Банкротство бывшего: когда стоит переживать и как защитить общее имущество?

Всё больше должников подают на банкротство: к началу октября 2024 года Федресурс насчитал 1,5 миллиона банкротов! И вряд ли в ближайшее время тренд изменится. Поэтому сегодня хочу поговорить о ситуации, которая может случиться с каждым. Что делать, если ваш бывший супруг вдруг решил банкротиться? Возможно, вы уже давно не вместе и много лет не общались, а его проблемы с долгами всё равно могут затронуть и вас.

Банкротство бывшего: когда стоит переживать и как защитить общее имущество?

Привет! Меня зовут Анастасия Груздева, я генеральный директор компании «Многофункциональный центр банкротств». С 2016 года мы помогаем людям, которые не могут справиться с долгами, законно избавиться от них через банкротство.

В статье покажу на примерах из своей практики, как банкротство может затронуть супруга должника даже после развода и как можно решить возникшие проблемы.

Я расскажу:

Почему банкротство одного из бывших супругов может стать головной болью для другого

Пробегусь по теории и объясню её «на пальцах»:

  1. Всё, что вы покупаете в браке, считается совместным, даже если записано на одного из супругов. Так прописано в статье 34 Семейного кодекса РФ. Если после развода вы не делили имущество официально, а на словах договорились, у кого что остаётся, юридически оно всё ещё общее, и каждый имеет право на половину.
  2. Когда один из бывших супругов проходит банкротство, всё общее имущество выставляется на торги, включая то, что записано на второго (ст. 213.26 закона № 127-ФЗ). Полученные деньги делят: часть идёт на погашение долгов банкрота, остальное – экс-супругу. И важно, что этот принцип применяется независимо от того, состоят совладельцы в браке или к моменту банкротства уже развелись.
  3. Чтобы этого избежать, нужно оформить раздел имущества до банкротства. Сделать это можно по соглашению или через суд (ст. 38 Семейного кодекса). После раздела каждый становится полноправным владельцем своей части и в случае банкротства затронут только его активы.
  4. Если раздела не было, экс-супруг банкрота может выкупить «свою» часть имущества на торгах. Он как совладелец имеет преимущественное право. Для этого супруг должен быть готов заплатить цену, которую предложил победитель аукциона. Но фактически нужно внести только половину суммы, так как вторая ему и полагалась.

Что будет, если раздел имущества не оформили на бумаге

Допустим, в браке муж и жена купили машину, но записали её на мужа. После развода они просто договорились, что машина остаётся ему. Если, кроме транспортного средства, супруги ничего ценного не нажили, мысль оформить раздел имущества обычно не приходит им в голову. Зачем, если машина и так зарегистрирована на мужчину, а жена на неё не претендует?

Проходит 1-2 года, женщина обрастает долгами и решает списать их с помощью банкротства. На первый взгляд, её проблемы не должны касаться бывшего мужа. Но в процессе выясняется, что машина была куплена в браке, а значит, она принадлежит обоим. И тут вступают в силу те самые нормы закона, о которых я говорила выше: автомобиль выставляется на торги, выручка делится пополам.

Приведу пример из практики МФЦБ.

Кейс №1. Елену признали банкротом в июле 2019 года. Мы тогда в процессе ещё не участвовали: женщина обратилась к нам позже, когда два назначенных на дело финансовых управляющих по очереди взяли самоотводы. В результате процедура реализации имущества «заглохла». Такое, увы, случается, когда должники не уделяют достаточно внимания подбору специалиста.

В сентябре 2022 года суд утвердил на дело управляющего МФЦБ, который и довёл процедуру до завершения. При анализе финансового состояния должницы мы выяснили, что на её бывшего мужа зарегистрирована иномарка, о которой на консультации не упоминалось. Она была куплена в браке, поэтому принадлежала не только формальному владельцу, но и его бывшей жене. Как ни крути, авто нужно было выставлять на торги в процедуре банкротства Елены.

