АККАУНТ В СОЦСЕТЯХ КАК ОБЪЕКТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Потенциальная коммерческая ценность популярных аккаунтов (блогов, каналов, групп, сообществ) в соцсетях в 2024 году уже не вызывается скепсиса. Монетизация контента через инструменты платформы и рекламная деятельность стали хорошим заработком для блогеров. И периодически случается так, что на успешный аккаунт в социальной сети претендует несколько лиц и чтобы заполучить его себе, приходится обращаться в суд.

АККАУНТ КАК БАЗА ДАННЫХ

Один из путей, как заполучить через суд права администрирования (управления) аккаунтом, пролегает через отождествление аккаунта в социальной сети базе данных. Предполагается, что если истец докажет существенные затраты на создание аккаунта как базы данных, так он или она подтвердит своё исключительное право на весь аккаунт, и из этого права вытекает и право на администрирование аккаунта в социальной сети.

Изготовитель базы данных - лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

п. 1 ст. 1333 ГК РФ

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом

п. 1 ст. 1334 ГК РФ

ПРАВИЛА СОЦСЕТЕЙ

Данная концепция в первую очередь разбивается о правила использования соцсетей, которые все как один чётко артикулируют, что интерфейс, дизайн, функционал, базы данных и другие составляющие социальной сети принадлежат только владельцу соответствующей платформы и её пользователи могут ими только пользоваться в том виде, который предоставлен в настоящий момент.

Во вторую очередь эта концепция разбивается о запрет передавать аккаунт по договорам о передаче прав на интеллектуальную собственность. Пользовательские соглашения большинства популярных социальных сетей содержат прямой запрет на передачу прав администрирования аккаунтами между пользователями по лицензионным договорам и договорам отчуждения прав.

В третью очередь, ведение аккаунта в социальных сетях и постинг нельзя приравнять к созданию базы данных, потому что платформу для постинга создаёт не пользователь. Пользователь лишь подчинён архитектуре социальной сети, не создаёт инструментов для сбора, обработки и расположения материалов.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Эта мысль уже нашла отражение в судебной практике. Например, в арбитражном деле № А56-58781/2012 суд рассмотрел иск Санкт-Петербургской общественной организации “Мир тесен” к другой общественной организации “Чемодан добрых дел”. Истец просил суд обязать ответчика возвратить права администратора группы в социальной сети вКонтакте законному правообладателю (то есть организации “Мир тесен”), опубликовать решение суда и взыскать компенсацию 334 000 рублей за незаконное использование объекта интеллектуальной собственности (базы данных).

Группа, из-за которой разразился судебный спор, была создана человеком, который сначала был сотрудником истца, потом стал сотрудником ответчика. При смене места работы менялось и название группы.

Как вы уже поняли, истец считал группу в ВК своей базой данных и предъявил требования на основании ст. 1334 ГК РФ.

Суд обратил внимание на несколько нюансов, но следующие доводы мне показались самыми интересными:

Сайт ВКонтакте является зарегистрированной программой для ЭВМ, пользователям или третьим лицам могут принадлежать интеллектуальные права на отдельные объекты, загружаемые пользователями на сайт ВКонтакте, однако не могут принадлежать элементы интерфейса сайта и иные его составляющие. <…>

В свою очередь Сайт предоставляет Пользователям возможность на безвозмездной основе размещать на Сайте информацию (контент), в том числе путем создания Сообществ.

Создание сообществ на сайте и размещение в сообществе материалов осуществляется по единому, разработанному ООО «В Контакте» для всех пользователей шаблону: расположение материалов в сообществе заранее предопределено и пользователь не имеет технической возможности изменить установленный Сайтом порядок (нет возможности создать новые разделы, поменять существующие разделы местами, удалить их и пр.). Иными словами, расположение материалов в Сообществе определяется архитектурой Сайта и не может быть признано оригинальным и/или результатом творческого труда. Кроме того, функционал Сайта позволяет в зависимости от настроек администрирования Сообщества загружать фотографии в альбомы Сообщества не только администраторам соответствующей группы, но и ее Пользователям (подписчикам/участникам). <…>

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что спорное сообщество в социальной сети ВКонтакте не может быть признано базой данных, созданной истцом, и содержащей информацию, размещаемую исключительно истцом и пользователями изначально, вступившими в сообщество под названием «Мир тесен»

решение по делу А56-58781/2012

Суд также отметил следующее:

  • истец не представил доказательств, подтверждающих состав пользователей, входящих в аудиторию сообщества до момента передачи его в управление ответчика - ООО «Чемодан Добрых Дел»,
  • истец не представил никаких доказательств его прав на какой-либо контент группы,
  • в спорном сообществе, собран контент представленный пользователями, не имеющими отношений к организации истца, причастность таких пользователей к ОО «Мир тесен» истцом не доказана,
  • истец не доказал, что выполнял работу по расположению, по подбору, сбору и обработке материалов в Сообществе
  • истцом не доказан факт содержания в Сообществе информационных элементов в количестве не менее 10 000 элементов на момент “утраты” контроля над Сообществом.

Выделенные в данном деле моменты с лёгкостью перекладываются на другие социальные сети, и ,если оценивать аккаунты в других социальных сетях по аналогии, вряд ли их признают базой данных.

Таким образом, охраняемыми объектами в публичном аккаунте и его разновидностях могут быть название и контент, но не сам аккаунт как таковой.

Если вам нужна консультация о защите контента в социальных сетях или помощь в ведение судебного дела, пишите мне в телеграм.

1 комментарий

Что будет если купить слитые логин и пароль за 10 рублей на тематических сайтах?
Когда то мне один миллиционер ответил, что ничего не будет, если аккаунт не имеет галочки.

Ответить