Как защитить настольные игры: от иллюстраций до игровых механик
Настольная игра состоит из множества элементов, каждый из которых может охраняться самостоятельно. Именно поэтому важно подходить к охране настольных игр комплексно, чтобы избежать копирования ваших идей недобросовестными конкурентами.
В статье мы собрали актуальные примеры правовой охраны настольных игр и их элементов.
1) Объекты авторского права
Настольные игры, а также их отдельные элементы могут охраняться авторским правом с момента их создания при условии соответствия двум ключевым критериям, установленным ст. 1259 ГК РФ:
- объективная форма выражения (например, записаны на бумаге, вырезаны из картона, то есть любая материальная форма, а не просто идея в вашей голове);
- творческий вклад автора/ов.
Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.
Получается, что механика игры, ее правила и методики как таковые не подлежат охране авторским правом. Однако их материальное воплощение – например, графическое представление игровых процессов или оригинальное описание правил – может быть защищено в рамках.
Кроме того, авторско-правовая охрана может распространяться как на саму игру в целом, так и на ее отдельные компоненты, такие как:
− иллюстрации/ графика на коробке, карточках, поле, тайлах (игральные плитки) и иные аналогичные элементах игры;
− фигурки персонажей, миниатюр, фишки и т.д.;
− руководства, сценарии, сюжет другие текстовые материалы.
N.B. такие элементы как расы (эльф, гном), классы персонажей (воин, вор), монстры (орки, драконы), атрибуты (сила, ловкость, очки здоровья), оружие (мечи, посохи) и иные элементы, которые являются стандартными или общепринятыми для определенной темы или жанра, не будут охраняться авторским правом, если не содержат творческого вклада автора. Они могут свободно использоваться другими лицами.
Настольная игра как самостоятельный объект правовой охраны
Российские суды смотрят на настольные игры как на составные произведения (дела № А57-5922/2023, № А45-34135/2022):
«игра «Манчкин» является составным произведением, т.е. результатом творческого труда по подбору компонентов настольной карточной игры, и (суды) исходили из того, что она состоит из нескольких компонентов, охраняемых авторским правом, например, карты <…>; правила <…> с графическими иллюстрациями <…>; персонаж «Манчкин»
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ:
«к объектам авторских прав относятся составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда»
Этот подход правоприменительной практики имеет существенный недостаток: охраняется только подбор и расположение материалов, но не их совокупность как единое целое. А ведь ценность настольной игры заключается именно в ее целостности. Покупая игру, потребитель желает получить не просто набор карточек, фишек или правил, а уникальный игровой опыт, где все элементы работают вместе, создавая нечто большее, чем их простое сложение.
Признание настольной игры составным произведением делает ее защиту фрагментарной: конкуренты могут заимствовать отдельные элементы игры, не нарушая при этом авторских прав.
В России существует понятие сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ). Они характеризуются «многослойностью» и «неоднородностью» составляющих их материалов.
Настольные игры могут отлично вписаться в данную категорию, так как включают в себя различные элементы: литературные произведения (сценарий игры, правила), произведения изобразительного искусства (иллюстрации, фигурки персонажей, дизайн), карты и т.д. Признание настольных игр сложными объектами позволит защищать их как единое произведение, что соответствует их правовой природе и ценности для потребителей.
Создание настольной игры – сложный процесс, в котором ключевую роль играет организатор. Как правило, создание игры проходит несколько этапов:
- возникновение идеи;
- разработка: привлекаются различные специалисты (дизайнеры, художники, сценаристы и т.д.);
- тестирование и доработка;
- выпуск.
Хотя организатор обычно руководит этими этапами – именно он придумывает идею, собирает команду, координирует процесс и вкладывает ресурсы в реализацию проекта, сам по себе этот вклад не считается творческим в понимании закона. Поэтому, признавая настольную игру составным произведением, мы лишаем организатора защиты авторским правом.