Так что у экс-супруга возник риск потерять машину и эту новость он воспринял болезненно. Но когда узнал итоги оценки стоимости авто, посчитал, что оно не стоит таких денег. И решил, что выгоднее для него будет дождаться окончания торгов и получить половину от выручки. Так мы и поступили.

Скан из отчета арбитражного управляющего по делу №А41-39475/2019
Скан из отчета арбитражного управляющего по делу №А41-39475/2019

На организацию торгов ушло 2 месяца – стандартный срок для аукциона «без осложнений». По сути процедура реализации авто была аналогичной разделу имущества при расторжении брака, только случилась во время банкротства одного из бывших супругов. В ноябре 2024 года банкротство Елены благополучно завершилось списанием долгов.

Но что, если мужчину такое развитие событий не устраивает? Решением становится использование преимущественного права на выкуп.

Если бывший супруг не хочет терять машину, то после завершения торгов он вправе выкупить её за половину суммы, предложенной победителем аукциона.

Кейс №2. На имя бывшего мужа нашей клиентки Ирины был зарегистрирован автомобиль, приобретённый в браке – а значит, он совместно нажитый. По этой причине машина была выставлена на торги в ходе банкротства Ирины. Но её экс-супруг воспользовался своим преимущественным правом и выкупил авто, заплатив половину от предложенной на аукционе цены – 277 500 рублей.

Скан из материалов дела №А33-22512/2022
Скан из материалов дела №А33-22512/2022

Дело можно считать завершенным успешно, но с оговорками: из-за проведения торгов банкротство длилось дольше, а бывшему супругу Ирины пришлось выложить круглую сумму, чтобы не лишиться транспортного средства.

Жилье тоже не застраховано от продажи

С транспортными средствами всё более или менее понятно: на выкуп б/у авто по крайней мере можно быстро собрать деньги. Но иногда проблема «развод vs банкротства» становится более острой – когда на кону стоит жильё.

Для иллюстрации разберу ещё одну вполне стандартную жизненную ситуацию. Представьте супружескую пару, которая решается взять квартиру в ипотеку. Допустим, кредитный договор оформляется на мужа. Это не имеет значения, поскольку в таких случаях супруг заёмщика автоматически становится созаёмщиком и совладельцем приобретаемого в кредит жилья, даже если его подпись нигде не фигурирует.

Затем пара разводится, ипотека остаётся на супруге, он продолжает исправно погашать кредит. Чтобы бывшая жена не претендовала на долю в квартире и не вспоминала, что тоже участвовала в платежах банку до развода, мужчина выплачивает ей компенсацию. Но на бумаге они это решение не фиксируют.

Вовка из Тридевятого царства одобрил бы договорённость на словах. Но в реальном мире юридической силой, которая поможет защитить ваше имущество после развода, обладает только его документальный раздел.
Вовка из Тридевятого царства одобрил бы договорённость на словах. Но в реальном мире юридической силой, которая поможет защитить ваше имущество после развода, обладает только его документальный раздел.

Спустя некоторое время женщина подаёт заявление о банкротстве. В этот момент у неё есть другая квартира в собственности, но потерять её должница не боится: жильё имеет статус «единственного», а значит защищено от изъятия.

Однако во время анализа финансового положения по данным из ЕГРН выясняется: у неё есть право на долю в ипотечной квартире, зарегистрированной на её бывшего мужа. Это «открытие» может привести к разным неприятным последствиям для банкрота и экс-супруга:

  • Если ипотека ещё не выплачена, выдавший кредит банк, может подключиться к банкротству созаёмщицы и потребовать продать ипотечную квартиру. Кредитору это выгодно: ему полагается как минимум 80% выручки от продажи жилья.

