Я просто обалдел, когда узнал это: как сотовые операторы сливают вас и ваших клиентов

Как часто вам звонят спамеры? А вы тоже замечали, что иногда они знают о вас даже то, что вроде как знать не должны?

Куда вы звонили, с кем общались — оказывается, у сотовых операторов и спамеров появился новый схематоз.

Надоедливые спам-звонки, жалобы клиентов на звонки конкурентов… Я провел целое расследование, чтобы раскрыть новый схематоз. Контрольная «закупка», ловля на живца, внедрение под видом клиента — было много чего. Рассказываю, как на самом деле работает эта гадость, и как от нее избавиться.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный. Возможно, вы знаете меня по книге «Своровали? Накажи» и ТГ-каналу «Клуб правообладателей».

Скорее всего, вы уже подписаны на мой канал, но если еще нет — подпишитесь, — и поехали.

Появление таинственных звонарей

Звонит мне как-то раз заказчик:

— Я вам заявку на сайте оставил, а мне на следующий день позвонили из другой компании по этому вопросу. Вы кому-то передавали мой номер?

Да нет, конечно, не передавали.

Думаю, ладно, может человек что-то недосмотрел. Оставил где-то еще заявку, а потом забыл про нее. Вот ему и перезвонили.

Спустя неделю звонок от другого человека. Та же история:

— Я вам заявку оставил, а мне теперь какая-то компания названивает. Я больше нигде свой номер по этому вопросу не оставлял. Как это понимать?

Ну как понимать. Я слышал, что есть хитрые виджеты для сайтов. Ставишь такую пакость себе на сайт и можешь собирать номера телефонов посетителей, даже если они этот номер тебе не оставляли.

Работает виджет через какие-то куки-файлы и авторизации в соцсетях. Дергает номер телефона и передает владельцу сайта.

Как по мне, система поганая — если я не оставлял свой номер, значит и нечего мне звонить. Но некоторые конторы с нетрадиционной маркетинговой ориентацией вполне себе пользуются такой ерундой.

Только вот нормальная компания пользоваться такой ерундой не будет. Вам когда-нибудь продавали что-то хорошее через спамный звонок? Вот и мне нет. Зашел почитать отзывы на контору этих звонарей — там портал в ад.

В общем, рассказал про этот виджет человеку — вроде оно.

Дальше такие случаи стали повторяться чаще. Я всё грешил на эти виджеты и порядочно задолбался в ответ на «почему мне звонят» рассказывать, как всё это работает.

Я просто обалдел, когда узнал это: как сотовые операторы сливают вас и ваших клиентов

Но потом случилось такое, что никаким «виджетом» уже объяснить было нельзя.

Это вам не виджет: слив данных выходит на новый уровень

Иду на выходных по улице у себя в Курске. Встречаю старого товарища — одногруппника из универа. Говорит, мол, нужна помощь по твоему профилю, смогёте? Да сделаем, не вопрос. Давай, говорю, завтра созвонимся и все решим.

Спустя пару дней он мне пишет:

Я просто обалдел, когда узнал это: как сотовые операторы сливают вас и ваших клиентов

Очень мило.

— А ты на сайты по нашей теме не заходил?

— Не-а. Если б я тебя не встретил, я и не вспомнил бы про это. Видимо у вас кто-то сливает данные.

Очень мило. В смысле сливает? Неужели в компании завелась крыса? Или нас взломали?

Вроде нет, работаем все вместе давно. Да и небольшие мы, смысл нас взламывать. Работаем в основном с теми, кто приходит по сарафанке, по совету знакомых.

Устроили внутреннюю проверку. Поменяли всем пароли, проверили все входы по айпи. Все чисто, все входы только с рабочих адресов, левых нет.

А звонки продолжились. Опять звонит заказчик, только тут уже с возмущением:

— Что это за фигня? Я только вам позвонил, а мне теперь полдня разные уроды трезвонят!

Ну всё. Пора ловить на живца.

Контрольная проверка: как удалось вычислить негодяев

Беру новый номер. Даю его другу, прошу оставить заявку и созвониться под видом клиента. Оставил, созвонились.

На следующий день вот они — звонят.

— У нас для вас выгодное предложение…

— Лучше расскажите, откуда у вас мой номер?

— Пэк-мэк, нам маркетолог передал.

