрации такого ТЗ телеканалом как акту недобросовестной конкуренции, потому что телеканал не являлся оператором лотереи.

Полезное от Онлайн Патент:

66
3 комментария

Конечно заявки на изобретения повысятся, если китайцы воруют ИИ у гугл!

Ответить

А подскажите где проверить товарный знак ?

Ответить

Добрый день!
Вы можете самостоятельно провести бесплатный поиск товарного знака через систему https://onlinepatent.ru/trademarks/

Также вы можете пройти опрос, и наши специалисты смогут рассчитать стоимость регистрации товарного знака https://madte.st/JlJH0u27

Ответить