  • Если кредит за квартиру должницы погасил бывший муж, это ставит под сомнение статус «единственного жилья». В итоге её могут выставить на торги, и женщина останется без крыши над головой. Формально ей полагается доля в квартире бывшего супруга, но как они договорятся – большой вопрос. Ведь мужчина уже отдал «бывшей» деньги как компенсацию.

В общем, ситуация весьма непростая. У бывших супругов есть риск потерять одну из двух квартир. Если бы при разводе они позаботились о документальном разделе имущества и кредита, события могли развиваться совсем иначе.

Чтобы нотариус удостоверил соглашение о разделе, паре пришлось бы получить согласие банка на выход созаёмщика из кредитного договора. Добиться такого разрешения – задача не из лёгких, но решив её, супруги точно не оказались бы в патовом положении при банкротстве женщины.

Когда имущество считается личным и не рассматривается в банкротстве супруга

Подчеркну, что описанные выше трудности не касаются случаев, когда имущество в браке куплено на личные деньги – например, добрачные накопления или наследство. Но на практике это нужно доказать. Приведу ещё 2 примера из нашей практики с разным исходом.

Кейс №3. Эта романтичная история иллюстрирует, как спасти имущество, купленное после свадьбы, но на добрачные деньги. Наш будущий клиент Александр и его жена познакомились, когда он продавал ей машину, незадолго до этого приобретённую в кредит. У пары завязались отношения, поэтому покупательница авто не торопилась переписывать его на своё имя и сделала это уже после регистрации брака. В апреле 2019 года они заключили договор купли-продажи, в августе того же года посетили орган ЗАГС, а в ГИБДД автомобиль был переоформлен на новую собственницу только в 2022 году.

Позднее Александр решил стать банкротом и обратился в МФЦБ. Весной 2023 года суд признал его несостоятельным и ввёл процедуру реализации имущества. На бумаге всё выглядело так, будто транспортное средство появилось у семьи в браке – а значит, подлежало реализации как совместно нажитое имущество.

Но мы ходатайствовали об исключении автомобиля из конкурсной массы. Причём упирали не только на то, что договор купли-продажи заключен до свадьбы. Мы доказали суду, что у супруги Александра были собственные добрачные средства на покупку: кредитные карты, оформленные на её имя, и выручка от продажи предыдущей личной машины. Именно этими средствами пара в итоге рассчиталась по кредиту Александра за авто.

Скан из материалов дела №А41-24712/2023
Скан из материалов дела №А41-24712/2023

К счастью, суд согласился, что транспортное средство при таких обстоятельствах – это личная собственность супруги банкрота, и исключил его из конкурсной массы.

Кейс №4. Справедливости ради приведу пример с другим итогом. В ноябре 2023 года наш клиент Павел был признан банкротом, стартовала процедура реализации имущества. В её ходе выяснилось, что у бывшей жены должника в собственности есть автомобиль. Машину пара купила до расторжения брака в кредит, который экс-супруга Павла окончательно погасила уже после развода.

Со ссылкой на эти обстоятельства мы ходатайствовали в суд об исключении транспортного средства из конкурсной массы банкрота. Но в его удовлетворении было отказано. Суд посчитал, что кредит за транспортное средство погашен из заработков, полученных его владелицей в браке. Такие доходы тоже относятся к совместно нажитому имуществу супругов. Следовательно, авто должно быть реализовано при банкротстве бывшего мужа его хозяйки.

Скан из материалов дела №А23-8792/2023
Скан из материалов дела №А23-8792/2023

Если бы супруги при разводе оформили раздел имущества, автомобиль можно было бы сохранить. Особенно учитывая, что доказывать, будто средства появились у бывшего супруга после расторжения брака сложнее, чем наличие добрачных сбережений.

Точно ли документальный раздел имущества защитит супруга банкрота от потерь

Я неоднократно подчёркивала, что:

Своевременное оформление раздела активов поможет бывшему супругу банкрота отстоять свои интересы. Но важно учесть все юридические тонкости.