— А ваш маркетолог что-то слышал о защите персональных данных?

Сбрасывают.

Получается, они как-то получают инфу о том, что ты звонил в компанию. Но как?

То есть ты оставляешь заявку одной компании, с которой готов пообщаться, а дальше твой номер терроризирует еще десяток других контор.

Стал гуглить: «слив номеров», «воруют номера», «перехватывают звонки». Нашел пару свежих историй на форумах. Проблема у людей та же, но источник не нашли, решения тоже нет. Ну хоть не я один с этим столкнулся, видимо не во мне проблема.

Хм, думаю, а ведь эти же звонари кому-то платят за эту информацию? Дай-ка поищу с другого ракурса: «купить номера».

И вот они, нашел!

Я просто обалдел, когда узнал это: как сотовые операторы сливают вас и ваших клиентов

Интервью с звонарями: как всё оказалось устроено

Звоню менеджеру этой компании под видом потенциального клиента. Проговорили почти час. Получил все подробности схематоза.

Краткие выводы:

— Есть сервис. Через него можно поставить на мониторинг конкретные номера. Дальше ты будешь получать информацию о входящих и исходящих звонках по этому номеру. В итоге ты получаешь полный список абонентов, с кем общались с этого номера.

— Дальше по этим номерам прозванивает колл-центр. Звонят перебором всем подряд с «выгодным предложением». По их собственным данным, 8-9 абонентов из 10 посылают нахер, оставшиеся 1-2 готовы пообщаться. Их контакты за деньги передают самой конторе, заказавшей прозвон.

— Сотрудник сервиса заявляет, что у них заключен договор с сотовым оператором. По этому договору они и получают информацию о звонках.

— На вопрос о персональных данных отвечают так: в их базы попадают номера людей, которые при покупке симки или в каком-нибудь приложении поставили галочку на «согласен на передачу данных третьим лицам в рекламных целях». То есть, считайте, все наши номера там есть.

Как вам такое?

Подключаем к вопросу службу безопасности

У меня на работе стоит айпи-телефония. Звоню оператору айпи-телефонии. Рассказываю про всю эту историю.

Менеджер слушает меня, как сумасшедшего. Первый раз, говорит, такое слышим.

— А давайте возьмем номер телефона вашего руководителя службы безопасности, и с ним такую проверку проведем?

— Давайте.

Провели проверку, результат ожидаемый. Подтянулись звонари из разных компаний. Оказывается, одни конторы нанимают колл-центры, а другие прозванивают сами.

Ничем помочь оператор айпи-телефонии не может. Служба безопасности пообещала «разобраться», но пока что воз и ныне там.

Окей, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И вот что я выяснил.

Что делать, если тебя задолбали такие звонки

Оказывается, есть сферы, где с такими звонками вообще полная жопа.

Например, недвижимость в Москве — оставишь заявку на покупку квартиры и всё, капут. Тебя начнет теребить десяток контор, которым ты свой номер не оставлял. Вот так вот перехватывают номер и названивают.

Как это прекратить?

Нужно подать заявление на отзыв согласия на обработку персданных. Одно заявление в любой офис — и все, телефонные спамеры тебя больше не трогают. По крайней мере, не должны — под угрозой штрафов.

Вот образцы заявлений для Теле2, Мегафон, Билайн. МТС не нашел, может вы знаете где взять.

Печатать заявление самому не обязательно. Его должны дать в любом салоне связи.

Я сейчас тестирую этот способ, если кто-то тоже пробовал — скажите.

Что делать, если у вашей компании так перехватывают номера

Человек может прекратить спам-звонки одним заявлением. А компании, чтобы защититься от слива, нужно сделать так, чтобы все ее клиенты написали такие заявления. Это практически нереально.

Смена номера тоже не поможет. Спамеры увидят, что по старому номеру прекратились звонки, оставят тебе заявку, получат новый номер и будут мониторить уже его.

Пока выход один: созваниваться через мессенджеры. Тут отслеживать информацию не научились.

Что дальше: крестовый поход против спамеров

На мой взгляд, вся эта история — полная дичь. А вы что думаете?

Если вас тоже бесят спамные звонки — лайкните этот пост, будем бороться с этой пакостью вместе.

