Как выстраивание gr-коммуникаций может помочь малому бизнесу

Как выстраивание gr-коммуникаций может помочь малому бизнесу

Government relations (GR) дословно переводится как «взаимодействие с государственной властью» и в теории менеджмента является одним из трех китов, на которых держатся коммуникации любой коммерческой компании: PR (общественность), HR (люди, персонал) и GR (государство).

Актуальность объясняется сухими цифрами: число закрывшихся с начала года юридических лиц и прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей в России достигло 724 тыс., следует из данных Федеральной налоговой службы; это рекордный показатель с 2013 года, рост на 81% по сравнению с 2020 годом (источник – РБК). Соответственно, малый бизнес столкнулся со снижением покупательской способности, ростом цен на комплектующие, и в целом получается печальная картина. Государство, в свою очередь, понимает сложность ситуации и разрабатывает определенные меры поддержки бизнеса, чтобы удержать бизнес на плаву. Проблема заключается в том, что во-первых у государства не настолько налажены каналы коммуникаций с бизнесом, чтобы оперативно информировать представителей малого предпринимательства о новых мерах поддержки, а, во-вторых, – ряд предпринимателей сами испытывают значительную долю скептицизма по отношению к работе органов власти. Однако, чтобы процент закрывшихся субъектов МСП не приблизился к 100% по сравнению с предыдущим годом, видится важным раскрыть механизмы возможного выстраивания взаимодействия с государством, поскольку нашей специализацией является территориальное и отраслевое развитие экономики и гражданского общества, и налаживание взаимодействие бизнеса и власти видится одной из ключевых задач.

Для начала оговоримся, что в современной научной литературе и практическом обиходе чаще всего под GRпонимается именно выстраивание коммуникаций с властью с целью лоббирования определенных интересов, то есть под этим термином скрыт иной термин – «лоббизм». Однако, поскольку у малого бизнеса в большинстве случаев нет ресурсов для лоббирования собственных определенных интересов, в данной статье мы разберем в принципе все возможные формы взаимодействия малого бизнеса и государства (цель которых – выживание и развитие для бизнеса, рост налогов и стабилизация социально-экономической ситуации для государства), а также наиболее эффективные способы выстраивания такого взаимодействия. Итак, начнём: тренды GR к началу 2025 года.

РАБОТА ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ

В условиях снижения потребительского спроса перейти на модель работы b-2-g (business-to-government) становится важным методом работы многих компаний малого бизнеса. В помощь два закона: 223-ФЗ регулирует государственные закупки со стороны автономных и бюджетных учреждений, а 44-ФЗ регулирует тендеры непосредственно органах власти.

Конечно, у многих предпринимателей такое направление работы опять же может вызвать здоровую долю скептицизма (мол, всё куплено); но здесь есть важный нюанс – основные формы проведения тендеров это конкурсы и аукционы (есть также закупки у единственного поставщика, запрос котировок и некоторые другие, но основные всё же конкурсы и аукционы). И если в конкурсах заявки претендентов оценивает конкурсная комиссия и теоретически возможно предположить фактор предвзятости, то в аукционах основным критерием является сниженная предложенная цена претендентов на заключение госконтракта. Поэтому, можно порекомендовать на постоянной основе проводить мониторинг портала http://zakupki.gov.ru и искать аукционы по Вашему направлению деятельности.

Почему это актуально сейчас? Летом 2021 года Президент РФ Владимир Путин поручил правительству внести изменения в законодательство, которые предполагают увеличение до 25% доли государственных закупок у малых и средних предприятий. Соответственно, сейчас пришло время «собирать камни», и государство само заинтересовано, чтобы исполнителем государственных тендеров был именно малый бизнес. Ну, как минимум в одном из четырех случаев.

РАБОТА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

В одиночку владельцу малого бизнеса не решить глобальных проблем – часто всё время уходить на операционную деятельность, ведь каждый сам себе юрист, кадровик, в некоторых случаях и специалист по продажам, и бухгалтер… Для этих целей предприниматели и придумали отраслевые общественные объединения для малого и среднего бизнеса.

