Привет! Я Наталья Новикова, юрист по договорам, автор книг в жанре фантастики и приключений. Веду канал «Истории под соусом».Видела много статей для заказчиков и ни одной для мастеров. А между тем, мастеров «кидают» также часто. Собрала практику своих судебных дел и вывела простые правила.Зачем вообще договор, если заказчик просит: «Начните сразу, потом разберёмся»?Мастер тратит свои силы на ремонт, а работы потом могут не оплатить. Договора не было, мы вас не знаем Если вы думаете, что это не про вас: в 60% моих дел в суде у исполнителя не было договора с заказчиком! Только когда оплату стали задерживать, мастер пытался подписать хотя бы акты.Обращения в прокуратуру и полицию ничего не дают — уже проверено разными бригадами. Госорганы говорят: «Идите в суд». Так что самое первое — подписать договор на ремонт.Что в нём обязательно должно быть, чтобы заказчику было труднее «кинуть» исполнителяТочный адрес объектаПотом можно будет собирать доказательства в виде фото здания снаружи, чтобы сверить планировку, делать запросы в разные госорганы — словом, для суда адрес важен.А мы делаем договор именно на случай суда.Сколько стоят работыРазбивайте работы на этапы и берите оплату за каждый этап. Не нужно верить обещаниям «заплатим потом»! Всё, как завещал Остап Бендер: утром — деньги, вечером — стулья.Снова статистика: 100% моих дел в судах по ремонту начались с того, что заказчик обещал, но не заплатил.Делайте отдельные сметы по работам и по материалам. Все дополнительные работы согласовывать с заказчиком письменно! Дополнительными сметами.Фиксируйте обязанности ЗаказчикаРабота мастеров напрямую зависит от некоторых обязанностей заказчика, и сроки могут затянуться именно из-за него. Поэтому обязательно прописать:заказчик обязан дать ключи от ворот, не загораживать подъездные пути к объекту на всё время ремонта.заказчик должен принять работы в срок 5 дней (или 7, тут как договоритесь).Все работы сдавайте по акту, чтобы на нём стояла подпись заказчика, а если это компания, то начальника участка и тех, кто руководит работами. Подпись заказчика на акте приёмки означает, что он не имеет претензий к качеству работ.заказчик нашёл дефекты в работе — пусть сообщает сразу и письменно, пишет пометку в акте, например. Не написал — потом не может предъявлять претензии (ст.720 ГК РФ).Стандарты качестваЧтобы заказчик не говорил, что «стены кривые», пропишите СНиПы, по которым работаете.ГарантияЕсли обои отстанут от стены или сгорит розетка, мастер должен будет бесплатно это исправить. Нужно написать, сколько времени длится эта гарантия.Заказчик вовремя не заплатил — капают пениНе забудьте указать, что если заказчик платит не вовремя, он должен платить %.Отправьте эти советы знакомым мастерам: это поможет им не попасться на обман.Сколько у вас длился самый короткий и самый долгий ремонт? Сами делали или привлекали кого-то?Буду рада видеть в моем канале «Истории под соусом». Пишу о том, как организовываю время, чтобы успевать читать, как нахожу творчество в "скучной" жизни.