В то же время организатору сложного объекта закон дает определенные права. В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ:
«лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования указанных объектов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров»
Это означает, что организатор, даже если он не является автором отдельных элементов игры и/или не принимает участие в подборе и расположении материалов, все равно получает право на использование этих элементов в рамках сложного объекта.
Примечание:
к сложным объектам, в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ, относятся аудиовизуальные произведения, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты и базы данных. Закрытый это перечень или нет – вопрос нерешенный (почитать про это можно, например, здесь, здесь или здесь). Однако эта проблема выходит за рамки статьи, так как наша цель — показать, что настольные игры заслуживают защиты как целостные объекты, независимо от формального перечня.
Авторам на заметку
Нельзя забывать об одном нюансе: доказать авторство – довольно сложная задача. Нужно заранее позаботиться о том, чтобы зафиксировать, кто, когда и как участвовал в создании произведения.
После создания настольной игры обязательно сохраните все черновики, промежуточные варианты и зафиксируйте конечный результат. Это можно сделать путем депонирования произведения или же путем ее регистрации в реестре базы данных, что сегодня активно практикуется (например, активные ссылки на базы данных № 2015621204, № 2020621564, № 2021621758).
Депонирование – это процесс фиксации авторских прав на произведение, в результате которого выдается свидетельство, подтверждающее то, что на определенную дату объект существует в определенной форме.
Одного депонирования недостаточно. Чтобы защитить свои права, соберите дополнительные доказательства. Например, можно направить материалы с финальной версией себе заказным письмом с описью вложения (конверт лучше не вскрывать) и по электронной почте. При желании можно обратиться к нотариусу для заверения даты и содержания материалов.
2) Патенты
Не всегда охрана авторским правом обеспечивает необходимый уровень защиты, что порождает злоупотребление со стороны недобросовестных конкурентов.
Так, например, произошло с французским издателем игры «Dixit», которому не удалось доказать в суде нарушение прав российским производителем уже ставшей всем известной игры «Имаджинариум». Суд не усмотрел идентичности между играми, указав на то, что идеи в РФ не охраняются (дело № А40-176122/17).
Тогда на помощь приходят патенты.
Несмотря на прямое указание закона о том, что игровые механики не патентуются (см. п. 5 ст. 1350 ГК РФ), на практике многие элементы настольных игр успешно регистрируются в качестве объектов патентного права. Это возможно, если интегрировать игровые компоненты в конкретное техническое решение, которое является новым и промышленно применимым (используется в экономике), а в случае изобретений – еще и соответствует изобретательскому уровню (неочевидно для специалистов в определенной области).
В России есть такие патенты в сфере настольных игр:
- комплекты и наборы настольных игр
изобретение № 2280487 «Настольная игра «Морская пехота», полезная модель № 155768 «Настольная игра «Морская мина», полезная модель № 31982 «Настольная интеллектуально-экономическая игра», изобретение № 2113878 «Настольная интеллектуальная игра «Чингисхан», полезная модель № 58376 «Настольная экономическая игра «Банковское дело», изобретение № 2435623 «Набор игровых элементов для настольных игр»
- игровые компоненты
- поле для игры
- игровой стол
- правила игры как способ
- вариативность игры
изобретение № 2688281 «Настольная игра, элемент для проведения настольной игры и способ ее проведения»
- упаковка для игры
- техническое обеспечение соревнований по настольным играм
полезная модель № 96018 «Устройство для демонстрации интеллектуальных настольных игр»
- способ раздачи карт
изобретение № 2310491 «Способ раздачи игральных карт (варианты) и устройство для его осуществления (варианты)»
Более детальное описание существующих патентов в сфере настольных игр можно найти в нашей табличке, а отдельные наглядные примеры патентов можете увидеть ниже:
Разработчикам на заметку
Мы выявили некоторые закономерности и тенденции при патентовании настольных игр и их элементов, которые помогут разработчикам защитить их настолки:
a. комплексный подход к охране: включение в патент нескольких взаимосвязанных элементов позволяет охранять игру как комплексное решение;
b. разнообразие технических результатов: технический результат («полезность») патента может лежать в самых разных плоскостях: развитие определенных качеств у игроков, расширение игровых возможностей, повышение занимательности и развлекательного характера игры, обучение игроков чему-либо в процессе игры, повышение качества материалов, из которых производятся игровые элементы;
c. интеграция механики с устройством: наиболее популярным способом привязки механики/ правил игры является их интеграция с конкретным устройством. Это может быть специальный игровой стол, уникальная фишка, интерактивное игровое поле;
d. охрана правил игры как способа: настольную игру можно запатентовать как способ, если правила игры описаны в виде последовательных действий, которые приводят к конкретному техническому результату. Это позволяет охранять, по сути, саму механику игры.
