Запуск приложений в международных юрисдикциях: какие этапы процесса?

Мы вам не говорили, но наша команда вот уже несколько лет очень погружена в ТМТ-сектор, мы плотно работаем с цифровой экономикой и помогаем клиентам запускать свои приложения и продукты в иностранных юрисдикциях.

Сегодня поговорим о том, почему эта процедура распространена на текущий момент среди наших клиентов и какие этапы в этом процессе сопровождают юристы.

Выход на международный рынок: с чего начинать?

Владельцы и стартапы чаще всего начинают задумываться о международных проектах в следующих случаях:

Когда приложение уже работает на локальном рынке, хочется масштаба. И нужно думать, почему бы не покорить международную арену.

Еще один случай это - санкционная политика, которая привела к тому, что приходится разделять российский и международный рынок. Соответственно, это все привело к ряду и затруднений, и сложностей, поскольку App Store и Google Play не позволяют просто так брать и клонировать приложение. Да, прямого запрета нет, но и осуществить эту идею практически невозможно.

Этапы реализации проектов

Юридическая проверка и аудит всей документации.

Прежде, чем отправляться в какое-то мировое плавание, нужно провести ревизию и убедиться, что пользовательские соглашения, политика конфиденциальности и лицензии соответствуют законам каждой страны, в которой планируется запуск.

В том числе в Европе действует знаменитый GDPR, который может потребовать особого внимания к защите данных пользователей.

Также в США есть свои законы на уровне штатов, очень жесткие законы в Австралии. И нужно учитывать все нюансы, поскольку продукт обычно распространяется на все рынки сразу.

Отдельное внимание стоит уделить европейской и американской терминологии и политикам, ведь термины обязательно должны быть понятны и близки пользователю. Если у нас этот акцент еще не так сильно делается, то в GDPR в ЕС чем понятнее, тем лучше.

Структурирование компании и налоговые вопросы.

После того, как первичная документация проверена юристами, встает вопрос регистрации компании в какой-то из выбранных юрисдикций.

Важно сразу определять, что будет проще с налоговой точки зрения. Юристам нужно анализировать в целом, как распределять активы между бизнес-юнитами и решить налоговый вопрос клиента.

Чтобы все процессы грамотно функционировали и были распределены все IP-права на продукты.

Именно по этой причине нужно грамотно подобрать юрисдикцию и обычно она всегда отталкивается от налогового планирования.

Открыть компанию за границей – это меньшее из проблем, главное еще и поддерживать расходы на ведение этой компании.

Получение лицензирований и разрешений.

Юристы анализируют, какие требования к приложениям и лицензиям, поскольку есть очень закрытые рынки, например, такие, как Китай, где нужно получать специальные копирайт-сертификаты, нужно регистрировать товарные знаки и иногда нужна специальная лицензия для приложений, которые собираются запуститься, если приложение будет связано с медициной или финансами.

Защита интеллектуальной собственности.

Приложение – это не просто код и интерфейс, это - идеи, креатив и, конечно же, самый главный бизнес-актив, поэтому его важно защищать и в том числе оградить от претензий на международном рынке.

Товарные знаки, депонирование авторских объектов на ключевых рынках, где планируется работать - все это нужно сделать юристам.

А также важно грамотно разделить IP-активы между компаниями, поскольку при дальнейшей монетизации, инвестировании и иных экономических процессах, подобные документы могут запрашиваться в дальнейшей цепочке прав.

Клиентам будет важно подтвердить, что у иностранной компании в том числе есть права на соответствующий продукт. И это самая распространенная ошибка, которую мы видим в бизнес-процессах клиентов: активы были разделены между несколькими компаниями, но IP-права никто не передал.

Локализация и адаптация документации.

Безусловно, это - менее юридический вопрос, но его тоже стоит учитывать, ведь перевод документов - это не просто перевод предложения на другой язык.

Важно адаптировать продукт под культуру, особенности местных пользователей, ограничения.

В одном из наших проектов была ситуация, когда нашим клиентам пришлось вырезать свинью, потому что в конкретной стране были запреты и нам приходилось менять другим героем.

Подключение и работа с финансовыми транзакциями и платежная система проекта.

Для успешной работы проекта оно должно поддерживать локальные платежные системы и правил по адаптации и интеграции.

Пользователи разных стран предпочитают различные методы оплаты от банковских карт до мобильных кошельков и криптовалюты, ведь в некоторых странах она легализована.

Важно учесть в документах любые валютные операции, курсы обмена, чтобы избежать потенциальных претензий и вопросов, ведь очень много проблем возникает на основании переводов и валютных процессов.

В наших проектах бывали случаи, где Google переводил операции по своим курсам.

Проработка с клиентом юридических рисков.

Мы должны проработать процедуры на случай, если кто-то взломает приложение, кто-то украдет данные пользователей и как вообще в принципе защитить данные приложения и данные пользователей.

Международный рынок — это особая тема, и нужно четко учитывать все моменты и подготовиться к различным сценариям.

11
Начать дискуссию