От товара к скандалу: как маркетплейсы превращаются в поле для патентных троллей

От товара к скандалу: как маркетплейсы превращаются в поле для патентных троллей

«В прошлом году выросла активность компаний по регистрации собственных товарных знаков. Я обратил внимание на то, что товарный знак — это нематериальный актив компании, инструмент управления финансами. Многие предприниматели недооценивают этот актив — и даже при наличии зарегистрированного товарного знака и свидетельства Роспатента он часто не поставлен на баланс», — поделился я своими мыслями о нематериальных активах в сфере маркетплейсов на круглом столе «Фонтанка.ру».

Я связываю рост подачи заявок на товарные знаки в том числе с ростом привлекательности франшизы как инструмента инвестирования: возможность купить готовый бизнес — это одна из основных возможностей для малого и среднего предпринимательства.

Поделился своим опытом, как мы решили проблему нейминга в своей компании, так как сейчас зарегистрировать товарный знак непросто: многие слова уже заняты, а другие широко используются в обиходе. Для нас решением стало создание новых слов. Например, мы придумали название «Блицгард» специально для использования в качестве товарного знака. Это реальный выход из ситуации, когда нужно создать уникальный бренд. В таких случаях регистрация практически гарантирована.

Рекомендую сначала подавать заявку, а потом начинать использовать бренд в открытом доступе. А также использовать в борьбе с бренд-сквоттерами аргумент о том, что товарный знак не применялся. Я надеюсь, что по мере наработки практики бренд-сквоттинг уйдет в прошлое.

В целом, ситуация с законодательством и практикой применения меняется к лучшему, и даже ситуация с защитой тех же фотографий заставляет бизнес более внимательно относиться к правам других и платить за за использование чужих результатов интеллектуальной деятельности.

В России достаточно гармонизированное законодательство по защите интеллектуальных прав, при этом оно синхронизировано с европейским.

Я вижу проблему именно в просвещении, в отсутствии понимания у предпринимателей, что такое нематериальные активы, что представляют собой результаты интеллектуальной деятельности, что входит в эти понятия и как с ними соотносится термин «товарный знак», зачем надо его ставить на баланс. Сегодня бизнес, по моим подсчетам, не использует до 70% существующего законодательства по управлению нематериальными активами.

Узнайте, что думают другие эксперты о том, как маркетплейсы превращаются в поле для патентных в статье на Фонтанка.ру:

22
Начать дискуссию