{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Байкал» с Багамских островов и не только

За оборотом товаров с брендированным местом производства ужесточат надзор. Учрежденное правительством Роскачество начинает проверки продуктов с правом на наименование места происхождения товара (НМПТ), среди которых — «Вологодское масло», «Адыгейский сыр» и «Нарзан». Заключения о несоблюдении характеристик станут основаниями для лишения прав производителей на НМПТ. Однако до сих пор права на использования места происхождения в наименовании товара не являются очевидными и вызывают вопросы.

В начале 2020 года компания «Байкалси Кампани» получила в Роспатенте свидетельство о происхождении товара «Вода природная питьевая «Байкал» глубинная». Учредителем «Байкалси Кампани» является зарегистрированная на Багамских островах ESW Investment Ltd. Депутат Госдумы Николай Будуев в соцсети возмутился тем, что «байкальской теперь может называться только вода, произведенная компанией «Байкалси Кампани». По его мнению, использовать в названии слово «Байкал» можно будет только с позволения «олигархов с Багамских островов».

Ситуацию разъяснил патентный поверенный, партнер юридической фирмы «Городисский и Партнеры» Вячеслав Рыбчак.

Подобные комментарии появляются вследствие того, что люди плохо разбираются в правовых вопросах и до обидного мало знают о базовых правилах охраны интеллектуальной собственности.

При этом хочу заметить, что наименование места происхождения товара (НМПТ) по своей природе является довольно специфичным объектом интеллектуальной собственности. Главной особенностью является то, что НМПТ подтверждает наличие у товара особых свойств, которые обусловлены природными условиями и/или людскими факторами конкретной местности.

Часто за счет наличия уникальных свойств товары получают широкую востребованность за пределами региона производства, и в сознании потребителей возникает устойчивая связь между уникальными свойствами товара и местом его происхождения. Такие случаи нередки как в мировой, так и в российской практике. Например, шампанское, коньяк, текила, вологодское масло, нарзан, башкирский мед, тульский пряник, краснодарский чай.

Именно НМПТ призвано защищать такие товары, уникальные свойства которых обусловлены географическим происхождением.

Закон защищает потребителя от недобросовестности производителей - запрещает использовать зарегистрированное НМПТ лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, а также использовать сходные обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.

При этом регистрация НМПТ не ограничивает возможности других производителей, так как согласно прямому указанию ст. 1518 Гражданского кодекса РФ, исключительное право использования НМПТ в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.

Возвращаясь к ситуации с «Байкалси Кампани», следует отметить, что другие производители питьевой воды из озера Байкал также смогут использовать наименование «Байкал» для обозначения своего товара после получения в установленном законом порядке соответствующего свидетельства об исключительном праве на зарегистрированное НМПТ. Для прохождения процедуры получения такого свидетельства не требуется какого-либо специального разрешения от «Байкалси Кампани» или ее учредителей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда