Как зарегистрировать собственность на земельный участок
Вы приобрели желанный участок, или получили в наследство — теперь по закону его следует зарегистрировать. Расскажем о доступных способах, чтобы вы выбрали удобный для себя.
Есть несколько вариантов регистрации права собственности.
Госуслуги
В личном кабинете Госуслуг в разделе «Услуги» есть раздел «Земля Дом». Нужно выбрать вкладку «Кадастровый учет и регистрация прав на недвижимость». С помощью вкладки «Поставить на учет объект и зарегистрировать право» можно подать заявление. Причем сделать это может только правообладатель. К заявлению надо приложить необходимые документы, список которых будет указан.
Следующий шаг — подписание заявления в приложении «Госключ».
Недвижимость поставят на кадастровый учёт и зарегистрируют право собственности в течение 10 календарных дней с момента приема заявления. В случае положительного решения, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с электронной подписью Росреестра придёт в личный кабинет.
Важно: таким образом можно зарегистрировать сделку на жилой дом на земельном участке, но не оформить переход права собственности на участок при купле-продаже или дарении
Росреестр
В личном кабинете на официальном сайте Росреестра можно подать заявление о регистрации и переходе права собственности на земельный участок. В этом случае это могут быть сделки купли-продажи, дарения, мены.
Для подачи заявления этим способом у каждой из сторон, или их уполномоченных представителей, должна быть УКЭП. УКЭП — это усиленная квалифицированная электронная подпись, которая включает в себя Росреестр. УКЭП выдают удостоверяющие центры, имеющие аккредитацию в ФСБ. Подпись, которая генерируется автоматически на сайте налоговой службы, не подойдет. Стороны, каждый со своего компьютера, отправляют заявления и прикладывают договор купли-продажи и другие документы, заверенные квалифицированными подписями сторон.
Важно: сделать УКЭП можно и через приложение Госключ, если есть загранпаспорт нового образца(с биометрией). Устройство, с которого вы заходите, должно поддерживать технологию NFC
МФЦ
Посредником между вами и Росреестром выступает МФЦ. Для регистрации права собственности в МФЦ вам необходимо прийти лично со второй стороной по договору и подать заявление от обеих сторон. С собой необходимо взять: паспорт, СНИЛС, документы-основания, по которым вы приобретаете землю и другие документы. Подробный список можно узнать на сайте МФЦ. Если процедуру проводит представитель, к заявлению нужно приложить доверенность. В доверенности крайне важно точно и полно прописать полномочия, которыми вы наделяете представителя.
Регистрация права собственности обычно проходит за 4 рабочих дня. Когда документы будут готовы, вам нужно приехать за ними лично с паспортом, и забрать выписку из ЕГРН и документы-основания, которые вы прикладывали.
Если документы-основания подготовлены некорректно, регистратор Росреестра может приостановить процесс до того, как вы устраните ошибки.
Домклик
Домклик — это онлайн-сервис Сбербанка для подачи заявки на ипотечный кредит, в том числе для проведения сделок с недвижимостью. Посредником между вами и Росреестром является банк, это быстро и удобно. Для электронной регистрации в банке вам необходимо иметь паспорт, СНИЛС, ИНН и документы-основания, по которым приобретается участок. В банке вам создадут электронную цифровую подпись на платформе Домклик и подадут документы в Росреестр.
После регистрации права собственности выписка из ЕГРН придет на ваши Госуслуги, а документы-основания заберете сразу после сделки в банке.
У Альфа-Банк, ВТБ тоже есть онлайн-сервисы для проведения сделок с недвижимостью.
Выбирайте способ регистрации права собственности, подходящий для вас: электронно или лично. Если все же у вас остались вопросы по документации, передаче права собственности или другим аспектам, что касаются недвижимости — обращайтесь. Юристы «Ваша Земля» проведут полную консультацию, помогут разобраться с законами или приобрести земельный участок.