Если имущество делится на основании договорённостей супругов. Разделить имущество добровольно можно через нотариальное соглашение. В целом, такой раздел необязательно должен быть равноценным. Ну захотел благородный мужчина оставить экс-супруге квартиру и дачу, а себе – только авто. Кто ж мешает? Никто. Но с точки зрения банкротного законодательства здесь нужно действовать осторожно. Ведь супружеское соглашение о разделе – это сделка.

Закон о банкротстве позволяет оспорить некоторые сделки должника с имуществом, которые направлены на его искусственный вывод и приводят к снижению платёжеспособности человека в ущерб его кредиторам (ст. 61.2 закона № 127-ФЗ). В результате такие операции признаются недействительными: предмет соглашения возвращается прежнему владельцу, а оттуда перекочёвывает в конкурсную массу.

Внутрисемейные договоры первыми попадают «под прицел». Например, несложно представить, что жена помогла мужу (будущему банкроту) сохранить часть активов путём формального принятия их в свою собственность. И неважно, что они разводятся.

Но оспариваются далеко не все супружеские сделки, а только те, которые соответствуют нескольким критериям:

  • сделка заключена за 3 года до банкротства;

  • в момент сделки у одного из супругов уже были долги, которые он не мог оплатить;

  • раздел был неравноценным (один супруг получил больше, чем другой).

Чтобы соглашение о разделе не оспорили при банкротстве, оно должно быть справедливым.

Если имущество делится через суд. Если договориться паре не удалось, дело решает суд по иску одного из супругов. В этом случае говорить об «асимметрии» не приходится: по умолчанию каждому полагается половина совместного имущества. Отступление от принципа равенства долей возможно, но встречается крайне редко.

Таким образом, суд выступает гарантом справедливости раздела. Если позднее один из экс-супругов вступает в процедуру банкротства, он несёт с собой только свою часть совместно нажитых активов, подтверждённую судебным актом.

Но и здесь есть нюансы:

1. Неделимое имущество. Если суд выделяет доли в общей собственности, объект может быть продан на торгах как единое целое. Чтобы этого избежать, лучше сразу оформить раздел в натуре или договориться о денежной компенсации. Например, квартира остаётся одному супругу, а другому выплачивается его доля.

2. Мировое соглашение. Иногда супруги начинают спор в суде, а затем заключают мировое соглашение. Оно гибче, чем судебное решение, но всё равно утверждается судом. Однако даже такой документ может быть оспорен кредиторами, если ущемляет их права.

Итог: как обезопасить себя?

  • Если бывшие супруги не оформили раздел имущества на бумаге, то всё, что они нажили в браке, считается совместно нажитым. И тогда при банкротстве одного из супругов имущество могут продать, даже если формально оно принадлежит другому.
  • Бывший супруг банкрота может защитить свои интересы несколькими способами: получить половину денег от продажи общего имущества, выкупить его как приоритетный покупатель или доказать, что оно было куплено за его личные деньги.
  • Чтобы избежать таких ситуаций, нужно заранее разделить имущество при разводе – через соглашение у нотариуса или через суд. Важно, чтобы раздел не выглядел как попытка скрыть активы от кредиторов.

Грамотно подготовленные документы – лучший способ избежать споров и сохранить имущество. Если вы задумались о банкротстве, но переживаете о судьбе своего авто или жилья, напишите нам в Телеграм. Пообщаемся лично и мы бесплатно проконсультируем вас, сообщим перспективы вашего дела и предложим способы защиты имущества.

Анастасия Груздева
юрист, гендиректор МФЦБ
44
22
реклама
разместить
2 комментария

Комментарий удалён модератором

Алексей, благодарю за обратную связь! Публикуюсь и в СМИ, стараюсь везде успевать :)

А имеет ли значение срок давности? Например, 3 года. Или могло пройти лет 5, а то, что муж продаёт совместную машину, я узнаю только сейчас. И претендую на половину (тоем более, что и вкладывались наполовину)