Почему нематериальные активы - это скрытый ресурс для роста бизнеса

Современный бизнес давно перешагнул границы материальных активов. Разбираем, почему товарные знаки, патенты, программное обеспечение, лицензии и авторские права — становятся одними из ключевых инструментов для увеличения стоимости бизнеса, защиты интеллектуальной собственности и законной налоговой оптимизации.

Источник: Shutterstock
Источник: Shutterstock

Меня зовут Даниил Неволин - я налоговый и финансовый консультант бизнесов с годовым оборотом от 150 млн до 4 млрд рублей и географией по всей РФ и за её пределами. Также, управляю капиталом на общую сумму портфеля в 1 млн $.

Кто может быть владельцем нематериального актива и почему это важно?

Собственник бизнеса

Собственник бизнеса имеет полное право зарегистрировать товарный знак на себя как на физическое лицо или ИП, поскольку именно он является создателем бренда и тем, кто обеспечил его коммерческий успех.

Преимущества владения товарным знаком собственником

  • Монетизация через роялти – владелец может получать доход от использования бренда, передавая права компании за вознаграждение.

  • Налоговая оптимизация– выплаты за использование товарного знака (роялти) облагаются по соответствующим ставкам НДФЛ (в зависимости от суммы выплат и прогрессивной шкалы НДФЛ) или УСН (при регистрации актива на ИП собственника).

  • Защита от рисков– если товарный знак принадлежит компании, её финансовые проблемы (банкротство, рейдерский захват) могут лишить вас бренда.

Компания, применяющая товарный знак

Собственником нематериального актива также может являться и сама компания, учитывать его у себя на балансе, тем самым повышая капитализацию и включая амортизацию актива в налог на прибыль

Риски и судебная практика

На текущий момент, в Российской Федерации нет массовой практики переквалификации роялти по аренде товарного знака или иных нематериальных активов в дивиденды.

Однако, есть важное "НО" - только, если товарный знак изначально зарегистрирован на владельца бизнеса. Налоговые органы могут оспорить такую конструкцию (и успешно это делают), если:

  • Товарный знак сначала принадлежал компании, а затем был выкуплен собственником по заниженной стоимости, а затем - перевыставлен в адрес этой компании
  • Суммы роялти явно завышены и не соответствуют рыночным условиям

Компания «Х» выкупила товарный знак у своего учредителя за 100 тыс. руб., хотя его рыночная стоимость составляла ~5 млн руб. Затем, компания начала отчислять роялти собственнику в размере 30% от выручки. По итогам спора, налоговая признала такие выплаты дивидендами и доначислила налоги. Суды согласились с доводами ФНС России.

Пример из судебной практики

Как избежать проблем?

  • Регистрируйте товарный знак сразу на себя (физлицо или ИП), в случае если вы хотите быть держателем этого актива и получать роялти от его использования любыми другими компаниями;
  • Проводите независимую оценку актива перед установлением справедливой ставки роялти;
  • Устанавливайте рыночные ставки роялти (обычно 1-10% от выручки, в зависимости от отрасли);
  • Заключайте лицензионный договор с четкими условиями использования актива;
  • Регистрируйте лицензионный договор в Роспатенте (вне зависимости от типа лицензии).

Что такое нематериальные активы и как их идентифицировать?

Нематериальные активы (НМА) — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы

Критерии у нематериальных активов следующие:

  • Отсутствие материального выражения (нельзя потрогать, но можно оценить);

  • Использование в производстве или управлении компанией(приносит экономическую выгоду);

  • Возможность точной идентификации (есть документы, подтверждающие право собственности).

