Ещё не маркируете? Тогда ФАС идёт к вам. Гайд по маркировке рекламы — 2025 + чек-лист для вашего контента

230 нарушений при размещении рекламы зафиксировал Роскомнадзор за 5 месяцев 2025 года. Кажется, немного, но общая сумма штрафов составила 13 миллионов рублей. В статье разобрали, что, кому и как маркировать. Пользуйтесь и да пребудет с вами сила.
Проверку контента на «рекламность» собрали в отдельном чек-листе.

Ещё не маркируете? Тогда ФАС идёт к вам. Гайд по маркировке рекламы — 2025 + чек-лист для вашего контента

Всем привет! Мы — команда Timeweb Cloud. Если кто-то ещё не в курсе, Timeweb Cloud — это облачная инфраструктура для разработки и бизнеса любого уровня. Развивайте приложения, веб-сервисы, онлайн-магазины, игры и вообще всё что угодно.

Что такое реклама и зачем её маркировать

Да, в 2025 году она — всё ещё двигатель торговли. В поисках более точного определения этой сущности стоит обратиться к законодательству. По формулировке Федерального закона №38 реклама:

  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса, продвижение на рынке;
  • адресована неопределённому кругу лиц;
  • распространяется любыми способами и средствами.

Получается, что в основном законе, регулирующем распространение рекламы на территории РФ, определение довольно размыто. Реклама это или нет, на практике определит Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в обязанности которой входит проверка маркировки. Ведомство опубликовало памятку на этот счёт.

Игра-повторялка «А ты купи слона!» содержит призыв к покупке, поэтому тоже может считаться рекламой | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Felephant-play-with-brown-sand-sJQTvXc7mNY&postId=1885090" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Игра-повторялка «А ты купи слона!» содержит призыв к покупке, поэтому тоже может считаться рекламой | Источник

Обязанность маркировать рекламу появилась у российских рекламодателей и площадок с 1 сентября 2022 года и оформлена изменениями в ФЗ-38. Спустя год за отсутствие маркировки ввели штрафы. Количество вынесенных Роскомнадзором постановлений о нарушениях растёт в каждом полугодии.

С 1 апреля 2025 года действует сбор в 3% с дохода, полученного от публикации рекламных объявлений. Платят и владельцы площадок, и посредники (агентства или фрилансеры), и операторы рекламных систем, например, «Яндекс.Директ» или «VK Реклама».

Что маркировать

Если коротко, маркировать необходимо почти всё. Маркировка необходима для:

  • рекламных баннеров;
  • статей, постов и других текстовых форматов;
  • видеоматериалов;
  • аудиоматериалов.

Нативная реклама, которая продвигает товары или услуги в чуть менее выраженной форме в виде вставок в текст или видео, всё равно подлежит маркировке.

Исключения составляют email-рассылки и push-уведомления при их отправке по клиентской базе. Публикуемые в интернете фрагменты теле-и радиоэфиров тоже не нужно маркировать, при условии, что в текст не вносились изменения. Маркировать информацию об услугах на собственном сайте также не требуется.

Как маркировать

Вот алгоритм размещения рекламы:

  1. Выбрать ОРД (оператора рекламных данных) и заключить договор. Всего операторов семь и их владельцами являются VK, Сбер, Яндекс, МТС, Билайн, AmberData, Ozon. ОРД передаёт данные в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
  2. Зарегистрировать рекламный креатив. Это может сделать рекламодатель, рекламное агентство или рекламная площадка (кто-то один, поэтому лучше заранее зафиксировать это обязательство в договоре).
  3. Получить токен (erid), добавить отметку «Реклама» к материалу, опубликовать.
  4. Передать в ЕРИР отчёт со статистикой рекламной кампании и другими данными не позднее, чем через 30 дней после выхода. Пока реклама опубликована, отчитываться нужно регулярно — ежемесячно. На основе размещённых в ЕРИР данных Роскомнадзор рассчитает сбор с доходов от рекламы.

Важно: в уже зарегистрированный в ЕРИР креатив нельзя вносить никакие изменения. Если нужно что-то поменять, придётся проходить процедуру заново.

