Отдаленные последствия…
История о том, как продавец пытался привлечь внимание к своему товару на маркетплейсе, а попал на штраф
ООО «Вайлдберриз» оштрафовал ИП Овечкину С.А. (продавец) на 686 600 рублей за нарушение договора.
Продавец возмутилась и пошла взыскивать с маркетплейса штраф, да еще и проценты. Предприниматель заключила договор на основании оферты о реализации товара на сайте WILDBERRIES.
Продавец в иске указала, что с марта по август 2023 года в ее личный кабинет поступили уведомления об удержании штрафов на общую сумму 686 600 руб. с обоснованием: "Штраф за нарушение правил площадки. Использование механик искусственного занижения рейтинга (ИМИЗР)". Отчеты маркетплейса предприниматель не приняла, УПД и акты взаиморасчета не подписала.
В суде ООО «Вайлдберриз» пояснил: было выявлено, что продавец осуществляла действия по самовыкупу товаров, запрещенные Офертой.
Продавец пыталась «обмануть» алгоритмы маркетплейса и поднять свой рейтинг, а также рейтинг и показ собственного товара, приобретая его с помощью других лиц.
Таким образом она получала неосновательное обогащение и приносила убытки ответчику.
Что же на это сказал суд?
- Правила использования Портала - неотъемлемая часть договора между продавцом и маркетплейсом.
- Согласно Правилам продавец обязуется не совершать действия или сделки, направленные на манипулирование рейтингами товара и продавца, или инициировать такие сделки совместно с другими лицами. В случае нарушения данного пункта "Вайлдберриз" вправе удержать с продавца возникшие убытки, а также взыскать сверх убытков штраф не менее 100 000 рублей.
Использование механизмов самовыкупа товаров подтверждается следующим:
✔к аккаунтам пользователей, через которые продавец осуществляла самовыкуп, привязаны одни и те же банковские карты, через которые производилась оплата;
✔ситуация, когда к одной банковской карте привязано множество аккаунтов, является нетипичной и объясняется тем, что они созданы исключительно с целью осуществления самовыкупов продавцами и оставления положительных отзывов;
✔значительное количество совпадений не может быть объяснено обычной случайностью и фактически доказывает, что продавец использовала механизм самовыкупа.
Суд признал поведение предпринимателя недобросовестным и отказал в удовлетворении требований. Апелляция поддержала данное решение, оставив его в силе.
На данный момент предприниматель пытается обжаловать эти судебные акты в кассационной инстанции.
Так что, как бы не хотелось привлечь внимание покупателей к своим товарам как можно скорее, все же рекомендуем набраться терпения. И тщательно изучать правила маркетплейсов, с которыми Вы работаете.