Притча: «Как одна оферта помогла выиграть судебный спор на пол миллиона»

или

Как на практике выглядит защита продавца от недобросовестного клиента

В судах РФ бытует мнение, что потребитель товара/пользователь услуги заведомо слабая сторона экономических отношений, суды изначально всегда чуть больше склонны вставать на сторону потребителей; НО, дьявол, как известно, в деталях – детали судебного дела, в котором потребитель решил злоупотребить «слабостью», но не вышло — разберем ниже (в конце рекомендации, конечно же).

Притча: «Как одна оферта помогла выиграть судебный спор на пол миллиона»

Суть спора:

Истец обратился в суд с иском к крупнейшему продавцу и дистрибьютеру электробытовой техники (ответчику), с требованием расторжения дистанционно заключенного договора купли-продажи некачественного товара. Согласно выводам экспертизы в товаре подтверждено наличие производственного недостатка.

Предварительно, истец дважды обращался к ответчику с требованием устранить недостаток, кроме того, во втором заявлении просил также предоставить аналогичный товар на время проведения ремонта.

Требования не были удовлетворены продавцом.

Ввиду бездействия продавца истец обратился в суд за защитой якобы нарушенных прав.

Позиции судов:

При дистанционном способе продажи товаров продавец обязан разместить на сайте публичную оферту и обеспечить возможность ознакомления с ней потребителей. В договоре должна быть отражена вся информация, регламентирующая условия сделки: информация о продавце, информация о способах получения и возврата товара (в случае необходимости).

Приобретая товары на сайте ответчика, истец подтвердил, что он принимает условия договора и произвел оплату выбранного товара, продавец, в свою очередь, направил электронный чек, соответственно, договор был заключен между сторонами.

Судом установлено, в первой претензии истец просил ответчика направлять ответ по электронной почте (адрес которой указал в претензии) однако, указанная электронная почта оказалась недействительной, в связи с чем, отправка и получение электронных писем по указанному адресу невозможны.

Также, согласно положениям договора, потребитель (уже собственник товара), в случае обнаружения в товаре недостатка, обязан предпринять ряд действий, свидетельствующих об исполнении условий договора.

Однако, потребитель бездействовал, что также является нарушением договорных обязательств, возложенных на покупателя (истца), как сторону договора.

В решении суд устанавливает заведомо недобросовестное поведение истца:

- ущемление прав продавца — истец лишил ответчика возможности на урегулирование спора в досудебном порядке; указал адрес недействительной электронной почты, а по почтовому адресу, указанному на конверте с претензией, ответ от продавца не получил, т. е. не совершил ряд действий, свидетельствующих о добросовестности намерений при обращении к ответчику в досудебном порядке;

- нарушение истцом положений договора купли-продажи – невыполнение условий сделки.

«Договор-оферта» обязывала истца, как сторону договора купли-продажи товара, в случае обнаружения в товаре недостатков, предоставить некачественный товар продавцу, с целью своевременной диагностики и выявления причин недостатка либо возврата денег. Истец товар ответчику не предоставлял, экспертизу и вскрытие товара провел самостоятельно без уведомления продавца.

Как следствие, отказ в судебной защите. Поведение и действия (бездействие) покупателя были признаны недобросовестными и нарушающими ряд положений ГК РФ.

· Суд первой инстанции отказал: Решение № 2-1-1797/2022.

· Суд апелляционной инстанций поддержал позицию –решение оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения. Определение № 2-1797/2022.

Общественно-значимый вывод (рекомендации):

1. Если Вы продавец или производитель товаров – уделяйте особое внимание составлению оферты. Договор, опосредующий сделку купли-продажи (в народе его так и называют «договор-оферты» — это неправильная терминология с юридической ТЗ) должен содержать все условия, касающиеся совершаемых сделок:

-сведения о продавце;

- описание товара/услуги;

- условия покупки: цена, способ оплаты;

- условия доставки;

- информация о том, как обменять, вернуть товар;

– условия, определяющие, каким образом происходит подтверждение заключения сделки со стороны покупателей (акцепт).

2. До момента, пока договор не будет размещен на площадке, с которой осуществляется продажа, сделки (продажи) будут считаться оспоримыми, а в дальнейшем могут быть признаны недействительными; проще говоря, любой клиент сможет вволю поиздеваться над вами, написывая в Роспотребнадзор или суды – мол: «Продавец продал не тот товар, не рассказал мне о правилах возврата/обмена, не предоставил иную информацию (обязательную к предоставлению потребителям продавцами) – прошу провести проверку/взыскать штраф, неустойку, моральный вред и проч».

3. Если Вы потребитель товара/услуги – перед тем как оплачивать заказ, оформленный в интернете, советую все-таки читать оферту (как правило, «договор-оферта» размещается в конце лендинговой страницы сайта и оформлен как прямая ссылка на текст).

4. Если нет времени читать договор целиком – уделите внимание разделу «возврат и обмен товара», т. к. цену, описание товара и способы доставки, как правило, продавцы поэтапно расписывают в момент оформления заказа; а вот возврат/обмен уже доставленного товара – это важная информация, но делиться ей продавцы не спешат по маркетинговым соображениям.

Будь как Чао – читай договор)
Будь как Чао – читай договор)

5. И последний совет для обеих сторон: решайте все вопросы сразу и не игнорируйте друг друга) не думайте, что вопрос ЗПП малосущественен – это фатальная ошибка (продавцов в частности) , ЗПП спор на товар стоимостью в несколько тысяч может обернуться сотнями тысяч судебных издержек + репутационные риски, да и кармические тоже😊.

Удачи в процессах!

Больше практических рекомендаций, занимательных историй из жизни юристов-практиков смотрите на платформах:

44
11 комментариев

Безумно полезная информация! Подскажите, пожалуйста, а Вы лично консультируете? Как с Вами связаться? 🙏

1

Наталья, добрый вечер! Благодарю за высокую оценку😊
Да, я оказываю консультационные услуги;
Можете связаться через ФОС на сайте, либо позвонить/ написать в телеграмме по телефону, также указанному на сайте: https://tra-legal.ru

Буду рада помочь)

1

Пост полная хрень. Оферта тут каким боком причастна? Лишь бы чё написать...

Спасибо за уделенное на прочтение и написание комментария время )

По тексту поста становится ясно, что оферта сыграла ключевую роль, в позиции суда)
+ есть ссылки на тексты решений, там это отражено в полной мере