Виды нематериальных активов

Товарные знаки: логотипы, слоганы, фирменный стиль (Coca-Cola, Nike)

Патенты: технологии, изобретения (например, патент на форму iPhone)

Авторские права: программное обеспечение, книги, музыка (Windows, музыкальные треки)

Лицензии: право на использование франшизы (McDonald’s, Starbucks)

Деловая репутация (гудвилл) - разница между рыночной и балансовой стоимостью компании

8 из 10 российских компаний, так или иначе, в процессе своей деятельности создают какие-то новые решения известных проблем. Если у вас есть уникальная технология, софт или бренд, но они не оформлены документально — вы рискуете потерять их в случае спора

Практический совет

Учёт нематериальных активов в балансе

Если вы решили зарегистрировать нематериальный актив на ООО или ИП и хотите учесть его в балансе, то для учета нематериальных активов понадобится следующий пакет документов:

✅ Договор купли-продажи или разработки (если актив приобретался);

✅ Акт приёма-передачи (подтверждает переход права);

✅ Свидетельство о регистрации нематериального актива от Роспатента (если юридисдикция не РФ , то международные патентные бюро)

Оценка стоимости НМА

Для корректной оценки нематериального актива, я всегда рекомендую привлекать независимую экспертную оценку. Искренне не понимаю, почему в текущих условиях к таким компаниям обращаются только в случае судов. Комплексный анализ, как правило, сильно облегчает жизнь и представлен несколькими основыми методами (обобщенно):

1. Рыночный анализ:

  • Определение доли рынка;
  • Анализ динамики выручки за 3-5 лет (усреднение данных, выявление трендов).

2. Маркетинговый анализ

  • Уровень узнаваемости бренда среди целевой аудитории (метрики NPS, LTV и т.д.)
  • Присутствие на ключевых площадках: маркетплейсы (Ozon, Wildberries), B2B-порталы, соцсети.
  • Эффективность рекламных кампаний (CTR, конверсия, ROI). Например, ROI 300% может увеличить стоимость НМА на 15-20%

3. Финансовый анализ

  • Оценка капитализации бизнеса через дисконтирование денежных потоков (DCF), включая доход от НМА.
  • Анализ амортизационных отчислений (для патентов — до 10 лет, для ПО — 3-5 лет).

О налоговой оптимизации и налоговом планировании

В Российской Федерации, на текущий момент существуют по сути всего две юридических конструкции, по которым можно безопасно отчислять выплаты, привязанные к % от выручки: аренда нематериальных активов и договор франшизы (коммерческая концессия).

Забавно, что обе конструкции 100 лет в обед используются транснациональными компаниями родом из развитых стран.

Регистрация нематериального актива на собственника бизнеса в качестве физ.лица или ИП и последующая обоснованная экономически сдача в аренду - не единственный способ налогового планирования.

Как уже я указал ранее, регистрация нематериального актива на операционную компанию позволяет в будущем после оценки поставить её на баланс, увеличив этим капитализацию. При этом, затраты, понесенные на регистрацию, создание актива можно учесть в налоге на прибыль организаций, уменьшив тем самым налогооблагаемую базу.

Итак, закрепим. Преимущества активов следующие:

✅ Снижают налог на прибыль организаций (амортизация НМА уменьшает налогооблагаемую базу);
✅ В случае регистрации актива за собственником позволяют ему получать роялти за использование, привязанное к % от выручки (что сильно выгоднее классических дивидендов). При этом - затраты на аренду подлежат включению в учёт и уменьшают налогооблагаемую базу;
✅ Обеспечивают достаточно высокий уровень экономической безопасности при наступлении неблагоприятных обстоятельств

Мировая практика использования НМА

📌McDonald's: эталонная модель франчайзинга через нематериальные активы.

Структура владения активами представлена следующими параметрами:

  • McDonald's Corporation владеет ключевыми нематериальными активами (товарными знаками, франшизной системой, патентами на технологии) через специальные юридические лица
  • Основные активы зарегистрированы на McDonald's IP Holder LLC (США) и McDonald's International Property Company Ltd (Великобритания)

Механизм работы тут следующий: франчайзи платят роялти 4-5% от выручки за использование:

  • Бренда "McDonald's"
  • Фирменных рецептур (например, соусов и бургеров)
  • Системы управления рестораном (McOpCo).