Семь раз скреативь — один раз зарегистрируй | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2Fa-pair-of-scissors-sitting-on-top-of-a-wooden-block-jBxqFcnLY9M&postId=1885090" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Семь раз скреативь — один раз зарегистрируй | Источник

Erid и где он обитает

Чтобы материал считался промаркированным, он должен содержать erid — идентификатор рекламы, который выглядит как набор букв и цифр. Его присваивает при регистрации конкретного объявления в ЕРИР.

Правильно разместить erid в рекламе — целая наука. Роскомнадзор опубликовал отдельную памятку на этот счёт.

Размещать erid можно (и нужно) одним из следующих способов:

  • рядом с информацией о рекламодателе и ссылкой на его сайт, в начале или конце текстового блока;
  • в раскрывающемся меню рекламного сообщения, если таковое имеется;
  • в любом месте изображения или в описании к нему;
  • в начале рекламного видео, в любом его фрагменте или в описании к нему.
Пример размещения erid в рекламной статье | <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fexpertsouth.ru%2Fpress_release%2FOblachnayainfrastrukturadlyabiznesasTimewebCloudpovyshenieeffektivnostiimasshtabiruemosti%2F&postId=1885090" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>
Пример размещения erid в рекламной статье | Источник

Что будет за отсутствие маркировки

Штрафы, которые заплатят все участники рекламной цепочки. Вот примеры типичных нарушений и максимальный размер штрафов:

  • нет пометки о рекламе и сведений о рекламодателе — до 2 500 рублей для физических лиц и до 500 000 рублей для юридических лиц;
  • нет токена (erid) — до 100 000 рублей для физических лиц и до 500 000 рублей для юридических лиц;
  • нет или неправильно подана отчётность о рекламе в ЕРИР — до 30 000 рублей для физических лиц и до 500 000 рублей для юридических лиц.

Все нарушения и штрафы перечислены в статье 14.3 КоАП РФ.

Чек-лист «Нужно ли маркировать этот контент?»

1. Контент не рекламный
Спокойно публикуем и радуемся жизни.

2. Контент рекламный
Регистрируем в ЕРИР, добавляем пометку о рекламе и токен

3. Я не уверен/а, реклама ли это → Пункты 4-14

4. Содержит описание товара или услуги, опубликован на собственном сайте → Пункт 1

5. Содержит описание товара или услуги, опубликован на чужом сайте → Пункт 2

6. Содержит описание нескольких продуктов, сервисов, услуг без акцента на какой-либо из них → Пункт 1

7. Содержит описание товара/услуги с акцентом на его преимуществах → Пункт 2

8. Материал визуально не выделяется среди аналогичных и не акцентирует внимание на продукте → Пункт 1

9. Материал визуально выделен среди подобных, содержит ссылку на магазин, промокод, призыв к покупке → Пункт 2

10. Владелец ресурса проводит розыгрыш, товар указан только в качестве приза → Пункт 1

11. Не владелец ресурса проводит розыгрыш для подписчиков, присутствует описание товара и его преимуществ → Пункт 2

12. В тексте есть призыв подписаться на свои соцсети, перейти на свой сайт → Пункт 1

13. В тексте есть призыв оставить заявку, подписаться на чужие соцсети, ссылки на чужие сайты, а информация продвигает компанию на рынке → Пункт 2

14. В тексте есть информация о цене, скидках, акциях → Пункт 2

Описывать свои услуги на собственных площадках без призывов к покупке, заявкам и другим действиям можно. Например, мы можем напомнить в этой статье, что разобраться в панели управления облака для бизнеса Timeweb Cloud проще, чем в тонкостях маркировки рекламы.

Итоги: маркировка против штрафов

В вопросе маркировки рекламы лучше перебдеть, чем недобдеть. Чтобы избежать штрафов, важно регистрировать абсолютно все креативы, хотя бы отдалённо напоминающие рекламные. Поскольку санкции в случае чего предусмотрены и для рекламодателя, и для рекламного агентства, и для рекламной площадки, всем стоит уделить повышенное внимание этому вопросу.

Расскажите в комментариях, с какими сомнениями и сложностями сталкиваетесь в процессе.

Маркируете рекламу?
Конечно! Это же закон!
Нет-нет, мне нечего маркировать
Отвечу в комментариях

Присмотритесь к нашим сервисам, решениям и инструментам.
Размещайте и запускайте свои проекты в облаке — будущее уже здесь!

7
1
1
7 комментариев