3 причины нанять юриста, даже если всё хорошо

Предприниматели часто вспоминают о юристе только в момент корпоративных или трудовых споров. Многим кажется, что пока беда не пришла, для юриста в малом бизнесе почти нет задач.

На самом деле юрист может не только защитить от рисков, но и снизить расходы компании на налоги и взносы, а также спасти от дебиторской задолженности. В статье рассмотрим несколько популярных запросов, с которыми к нам часто обращаются.

3 причины нанять юриста, даже если всё хорошо

Как юрист уменьшает налог

Не все расходы можно принять к учёту, а значит не все они снижают налоговую нагрузку. Юрист может посоветовать оформить договор так, чтобы получилось сэкономить на налогах. Делимся маленькими хитростями на живых примерах.

  • Реклама вместо представительских расходов

Если у компании есть расходы на представительские мероприятия, их можно оформить как рекламные услуги. Например, расходы на организацию корпоративного мероприятия для клиентов можно трансформировать в рекламную акцию. Такие расходы проще принять к учёту на УСН «Доходы минус расходы» или ОСНО.

  • Аренда вместо покупки оборудования

Вместо покупки оборудования можно оформить аренду с последующим выкупом. Это позволит частично перенести затраты из категории капитальных в операционные, которые учитываются при расчёте налога.

  • Консультационные услуги вместо затрат на обучение

Как правило, затраты на обучение сотрудников нельзя принять к расходам в рамках налогового учёта. Но юрист может изменить формулировку договора и закрывающих документов на «оказание консультационных услуг, связанных с профессиональной деятельностью», такие расходы учесть можно. А если обучение включает в себя элементы консалтинга или разработки стратегии, его можно оформить как консультационные услуги, они тоже попадут в расходы.

  • Лицензионный договор вместо договора поставки ПО

Если компания хочет приобрести программное обеспечение, но не может учесть стоимость покупки в расходы, юрист может предложить заключить лицензионное соглашение с регулярными платежами за использование ПО. Лицензионные платежи обычно входят в состав операционных расходов и снижают налоговую нагрузку.

  • Долгосрочная аренда вместо лизинга

Лизинг не всегда позволяет учесть затраты в налоговом учёте, особенно при УСН. Опытный юрист предложит заключить договор долгосрочной аренды с опцией выкупа в конце срока аренды. Арендные платежи легче включить в состав расходов.

  • Исследовательские работы вместо разработки продукции

Если компания инвестирует в разработку новой продукции, не все затраты можно учесть при расчете налога. Юрист поможет оформить эти работы как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Затраты на НИОКР будут учтены при расчете налога, что позволит значительно снизить налоговую нагрузку.

  • Совместное использование ПО вместо покупки

При покупке дорогостоящего программного обеспечения также могут возникнуть сложности при учёте в расходах. Оформить это можно через договор на совместное использование ПО с другой компанией. В этом случае расходы на оплату доступа к ПО будут учтены как операционные, что позволит уменьшить налоги.

Если обратиться к юристу до заключения сделки, он поможет определить выгодную схему работы, предусмотреть риски и подготовить необходимые документы.

  • Смена адреса регистрации

В некоторых регионах можно платить на УСН «Доходы» 1% вместо обычных 6%, а на УСН «Доходы минус расходы» — 5% вместо 15%. Подробнее писали об этом здесь.

Если компания меняет адрес регистрации на регион, где действует пониженная ставка УСН, то она имеет право применять льготную ставку с начала года, в котором произошла смена адреса. При этом для её применения важно соответствовать определенным требованиям, в каждом регионе они свои. Например, определённый ОКВЭД, присутствие в реестре, дата регистрации и прочее.

Документы на смену юрадреса обычно готовят юристы. Они же могут проверить компанию на соответствие региональным требованиям. Если соблюдена лишь часть требований, юрист поможет добиться полного соответствия, например, сменить ОКВЭД. Главное успеть до конца календарного года.

  • Уменьшение налога на недвижимость

Налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровая стоимости недвижимости. Если она завышена, компания может сильно переплачивать налог на имущество.

Юрист может обратиться к оценщику для проведения экспертизы, а после подать обращение в комиссию по кадастровой стоимости. Если удастся изменить кадастровую стоимость, это позволит существенно снизить налог на здание или земельный участок.

  • Льготы по НДС и страховым взносам

IT-компании могут получить аккредитацию в Минцифры, которая даёт:

– 0% НДС вместо 20% с продажи ПО;– 7,6% вместо 30% страховых взносов;– льготные кредиты для компании под 3%;– возможность получить грант от РФРИТ на 500 миллионов;– преимущество при заключении госконтрактов.

Получить её не так просто, поэтому есть упрощённая процедура – через реестр отечественного ПО или реестр стартапов. Юрист проверит соответствует ли компания требованиям, а также поможет оформить документы и подать заявку.

Как юрист спасает от дебиторской задолженности

А вы когда-нибудь задавались вопросом: что делать с клиентами, которые не платят?

Каждый предприниматель решает этот вопрос по-своему: кто-то работает только по предоплате или по системе «подписки», кто-то сотрудничает только с проверенными компаниями, а кто-то закладывает в свой бюджет «страховочный процент» и просто перестаёт работать с неплательщиками.