На первый взгляд может показаться, что это абсолютно бесполезные и ненужные организации, что они просто «выкачивают» членские взносы. Однако, преимущества очевидны:

1) сообща легче решать «институциональные» вопросы и проблемы, которые волнуют целую отрасль предпринимательства, либо предпринимателей отдельной территории;

2) только через общественные объединения у малого предпринимателя, не обладающего какими-то ресурсами, появляется возможность как-то «лоббировать» свои интересы – поскольку общественные объединения часто приглашают представителей властей для диалога, то возникает возможность озвучить какой-то вопрос, внести предложения или просто напомнить о себе, своем виде деятельности.

Общественных объединений предпринимателей сегодня много, из федеральных можно назвать Деловую Россию и Опору России, из региональных – Торгово-промышленную палату РТ, Ассоциацию предприятий малого и среднего бизнеса РТ, Ассоциацию рестораторов и отельеров РТ и ряд других. У предпринимателя есть возможность изучить сайты этих организаций, сравнить членские взносы и результативность, и сделать правильный выбор.

Почему это актуально сейчас? Малый бизнес за прошедший год пережил немало неурядиц и столкнулся с большим количеством ограничений своей деятельности: режим работы заведений общественного питания, режим нерабочих дней… Важно отметить, что бизнес-сообщество не смогло отреагировать на это, выступив единым фронтом. Не последнюю роль в этом сыграло численность: в той же Ассоциации МСП РТ членов чуть более сотни, в то время как в Татарстане более 153 тысяч субъектов МСП. Логичным сделать вывод, что малому бизнесу необходимо сплотиться, чтобы организованно участвовать в нормативно-правовом регулировании своей деятельности, наладить те самые GR-коммуникации.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

XXI век – век «новой искренности». Потребители делают покупки скорее эмоциями, избавляются от «токсичных» продуктов и компаний. Чтобы соответствовать трендам, бизнесу нужно не только предоставить качественный товар или услугу, но и быть социально-ориентированным. Например, в Москве все больше растет количество корпоративных благотворительных фондов – в регионах эта тенденция только начинает набирать обороты, но скоро дойдет и до нас в полной мере. Однако, речь может идти не только о благотворительности. Создавая некоммерческие организации, обращаясь в ресурсные центры и претендуя на президентские гранты, бизнес может решать общественные проблемы – проблемы среды «вокруг себя».

Почему это актуально сейчас? Сегодня вызванный пандемией экономический кризис проходит в вялотекущем режиме и даже официально не произносится. Тем не менее, это истощает ресурсы малого бизнеса, чтобы выделять ресурсы на решение социальных проблем «вокруг себя».

Интересен практический пример – у одного предпринимателя бизнес-модель была построена на трудоустройстве у себя мигрантов, то есть труд ему нужен был неквалифицированный (стройка, клининг, общепит – сейчас неважно). Задумавшись об улучшении условий своих работников, он открыл некоммерческую организацию – социальный приют для адаптации мигрантов. Вложил своих денег, получил гранты на развитие проекта. Одним из критериев результативности было трудоустройство мигрантов – этим он занялся через свое предприятие. Тем самым он, с одной стороны, решил общественную задачу – смягчил адаптацию мигрантов в нашем обществе; а с другой – обеспечил себя трудовыми ресурсами.

РЕЗИДЕНТСТВО В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ И ЗОНАХ РАЗВИТИЯ

«Офшор» – как часто мы слышим это слово, когда речь идет о «выводе» денег за границу в зарубежные офшорные компании с целью ухода от налогов. Возможно, далеко не все предприниматели слышали, что в России уже давно действуют свои «офшоры», только абсолютно легальные и направленные на социально-экономическое развитие нашей страны – это особые и свободные экономические зоны, территории опережающего развития и опережающего социально-экономического развития.

Единственное – важно понимать, чем российская особая экономическая зона отличается от зарубежного офшора. И там, и там действуют пониженные или даже нулевые налоговые ставки по ряду основных налогов. Однако, есть важное различие – офшоры не распространяют информацию о владельцах зарегистрированных на своей территории компаний, в то время как информация о владельцах компаний, зарегистрированных в наших особых экономических зонах, абсолютно публична. Впрочем, если Ваш бизнес легален и Вам нет смысла анонимизировать свои предпринимательские успехи, то рекомендуем остановить свой выбор на наших особых экономических зонах.

