Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

На днях зашел на сайт липецкой торговой компании. С первого взгляда, сайт как сайт. Решил посмотреть, какие сведения публикуют некрупные интернет-магазины. Каково было удивление оперативников, когда в "подвале" сайта не оказалось юридически значимых документов. В этой заметке расскажу, как смотреть на интернет-ресурс с точки зрения права и как выбирать контрагентов на основе представленной на сайте информации.

Реквизиты

Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

Официальное наименование повышает доверие: легко проверить по справочным базам Спарк, Rusprofile, через сервис налоговой службы или картотеку судебных дел. Оптимально, когда реквизиты указаны внизу страница, том самом “подвале”. В нашем случае пришлось потрудиться: детали продавца оказались в разделе про безналичные платежи.

Занимательно, что в секции "сотрудничество" Amtea пишет о себе как о компании. Простая проверка показала, что “компания” оказалась индивидуальным предпринимателем. Проверил ИП Ковалеву по ИНН через сервис налоговой службы.

Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

Сервис формирует выписку из реестра индивидуальных предпринимателей. Там найдете информацию о дате регистрации предпринимателя и его юридический адрес. Если в выписке есть дата ликвидации предпринимателя, то это показатель риска: без статуса ИП нельзя вести торговлю. В таком случае, сайтом магазина владеют другие лица либо ведется незаконная предпринимательская деятельность. В случае с Amtea даты ликвидации нет, ИП действующий.

Персональные данные

Коротко говоря, персданные — информация, по которой можно определить человека. Сами по себе адрес почты или имя не являются персональными данными. Но если их объединить, добавить номер телефона, то человека становится легко идентифицировать. Для владельцев сайтов это значит, что если они собирают подобные сведения, необходимо получить согласие на обработку данных.

На сайте Amtea я не смог найти информацию, защищаются или нет мои персональные данные. Как минимум, на сайте должны присутствовать “Политика обработки данных” и “Согласие на обработку данных”. В форме заказа обратного звонка нет чекбокса для проставления галочки о согласии на обработку. Чекбокс — это проявление воли, однозначное и явное. Пользователь из этой формы не знает, дает или не дает согласие на такую обработку. Остается предполагать, в каких базах окажется его номер телефона.

Реестр операторов персональных данных

Копаем глубже. Уже понятно, что Amtea собирает персональные данные. В таком случае он должен быть в Реестре операторов персональных данных. Проверяем на сайте Роскомнадзора по ИНН.

Индивидуального предпринимателя Ковалевой Екатерины Николаевны найдено не было. Значит, она не подавала в РКН уведомление об обработке персданных. Как минимум, владельцу сайта грозит статья 13.11 Кодекса об административных правонарушениях:1) обработка персональных данных без согласия пользователя: штраф до 75 тысяч рублей;2) отсутствие документа о политике обработки персональных данных: штраф до 10 тысяч рублей для ИП, для компании до 30 тысяч рублей.

Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

Публичная оферта

Оферта на сайте становится доступной после оформления товара в корзине. Как показывают наблюдения, пользователи либо не читают оферту, либо тратит несколько секунд на ее пролистывание. В данном случае внимательное изучение оферты дало интересную информацию: поставщик по оферте и получатель денег по безналичному расчету не совпадают. В тексте оферты фигурирует ООО "Эксперт-Сервис”.

Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

Цимес в том, что компанию ликвидировали в прошлом году.

Изучаем сайт онлайн-магазина глазами юриста

По датам можно предположить, что ИП Ковалева была зарегистрирована для того, чтобы сменить ООО “Эксперт-Сервис”. Текст оферты за год так и не исправили. Эта “мелочь” — основание для привлечения продавца к ответственности по статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации (правильной информации о продавце). Штраф до 40 тысяч рублей за каждое правонарушение, то есть за каждую продажу.

Послесловие

Справедливо сказать, что государство возлагает чрезмерные требования к бизнесу: технические регламенты, стандарты, теперь еще персональные данные. Нет ни одной компании в России, которая соблюдает все требования — какой-нибудь прокол обязательно найдется. Что уж говорить о мелких и средних компаниях, для которых юридические нюансы — это палки в колеса; не мешайте делом заниматься.

Секрет юридического Полишинеля таков — всегда обращайте внимание на количество правовой информации о владельце сайта. Чем ее больше, тем лучше.

1212
31 комментарий

 что Amtea собирает персональные данные. В таком случае он должен быть в Реестре операторов персональных данных. Проверяем на сайте Роскомнадзора по ИНН.

Глупость полнейшая. Нет никакой обязаловки вноситься в реестр.

5
Ответить

Пункт 1 статьи 22 ФЗ «О персональных данных»:

«Оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.»

А почему Вы считаете, что нет обязанности?

2
Ответить

Не «цимус», а «цимес»

3
Ответить

Однако, спасибо!

Ответить

К слову об оферте. Часто встречал что в подвале интернет-магазина пишут "Не является публичной офертой". Насколько это рабочая схема? 

2
Ответить

Павел, фраза «не является публичной офертой» означает, что продавец не обязан предоставить товар на озвученных условиях. Это, скорее всего, связано с ассортиментом и наличием товара. Например, на сайте есть, а на складе нет. Продавец таким образом подстраховывается. Фраза часто встречается в рекламе.

2
Ответить

Ой-ой-ой «в "подвале" сайта не оказалось юридически значимых документов» — ну ахуеть теперь. Звоните в ФСБ — возможно владелец сайта террорист, который несет потенциальную опасность для общества.

1
Ответить