Что можно запатентовать как промышленный образец?
Промышленные образцы необходимы для охраны «декоративных» или дизайнерских элементов настольных игр: они направлены на защиту внешнего вида изделия, включая его форму, конфигурацию, орнамент, сочетание цветов и другие визуальные характеристики. Для их регистрации необходимо, чтобы они отвечали условиям новизны и оригинальности.
Так, в качестве промышленного образца уже зарегистрированы:
− игровое поле (№ 90068, № 145751, № 145869);
− набор для игры (№ 52372);
− содержимое настольных игр (№ 125909, № 146161);
− наборы игровых карточек (№ 116404, № 128316);
− фигуры, фишки (№ 53486);
− персонажи (№ 109044, № 145749, № 122281);
− упаковка игры (№ 128000, № 142357).
Ниже представлены некоторые наглядные примеры промышленных образцов:
3) Товарные знаки
Основная задача товарного знака – выделить компанию или ее товары/ услуги на рынке среди других. Сегодня товарный знак вышел за рамки традиционного использования и стал универсальным инструментом для охраны и продвижения бренда. Он позволяет охранять не только классические элементы, но и нетрадиционные объекты.
Важно!
Слово не получит правовую охрану как товарный знак, если станет общеупотребительным названием для подобных товаров или услуг. Это происходит, когда знак становится настольно распространенным, что начинает восприниматься как общее название для целого класса товаров или услуг, а не как указание на конкретного производителя. Такие слова не могут получить правовую охрану в отношении самих игр, но могут быть зарегистрированы, если заявляются в отношении товаров или услуг, не связанных с ними.
Слово «шахматы» является тому примером. Оно не будет охраняться в отношении таких товаров и услуг как: доски шахматные; настольные игры; игры настольные с игровым полем; игры развивающие; шахматы (28 класс МКТУ), аренда оборудования для игр; услуги игровые (41 класс МКТУ) и т.п., а, например, в отношении «шоколада» из 30 класса МКТУ регистрация «шахмат» может пройти успешно.
При рассмотрении заявок на регистрацию обозначений, содержащих слово «шахматы», в отношении товаров и услуг, связанных с играми в шахматы, Роспатент классифицирует его в качестве неохраняемого элемента:
В качестве товарных знаков можно зарегистрировать, например, следующие элементы настольных игр:
− персонаж (№ 534770, заявка № 2024818370);
Ниже примеры некоторых зарегистрированных товарных знаков:
Как вы могли увидеть, вариантов правовой охраны настольных игр много, но не все их используют своевременно или вообще не используют. Мы в Magic legal выступаем за комплексную охрану: анализ разработки, ключевых деталей и уникальных черт помогает нам выстроить стратегию охраны и защиты эффективно и с наименьшими затратами ресурсов.
А вы сталкивались с нарушениями прав на настолки?
Пишите в комментариях интересные кейсы, обсудим!
Над материалом работали:
Ольга Понедельник, юрист практики интеллектуальной собственности Magic legal
Наталья Синицына, управляющий партнер Magic legal, патентный поверенный РФ №2419
Остаемся на связи в комментариях и будем рады вопросам и мнениям. Больше интересного в нашем телеграм-канале.
Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и добавить ее в закладки.