Почему это актуально сейчас? Предприниматели стараются снизить операционные расходы, чтобы сохранить хотя бы какую-то долю прибыли. Налоговое бремя, конечно, одна из основных статей расходов – при зарплате своего ведущего сотрудника в сто тысяч рублей, предприниматель должен заплатить тридцать тысяч в социальные фонды, и по правилу хорошего тона заплатить налог на доход физических лиц из своих средств, чтобы сотрудник получал хорошую зарплату «чистыми», а это также тринадцать тысяч рублей. Также высоки расходы на аренду помещений. Если вы пройдете конкурс и станете резидентом особой зоны, то значительно снизите Ваши расходы и будете приносить пользу государству своей деятельностью. Важно только разобраться, что подходит в случае Вашей отрасли и территории – ОЭЗ, СЭЗ, ТОР или ТОСЭР, потому что условия у них различаются. Сайт в помощь – https://www.economy.gov.ru.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПАНИИ

В условиях многочисленных санкций государство взяло курс на технологическую независимость и активно поддерживает создание цифровых продуктов, новые разработки российских компаний. Самим компаниям это также выгодно – при цифровой трансформации в перспективе трех лет снижаются издержки на персонал, сами процессы автоматизируются и за счет этого фактор человеческой ошибки становится минимальным. Кроме того, появляется возможность заместить зарубежные аналоги и тем самым занять большую долю рынка. И, наконец, национальные проекты «Цифровая экономика» (2018-2024 гг.) и «Экономика данных» (2025-2030 гг.) предусматривают гранты на поддержку создания цифровых продуктов.

Почему это актуально сейчас? Важно занять свою нишу в цифровой трансформации, тем самым опередив конкурентов. Процесс достижения технологического суверенитета длится уже третий год, в России появились своя операционная система, нейронная сеть, и скоро этот процесс затронет уже большинство узкоспециализированных отраслей.

УЧАСТИЕ В ГРАНТАХ

Гранты предоставляют бизнесу доступ к дополнительным финансовым ресурсам, которые могут быть использованы для исследований и разработок, внедрения инноваций, расширения производства и других стратегических инициатив. Получение грантов может снизить финансовые риски, связанные с реализацией новых проектов или выходом на новые рынки, поскольку часть затрат покрывается за счет грантовых средств. Участие и победа в грантовых конкурсах может повысить престиж компании, демонстрируя её способность привлекать внешние ресурсы и реализовывать значимые проекты.

Почему это актуально сейчас? В современном мире, где конкуренция и скорость изменений постоянно растут, GR и участие в грантах становятся важными инструментами для обеспечения устойчивого роста и развития бизнеса. Они помогают компаниям адаптироваться к изменениям, использовать новые возможности и укреплять свои позиции на рынке.

ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: ФОТ 3.0 И ПРОЧЕЕ

Эта программа предоставляет бизнесу доступ к льготному кредитованию, что позволяет компаниям покрывать затраты на выплату заработной платы и поддерживать занятость в сложные экономические периоды. Это особенно важно для малого и среднего бизнеса, который может испытывать трудности с ликвидностью. Льготное кредитование помогает бизнесу справляться с кризисными ситуациями, такими как экономические спады или непредвиденные обстоятельства, обеспечивая необходимую ликвидность для поддержания операций. Доступ к льготным кредитам может быть использован для инвестиций в расширение производства, модернизацию оборудования или внедрение новых технологий, что способствует долгосрочному росту и повышению конкурентоспособности.

Почему это актуально сейчас? В условиях экономической неопределенности и постоянных изменений на рынке, GR и льготное кредитование становятся важными инструментами для обеспечения устойчивости и роста бизнеса. Они помогают компаниям адаптироваться к изменениям, использовать доступные возможности и укреплять свои позиции на рынке, обеспечивая доступ к необходимым ресурсам и поддержке.

ЛЬГОТНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ АРЕНДА

Льготная аренда позволяет компаниям существенно сократить затраты на аренду помещений, что освобождает финансовые ресурсы для других нужд, таких как инвестиции в развитие, маркетинг или повышение заработной платы сотрудников. Льготная аренда часто ориентирована на поддержку малого и среднего бизнеса, который может испытывать трудности с доступом к коммерческой недвижимости. Это способствует развитию предпринимательства и стимулирует создание новых рабочих мест.

Почему это актуально сейчас? Грядут изменения в законодательстве о местном самоуправлении, и могут ужесточиться правила конкурсного отбора на заключение договора льготной муниципальной аренды.

А какие инструменты для взаимовыгодного сотрудничества и улучшенияGR-коммуникаций между бизнесом и властью знаете Вы?

Начать дискуссию