Как купить поддержанное авто и не быть обманутым в 2024 году
Ни для кого не секрет, что в настоящее время покупка автомобиля за адекватную цену превращается в целый квест. Предложения новых автомобилей с автосалона не особо то и пестрят разнообразием в различных сегментах, а качество некоторых и стоимость некоторых марок автомобилей мягко говоря не соотносимы.
Рядовому покупателю выбирать приходится поддержанные авто, которых пока ещё предостаточно на вторичном рынке. При выборе б/у авто здесь могут быть уже другие проблемы: скрытые дефекты кузова, скрученный пробег, обжитой ПТС и т.д. Разумеется, в данной статье я не буду рассказывать о лайфхаках по подбору авто. Цель данного поста рассказать о навязывании ненужных услуг в автосалонах при покупке б/у авто и как этого избежать.
Остановиться хочется именно на навязывании услуги под названием «помощь на дороге». Как правило, такая услуга может быть оформлена как в форме договора, так и в форме заявки на «на подключение бонусной опции». Обычно заключение договора на оказание такой услуги осуществляется не с самим автосалоном, а с другим юридическим лицом либо ИП, которые непосредственно её оказывают.
Навязывание такой услуги происходит в большинстве своем в двух случаях:
Во-первых, при оформлении автокредита в автосалоне, вам могут сказать, что кредит вам никто не выдаст, если вы не оформите эту услугу. Разумеется, это лукавство. Кредит вам могут не выдать лишь в нескольких случаях: у вас плохая кредитная история и вы недавно прошли процедуру банкротства и банки попросту опасаются очередных рисков. И это будут решать кредитные организации, а не менеджер автосалона.
Во-вторых, вам может быть предоставлена персональная скидка на авто, если вы подключите данную опцию. В этом случае стоит иметь ввиду, что изначально стоимость авто и так завышена, а так называемая «скидка» всего-лишь уровняет со среднерыночной стоимостью.
Обычно заключение договора на оказание такой услуги осуществляется не с самим автосалоном, а с другим юридическим лицом либо ИП, которые непосредственно её оказывают.
Как юридически себя защитить?
1. Подать заявление с требованием о расторжении договора на оказание услуги «помощь на дороге». Лучше направлять его почтой России либо по E-mail.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, заказчик вправе направить требование о расторжении договора без объяснения причин такого расторжения.
У Исполнителя есть право вернуть не всю сумму при условии, что им были понесены расходы, которые можно подтвердить. На практике это встречается крайне редко.
2. Направить претензию с указанием всех возможных санкций по закону и договору.
3. Направить иск в суд.
Судебная практика в большинстве своем на стороне потребителя: Апелляционное определение Верховного суда
Республики Башкортостан от 28.05.2020 № 33-8007/2020; Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 05.11.2019 г. по делу № 33-21475/2019 (2-3263/2019); Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 16.09.2021 № 33-12453/2021; Апелляционное определение Верховного суда Удмуртской Республики от 11.10.2021 № 33-3480/2021.
Исполнители по таким договорам редко идут на встречу автолюбителям при досудебном урегулировании спора. Но все меняется, когда спор начинает рассматриваться в судебном порядке.
При возврате денежных средств в судебном порядке, когда при покупке авто была сделана скидка, у судов выносятся противоречивые решения (то есть решение может быть вынесено как в пользу покупателя, так и в пользу автосалона). Поэтому необходимо предварительно оценивать рыночную стоимость авто и насколько предоставляемая скидка ставит в выгодное положение покупателя. Также сравнительно недавно было вынесено Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 № 14-П, которое внесло больше ясности в разрешении подобной категории дел.
Поэтому, уважаемые читатели и автолюбители, внимательно и досконально изучите все об автосалоне, где собираетесь приобретать автомобиль. Надеюсь, советы, указанные выше помогут Вам не попасть в подобные ситуации. А если все-таки попали в беду, рекомендую обращаться за помощью к юристам.
P.S.
Рассказываю как защитить свои права и оптимизировать процессы в e-commerce, и не только, на моем тгк Market Law.