"Давайте начнем проект, а потом подпишем договор" или как обезопасить себя в работе без договора

«Слушай, заказчик очень ждет, работу надо начать, он уже готов закинуть предоплату, давай щас начнем, а потом уже как-нибудь подпишем».

Думаю, такое слышал каждый юрист, да и большинство менеджеров словят «дежавю» от этих строк. Можно вкратце описать так: когда «горят» деньги никто не думает о «бумажках» (философски получилось, запишем в цитаты) .

Юристы думают о рисках, безопасности компании, а менеджеры о деньгах для нее, но в порыве баталий с менеджером о необходимости «формальностей» с договором, «добытчики» могут забыть, что они должны быть заодно и если нет единства, то не будет денег либо безопасности.

Да, эта ситуация выходит за рамки «нормальной» договорной работы, это у нас в России в порядке нормы прийти к юристу с просьбой: «сверстай договорчик быстро, надо сегодня подписаться».

В европейских странах такое обычно не принято, стороны тщательно «кропочут» над текстом договора и процесс заключения растягивается как минимум на месяц, а не как у нас максимум за «недельку», и то этот срок для юриста радость.

Ну да ладно, это была боль, которая для каждого является «злободневной» и описав ее может получится получить побольше «плюсиков». Давайте уже к сути!
Что делаем?

Допустим мы приступили к работе, устно и письменно по переписке договорились что хотим, стартовали, но может случится следующее: «вы делаете не то, что нужно», «двигаем сроки, надо быстрее», «давайте добавим еще кое-что в перечень работ», «хотим другое, не это» и т. д и т. п. У менеджера проступила от таких слов «испарина», расстроился, плачет и что он делает? Бежит к юристу!

Давайте не будем до такого доводить, поскольку тут помогут только переговоры и сутяжничество, которое никому не нужно. Вернём время «вспять» и на месте юриста предложим следующий вариант.

Не будем воротить многостраничные договоры, если действительно проект уже нужно стартовать, ведь заказчик может уйти, если не увидит готовности работать «здесь и сейчас». Большинство проектов разрабатываются по методологии Agile с двухнедельными спринтами и скорее всего менеджеры обеих сторон наметили свои «хотелки» и условия, которые все-таки можно обозвать техническим заданием хотя бы на первоначальный спринт, за время которого мы можем нормально обсудить все условия и исходя из них составить договор.
Так вот здесь мы можем предложить «бумажку» суть которой заключается, что мы на бумаге буквально в 1-2 страницы оформляем и придаем юридическую силу тому, что было в переписке между менеджерами. На самом деле она и так есть, просто подписанная бумага облегчит процесс доказывания отношений «по переписке» и замотивирует к нормальному сотрудничеству каждую из сторон.

В этой бумаге важно выделить следующие моменты:

1. Конечно же оплата: для обеих сторон наименьший риск взять/дать деньги только за время первоначального спринта, поэтому выделяем гонорар за него и начинаем работать.

2. Вкратце прописываем основные условия проекта, чтобы можно было идентифицировать что именно будет делаться.

3. Прописываем адреса электронных почт, мобильные номера и названия мессенджеров, по которым велась переписка, чтобы облегчить доказывание, о котором я говорил выше, вместе с указанием, что они являются неотъемлемой частью соглашения.

4. Отдельно прописываем обязательство, что стороны в будущем (через определенный срок) заключат договор на всю сумму проекта. Дополнительно какая-либо из сторон может для себя «промять» условие об отступном, в случае если такой договор не будет заключен, допустим по вине другой стороны.

5. Если во время первых спринтов будут собрания, где будут обсуждаться условия проекта и его дальнейшая разработка, то стоит прописать в бумаге, что стороны составляют протокол об итогах такого собрания и подписывают его совместно (этот протокол будет дополнять первоначальные условия)

Конечно, кому-то покажется это «нетрадиционным» и не самым эффективным решением, но это все же лучше, чем составить договор «на коленке», который может привести к конфликтам между сторонами из-за неоднозначных или не проговоренных условий проекта, которые появились из-за спешки.

А как вы работаете с подобными ситуации? Делитесь опытом в комментариях!

Начать дискуссию