Может ли франшиза полностью исключить возвраты денег клиентам по договору оказания услуг?

С таким запросом клиенты могут прийти к вам после пробного занятия.
С таким запросом клиенты могут прийти к вам после пробного занятия.

Всем привет, меня зовут Вячеслав Погодаев, я юрист по IT/IP, помогаю защищать онлайн-бизнес, консультирую стартапы и франшизы по юридическим вопросам, веду телеграм канал.

Недавно ко мне обратился клиент обратился с запросом «Может ли франшиза полностью исключить возвраты денег клиентам по договору оказания услуг?»

Такой вопрос очень часто встречается среди предпринимателей, которые развивают свой бизнес по франшизе, при этом продают услуги именно в сегменте B2C (школы вокала / барабанов / языковые курсы и любые другие тренинги).

Чаще всего, работа построена по договору оказания услуг, где человек оплачивает месяц занятий по предоплате. При этом, никто из предпринимателей не застрахован от того, что клиент откажется от договора после первого занятия и потребует вернуть деньги, уплаченные за весь месяц или (что хуже) за весь курс.

Но не всегда у франчайзи есть «свободные» деньги на такие возвраты...

Может ли франшиза полностью исключить возвраты денег клиентам по договору оказания услуг?

Поэтому предприниматели чаще всего пытаются «зашить» в договоры оказания услуг пункты, не позволяющие клиентам вернуть уплаченные деньги за обучение. Что не совсем соответствует закону.

Отвечая на главный вопрос, однозначно можно сказать, что от возвратов по договорам оказания услуг франчайзи не застрахованы. Но есть нюанс)

Возможность немотивированных возвратов устанавливается как общегражданскими положениями (ст. 782 ГК РФ), так и положениями закона «О защите прав потребителей»:

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

ст. 32 Закона

Но! Обратите внимание, что во всех случаях закон прямо указывает на возможность возврата с условием оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

А вот это уже кое-что…

Фактически понесенные расходы для франшиз – это, чаще всего, те расходы, которые школа вокала / барабанов / курсов английского или кулинарии (укажите своё) понесла, пока клиенту проводились первые занятия.

Такими расходами могут быть, например, доступ к закрытым онлайн площадкам для общения или онлайн обучения основам преподаваемого мастерства. Да-да, за доступ к разработанным бизнесом приложениям или сервисам можно взимать плату, при том, «вшивать» стоимость доступа к таким ресурсам уже на старте оказания услуг.

Далее, зачастую первые вводные занятия стоят дороже по причине прохождения тестов знаний / вводных уроков и иных специально разработанных для клиентов элементов «полезности», которые он получает на старте.

Ключ к успеху – это создание у клиентов реалистичных ожиданий, а затем эти ожидания нужно не просто оправдать, их нужно превзойти»

Ричард Брэнсон, основатель корпорации Virgin Group.

Это играет важную роль не только для удержания клиента, но и для возможностей повысить стоимость первых занятий за счет дополнительных услуг в предмете договора. В частности, спецификацией к договору лучше всего будет предусмотреть более высокую стоимость первых занятий в сравнении с остальными.

Так, при немотивированном отказе клиента от продолжения обучения и требований вернуть деньги, предприниматель будет иметь полное право удержать стоимость первых проведенных занятий, а также выданных доступов к закрытым онлайн ресурсам франшизы, а размер такого удержания может достигать до 50% от суммы оплаты за первый месяц / курс.

Но повторюсь, что полностью отказать в возврате уже оплаченных, но не оказанных услуг клиенту будет нельзя. Даже если данное условие будет содержаться в договоре, оно легко может быть оспорено клиентом в суде.

А вы сталкивались с подобными ситуациями?

---

Спасибо, что дочитали до конца!

Об этих и других вопросах бизнеса по франшизе читайте в моем телеграм канале.

44
4 комментария

Интересная статья! Полезно

1
Ответить

Спасибо!

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Добрый день! В том случае, когда компания предоставила доступ ко всем материалам курса (например, по обучению английскому языку), то услуга по предоставлению обучающих материалов будет считаться оказанной, и исполнитель сохранит за собой право не возвращать деньги.

Ответить