Разбираем примеры ошибок при выборе бренда: взгляд IP-юриста
Как выбрать бренд так, чтобы его можно было безопасно использовать и защищать? Внутри — полезный пошаговый гайд и разбор типичных ошибок с точки зрения IP-юриста и патентного поверенного.
Материал о том, как выбрать бренд с учетом всех правовых рисков уже размещен в моем телеграм канале Poponina IP в закрепленных сообщениях. Будет полезно всем, кто выбирает новый бренд (название продукта, товара, услуги) или хочет проверить уже существующий бренд на IP риски.
Но одно дело знать теорию, а другое дело - видеть риски и принимать решения на практике. Поэтому в этой статье мы вместе посмотрим на самые частые ошибки при выборе бренда из практики.
Первая ошибка: незащищаемый бренд
Начнем с примера. Один продавец на маркетплейсе в качестве одной из карточек товара указывает вот эту:
Очевидно, что продавец столкнулся с проблемой копирования конкурентами. Посмотрим на бренд: экомаркет. Это как раз один из тех неохраняемых знаков.
Причина: описательные характеристики должны быть свободны для использования разными лицами. Такие элементы называются неохраняемыми. Вот примеры указания на неохраняемость элемента "экомаркет" в других товарных знаках иных лиц в реестре товарных знаков Роспатента:
Неохраняемые элементы может использовать кто угодно. Для совсем только начинающего бизнеса это может быть не баг, а фича. Так можно безопасно использовать бренд без регистрации.
Проблема в том, что таких "экомаркетов" может быть сколько угодно много. Если бы у этого продавца был охраняемый товарный знак, то он просто заблокировал бы карточки конкурентов (еще мог бы компенсацию взыскать, но это уже в суде). А так остается только ругаться в карточках своих товаров.
Вторая ошибка: бренд, который путает
Еще один пример. Бренд называется "Seasalt.est". Смотришь на название и предполагаешь, что продают соль для ванн.
А нет, продают и другие товары: свечи, скраб, маски, даже бальзам для усов. Обычно так происходит, когда бизнес начинается вокруг одной группы товаров, а потом расширяется, а старый бренд для всей продукции уже не очень подходит.
Не знаю, как такой бренд оценивают потребители. Я бы запуталась, если честно. Но зато я знаю, как такие бренды оценивает Роспатент - отказывает в регистрации на основании риска ввода потребителей в заблуждение. А отсутствие регистрации бренда как товарного знака - это невозможность его защитить от копирования.
Третья ошибка: бренд, сходный с другими
На практике самая частая ошибка. Вроде бы очевидно, что не стоит выбирать бренд, похожий на уже существующие.
Сложность в том, что Роспатент понимает сходство по-своему.
Такое сходство определить не всегда просто. Некоторые предприниматели не копируют бренды конкурентов, а добросовестно заблуждаются, что они не похожи. К сожалению, для предпринимателей заблуждение и незнание правил - не освобождает от рисков и ответственности.
Чтобы проверить наличие такого риска нужно посмотреть, были ли ранее зарегистрированы сходные товарные знаки для однородных товаров или услуг (или были ли поданы сходные заявки). Правило определения риска вот такое:
---
На этом на сегодня все, но интересных случаев на практике возникает много. Потом расскажу еще про другие примеры.
До встречи в канале (не забывайте сохранить полезный материал в закрепах) и в новых статьях тут.