Попутная налоговая оптимизация выглядит так:

  • Роялти поступают в юрисдикции с низкими налогами (например, некоторые оффшорные европейские зоны)
  • Эффективная ставка налога McDonald's — около 21% против стандартных 35% в США.

Защита активов:

  • Даже при банкротстве франчайзи бренд остается защищенным
  • В 2022 году доход от роялти составил $14,1 млрд (40% консолидированной выручки головной компании)

📌Starbucks: глобальная схема трансфертного ценообразования

Ключевые элементы системы. Starbucks UK платит роялти Starbucks Coffee Trading Company (Швейцария) за:

  • Использование торговой марки
  • Доступ к рецептурам кофейных смесей
  • Технологии обжарки зерен.

Ставки роялти:

  • ~6% от выручки за бренд
  • ~20% от закупочной цены за технологии

Проблемы с налоговыми органами и последствия

В 2015 году ЕС оспорил схему Starbucks, потребовав доплатить €30 млн налогов. Однако компания:

  • Сохранила базовую структуру
  • Скорректировала ставки роялти до рыночных уровней
  • Создала дополнительные R&D-центры в Европе для обоснования затрат

📌 Российские кейсы: "Яндекс"

До недавних событий, а также до совершения M&A сделок, структура владения в разрезе нематериальных активов выглядела следующим образом:

  • Товарные знаки и ПО принадлежали ООО "Яндекс.Интеллектуальные Собственности" (Кипр)
  • Российские операционные компании платили роялти 7-12%

Налоговые преимущества:

  • Существенное снижение налога на прибыль организаций
  • Защита активов от возможных санкций

Однако, есть и особенности:

  • Структурами разработана система внутреннего трансфертного ценообразования
  • Ежегодные платежи превышают ₽15 млрд

Современные тренды нематериальных активов

Говоря, о трендах, следует отметить не только российский рынок. На текущий момент сложилась практика регистрации НМА в специальных зонах (например: Мальта, Кипр, Нидерланды).

Nike использует "Нидерландский инновационный бокс" со ставкой налога 7% и там регистрирует нематериальные активы

Пример

Тем временем, Tesla к апрелю 2023 года зарегистрировала около 3404 патентов по всему миру (а только за 2023 год - 580), а Alibaba группирует патенты через Alibaba Cloud Intelligence.

А что в России?

Всем известных российских примеров не так уж и много, именно те что были бы на слуху. Поэтому не думайте, что то, что я рассказываю относится лишь к огромным компаниями и транснациональным холдингам. Нет, все сильно проще.

Огромное количество российских компаний в настоящий момент регистрируют нематериальные активы. Ситуация настолько быстро развивается, что сроки регистрации нематериального актива в зависимости от сложности в Роспатенте составляет до 18 месяцев.

Усредненный срок регистрации также продолжает активно расти (по собственной статистике) и перевалил уже за 10 месяцев (раньше были прецеденты регистрации и за 2-3 месяца).

Не смотря на это, в России практика регистрации нематериальных активов и их последнующая аренда/постановка на баланс растёт и продолжит развиваться.

Поэтому, ключевое что следует понять - у вас есть возможность использовать этот инструмент и для этого не нужно быть огромной компанией.

Выводы по материалу

1. Практика использования нематериальных активов давно существует в развитых странах, активно развивается в РФ.

2. Малый и средний бизнес тоже может пользоваться этим иструментом и раскрывать потенциал своего бизнеса

3. Стартапы в РФ уже защищают свои активы при их создании, используя схему "разработка --> регистрация --> лицензирование"

4. Некоторые современные компании превращают НМА в основной источник стоимости. Например, у Apple соотношение материальных и нематериальных активов составляет ~1:9.

Нематериальные активы — это мощный инструмент для роста бизнеса, но только при правильном оформлении. Грамотное управление НМА не только увеличивает стоимость компании, но и защищает ваши активы от рисков.

В своём телеграм-канале я подробно освещаю темы налогообложения и оптимизации, защиты активов и обеспечения экономической безопасности бизнеса. Там же - показываю практические кейсы.

Начать дискуссию