Видимо, никто просто за это еще не взялся по нормальному. Никто не дошел до Роскомнадзора, полиции и судов. Я думаю, что самое время этим заняться.

1) Я направлю обращение в Роскомнадзор по части персональных данных

2) Я направлю обращение в Федеральную антимонопольную службу по вопросу нарушения закона о рекламе

Пусть госорганы получат подробности этой истории и расскажут свою позицию. А то вроде как штрафы до миллиона подняли за нарушение персданных и законов о рекламе, а тут такая канитель. Благо поймать спамеров несложно — они звонят всем подряд, и если оставить номер сотрудника ФАС или РКН, ему тоже наберут.

UPD: со мной связалась одна из компаний, которая названивала нашим доверителям. Сами взяли на себя обязательство никогда больше не звонить по нашим контактам. Предусмотрительные ребята.

Если вам интересно, чем закончится эта история, получится победить спамеров или нет — можете подписаться на мой тг-канал «Клуб правообладателей».

Вообще это канал с моими заметками для предпринимателей и авторов о том, как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах.

Но теперь буду рассказывать в канале еще и про это, надо же как-то с этим справиться.

Ну а там посмотрите, может и канал мой вам пригодится, там много чего полезного публиковал — недавно вон целую методичку сделал по компенсациям и штрафам, кто на чем ошибается и как не влететь.

Если вы сталкивались с такой историей — расскажите, что у вас было? Как-то удалось с этим справиться?

264264
2828
1111
22
11
11
11
233 комментария

По поводу СПАМ звонков я подавал жалобы в Роскомнадзор, ФАС, Билайн, МТС и прочее.
В основном приходят стандартные отписки, никто не занимается этим вопросом.. Возможно стоит после получения отписки написать в Прокуратуру, на бездействие, тогда думаю зашевелятся ответственные.

В целом не обязательно проводить какие-либо расследования, тк компании, которые занимаются получением данных из куки браузеров давно известны РКН и полиции их более 100, все это делается в открытую юридическими лицами: ООО БИГДАТА, АЛЬФА, МЕДИ ПРО, Вантрезульт, ИП Шиянов итд, а крышуется СКОЛКОВО: https://navigator.sk.ru/orn/1125382#products

Эти компании ДАЖЕ развивают собственную Франшизу на продаже персональных данных и никого это не смущает?!.. https://bigdata-it.ru/franchise/
Судя по отзывам в интернете покупатели данной франшизы подали коллективные иски по фактам мошенничества: https://vc.ru/u/3247785-k4leri/1169089-franshiza-ooo-big-data-inn-3329095308-odna-iz-krupneishih-shem-po-legalizovannomu-otemu-deneg-u-predprinimatelei

Посмотрите расследование РЕН.ТВ 06.2024:
https://vc.ru/u/3247785-k4leri/1268295-bigdata-wantresult-media-pro-i-prochie-moshenniki-mmm-otdyhaet-ugolovnoe-delo-na-lebedeva-samsonova-pershina-shiyanova-dibrova

85
Ответить

О, БигДата. Знаю этих засранцев. В уши ссут красиво, но если шаришь в сайтостроении, то быстро становится понятно, что суть их работы - поставить ВАМ на сайт шпионский трекер, который и будет сливать ИМ в базу всех ваших посетителей. Которых они потом радостно продают в кучу мест. Ну и вам самим дадут вашей же базой чутка попользоватся. Пока платите

14
Ответить

Позвонил в МТС, спросил, как отказаться от передачи данных о звонках третьим лицам. Мне сказали, что МТС никому ничего никогда не передает.

Написал в чат МТС, сказали что могут подключить услугу отказа от передачи данных. Вот и верь теперь службе поддержки

14
Ответить

Ого, спасибо за такой подробный материал! Буду разбирать, посмотрю все обязательно, спасибо.

11
Ответить

Более того, всякие эти вонт резалты ставят на сайты скрипт, который не обфусцирован и явно скрывает под собой кейлоггер даже без исключения приватных полей — то есть пароли тоже сливаются

3
Ответить

я подавал жалобы вОрганам нужно четко излагать каких конкретных действий вы от них хотите. Ну а опсосы ничего делать не будут, они всё прекрасно знают и кормятся с этого.

1
Ответить

Тоже эти типы предлагали нам свои грязные услуги

1
Ответить