Но что делать, если контрагент уже должен вам крупную сумму денег и перестал брать трубки? Опытный юрист предложит оптимальное решение:

  • Оформить досудебную претензию

Грамотно написанное письмо с доказательствами, ссылками на нужные статьи и правильным расчётом пеней и штрафов — уже половина успеха. Такое письмо может быстро превратиться в исковое заявление, и контрагенты хорошо это понимают. Поэтому не удивляйтесь, если после отправки претензии контрагент сам выйдет на связь или даже выплатит долг, это не редкость.

  • Подать исковое заявление в суд

Если контрагент оказался достаточно толстокожим и не отреагировал на претензию, можно пойти в суд. Однако стоит помнить, что даже победа в суде — ещё не финальная точка.

Вы получите исполнительный лист, с которым нужно будет обратиться в налоговую и запросить сведения об открытых счетах контрагента. После этого нужно посетить банк ответчика и отнести туда заявление и исполнительный лист.

Если у ответчика есть деньги на счетах — банк сам их снимет и переведёт вам. Если же денег в банке не оказалось, нужно будет писать заявление и передавать исполнительный лист приставам. Все эти действия можно поручить юристам Кнопки, недавно мы писали как вернули клиенту 1 700 000 ₽ долга.

Как юрист защищает от штрафов

В любой бизнес-сфере есть ряд правовых подводных камней, о которых начинающий предприниматель может не знать. Даже одна консультация с юристом перед запуском своего дела поможет сэкономить вам деньги и нервы.

  • Трудоустройство первого сотрудника

Когда вы впервые заключаете с кем-то трудовой договор или договор ГПХ, не забудьте подать уведомление в Роскомнадзор (РКН), чтобы не получить штраф.

Если сотрудник является военнообязанным, то кроме РКН нужно подать уведомление в военкомат, где сотрудник состоит на учёте. Срок — 5 дней. За нарушение срока можно получить штраф от 40 000 ₽ до 50 000 ₽ на руководителя.

А если сотрудник иностранец, нужно подать уведомление в МВД, чтобы избежать штрафа в 800 000 ₽.

  • Оформление сайта

С каждым годом появляется всё больше и больше требований к сайтам компаний. Это и политика обработки персональных данных, и закон о рекламе, и соблюдение прав потребителей, и использование чужого контента.

Нужно знать что, где и в каких случаях разместить на сайте. А также составить необходимые документы (например, Политику в отношении обработки персональных данных) и регулярно вносить правки. Тут и поможет юрист.

Кстати, при наличии сайта можно сэкономить время и деньги на бумажном документообороте. Достаточно разработать правовую схему и оформить грамотную оферту.

Также юрист поможет защитить сайт от копирования, рассказали об этом здесь.

  • Открытие торговой точки

Если вы хотите открыть торговую точку оффлайн, сперва нужно подать уведомление в Роспотребнадзор, иначе можно получить штраф до 20 000 ₽.

Кроме этого, стоит сразу подумать о правильном оформлении уголка потребителя, меню или прейскуранта цен. Если не уделить этому должного внимания, можно получить штраф 30 000 ₽.

Стоит учесть, что нельзя просто взять и поставить популярную музыку для посетителей вашего магазина или кафе. Дело в защите авторских прав, за такое можно получить штраф 200 000 ₽ или даже иск.

Чтобы использовать музыку безопасно, нужно заключить договор с ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) и РАО (Российское авторское общество). Или воспользоваться сервисами, дающими доступ к легальному использованию музыки. Например, Mubicloud или сервис от Яндекса.

  • Открытие интернет-магазина

Если вы открываете интернет-магазин, важно помнить, что требования к дистанционной торговле отличаются от требований к оффлайну. Нужно дать покупателю ознакомиться с офертой и условиями доставки, также будут действовать другие сроки и причины возврата товаров. В целом, рекомендуем следить за соблюдением закона о защите прав потребителей.

  • Онлайн-образование, курсы

Перед продажей онлайн-курсов следует узнать, нужно ли получать образовательную лицензию. Если вы планируете работать с преподавателями, живущими за границей, стоит заранее подумать о том, как вы будете им платить.

А ученики неизбежно придут к вам с вопросами о получении налогового вычета за обучение. Юрист поможет разобраться в каких случаях вычет возможен и какие документы следует предоставить.

Перед началом любого бизнеса лучше поговорить со своим юристом и бухгалтером, чтобы предусмотреть риски и просчитать возможные убытки. Соблюдать требования законодательства или нет — решать только вам, но знать о возможных штрафах и рисках проверки точно будет полезно.

Кроме перечисленных задач, юристы могут помочь и с более тривиальными вещами:

- проверить контрагента или договор и доработать его;

- оформить документы с подрядчиками, чтобы им не захотелось нарушать сроки;

- подготовить документы для получения инвестиций;

- оформить франшизу или товарный знак, когда компания подрастёт.

Не бойтесь пробовать новое, приходите с вопросами. Наши юристы будут рады рассказать всё простым языком, а при необходимости дадут совместную консультацию с бухгалтером и зарплатником.

3 причины нанять юриста, даже если всё хорошо

Александр Гапеенков
Ведущий юрист бухгалтерского сервиса «Кнопка»

Начать дискуссию