Штрафы за рекламную рассылку без согласия пользователя, или тайна проставленных «галочек»
Всем привет! Меня зовут Мария Пожарова, я юридический директор компании Legal UP.
Четыре звонка, пара писем на почту, три уведомления в соцсетях, еще несколько в мессенджерах и то самое единственное и неповторимое СМС на номер телефона!
Ничего не забыли?
Давайте начистоту: каждый, кто читает эту статью, оказывался в ловушке рекламных рассылок и хотя бы по 5-10 раз в день смахивал надоедливый спам куда подальше.
Прожив в таком режиме какое-то время (на сколько хватит терпения), вы бросали свои важные дела, чтобы заблокировать «спамеров» и отписаться от всего, чего только можно.
Бывало?
Самое любопытное в этой истории то, что, скорее всего, рекламную рассылку вам отправляли, не имея на то права.
P.S.: Рекламной рассылкой будем называть все рекламные сообщения и звонки (независимо от способа их передачи и канала связи).
Галочки, крестики и нолики
«Да я просто где-то забыл убрать автоматически проставленную галочку и теперь мне отсылают письма о грандиозных скидках и акциях невиданной щедрости», – подумает рядовой получатель рекламной рассылки.
Да, возможно, только загвоздка в том, что проставленные вами или не вами галочки, крестики и нолики в чек-боксе рядом с текстом «Даю согласие на получение рекламной рассылки» ничего не значат. Их недостаточно для подтверждения получения согласия, так как невозможно установить лицо, проставившее их. Дело в том, что при регистрации на сайте, при заказе товаров, услуг и прочих действиях пользователь обычно не подтверждает свою личность.
Вы не читали оферту
Это не имеет значения. Все усилия по прописыванию условий направления рекламной рассылки в Политике обработки персональных данных, в оферте или любом другом размещенном на сайте документе автоматически умножаются на ноль.
Задача распространителя рекламы – доказать, что согласие на рассылку было получено именно от адресата. Если к рекламораспространителю обратятся с требованием перестать слать рекламные сообщения, то он будет обязан прекратить «информирование».
Как получить согласие на рассылку
Предложить пользователю пройти аутентификацию.
К примеру, человек делает покупку на сайте: ему предлагается заполнить соответствующую форму (указать персональные данные, адрес электронной почты, номер телефона). До нажатия кнопки «оплатить» пользователю можно предложить проставить галочки в чек-боксах напротив пунктов «даю согласие на обработку персональных данных», «даю согласие на получение рекламной рассылки» (важно, чтобы в каждом пункте содержались ссылки на бланки соответствующих согласий, размещенные на сайте).
После того как пользователь проставит галочки в знак подтверждения согласия на получение рекламной рассылки, на указанный адрес электронной почты или номер телефона администрация сайта должна направить ссылку (либо код). Если пользователь перейдёт по ссылке или введет в специальную ячейку код, то подтвердит, что именно он дал согласие на получение рекламной рассылки.
Обратите внимание! Пользователь сайта имеет право отказаться от рекламной рассылки: штрафные санкции в виде отказа произвести оплату за товары (услуги) при этом запрещены.
Если Вы планируете внедрить подобный механизм на свой сайт (а мы искренне рекомендуем это сделать), то обязательно уточните у программистов возможность подтверждения в дальнейшем факта того, что аутентификация пройдена. Функция, позволяющая предоставить доказательства перехода по ссылке или введения кода, поможет защититься, если пользователь обвинит вас в нарушении действующего законодательства.
Штрафы
С 17.04. 2024 штрафы за направление рекламной рассылки без получения предварительного согласия от получателя:
· для индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 100 000 рублей;
· для юридических лиц – от 300 000 до 1 000 000 рублей.
Где взять правильные документы
Составить документы помогут юристы. Команда LegalUP готова сформировать пакет необходимых бумаг – бланки согласий, тексты уведомлений при направлении ссылки или кода для авторизации.
Подпишитесь на Телеграм-канал Юристы о бизнесе, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.