Оферта: ТОП-3 ошибки, которые приведут вас к возвратам

Одной из моих задач, как юриста, минимизировать риски при продажах онлайн-курсов, интенсивов, марафонов и т.д. И самым очевидным способом защитить ваши деньги и репутацию является оферта. Только вот не все ответственно подходят к данному документу и чаще всего пренебрегают их копированием из Интернета. Расскажу в этой статье о том, как 3 ошибки могут обернуться в Х2 сумму к возврату от фактически полученной.

Снежана Чепа
Юрист для онлайн-школ, блогеров

Ошибка № 1. Нет указания об акцепте оферты или акцепт определен неверно

Акцепт - условия, при который оферта считается принятой на полных ее условиях. Само себе наличие оферты еще не говорит о том, что ваш клиенты согласился с условиями договора и готов по ним принимать ваши услуги. Для того чтобы оферта имела юридическую силу и была правомерна, то клиент должен ее акцептовать - принять.

Как это сделать?

  • во-первых, заранее визуально необходимо проинформировать клиентов о наличии у вас оферты. Для этого разместить на сайте/в платежной системе и указать под кнопкой оплатить: «Нажимая на кнопку оплатить, вы принимаете условия оферты». Либо можно сделать отдельный чек-бокс без предустановленной галочки: «Я согласен с условиями оферты».
  • во-вторых, в самой оферте необходимо написать об условиях акцепта. Таким условием является совершение конкретных действий со стороны клиента, которые в случае чего можно будет доказать в суде.

Например, можно написать, что оферта считается заключенной с момента ее акцепта - оплаты услуг (полной или частичной). Или же можно указать, какой пользовательский путь совершает клиент до оплаты - заполняет конкретную форму на сайте, ставит «галочку» в чек-боксе, совершает оплату. И все эти действия будут говорить об акцепте оферты.

Ошибка № 2. Отсутствие четкого описания услуги

Не следует надеяться на то, что вы рассказали о курсе, как он будет проходить, из чего состоять на продающем созвоне. Ваша прямая обязанность донести всю информацию о курсе, интенсиве, марафоне и в оферте.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей

Некорректно писать в оферте, что вы оказываете информационно-консультационные или образовательные услуги, и не раскрыть, а что это значит?

Как правильно указать?

Опишите весь порядок оказания услуг:

— кто оказывает

— могут ли привлекаться 3-и лица

— укажите количество модулей, как они открываются (сразу или постепенно)

— есть ли онлайн встречи с обсуждением вопросов

— если ученик не может присутствовать на прямом эфире по своим причинам, будет ли считаться, что со своей стороны вы оказали качественно и надлежащим образом услугу?

— есть ли проверка домашних заданий, в течение какого времени они должны быть выполнены учениками и проверены вами и т.д.

Ошибка № 3. Указание на то, что возврат возможен только в случае отказа от прохождения курса в течение 7 дней после покупки

Запомните, что потребитель может отказаться от договора в любое время до его окончания. Данное правило касается и когда клиент вообще отказывается от услуг до старта курса, и когда клиент начал проходить обучение. Это прямо прописано в законе, поэтому указание о возможности возврата денег только в течение 7 дней полностью противоречит закону, а, следовательно, данный пункт в оферте ущемляет права потребителей и является недействительным.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 1 ст. 782 ГК РФ

Как тогда корректно сделать?

В оферте вам 100% необходимо определить политику возвратов денежных средств и оценить стоимость каждого модуля/каждой услуги. Вам самим будет проще ориентироваться, какую сумму необходимо вернуть ученику в случае поступления такого заявления. Заходите в оферту, смотрите, сколько модулей прошел ученик, и понимаете - сколько необходимо вернуть.

И помните, что это только ТОП-3 ошибок в оферте, исправив которые, вы сможете сохранить свои деньги. Но далеко не все... За разработкой оферты все же обратиться к юристу, который сможет учесть всю вашу специфику онлайн-продукта.

Контакты для юридической помощи составления безопасной оферты:

Эл.почта: kurowa.snezhana@yandex.ru

Telegram-канал: Чепа | Заметки юриста. Сюда полезно будет подписаться всем, кто делает продажи и оказывает услуги в онлайне.

С заботой и любовью о вашем бизнесе!

Начать дискуссию