Почему нематериальные активы - это скрытый ресурс для роста бизнеса
Современный бизнес давно перешагнул границы материальных активов. Разбираем, почему товарные знаки, патенты, программное обеспечение, лицензии и авторские права — становятся одними из ключевых инструментов для увеличения стоимости бизнеса, защиты интеллектуальной собственности и законной налоговой оптимизации.
Меня зовут Даниил Неволин - я налоговый и финансовый консультант бизнесов с годовым оборотом от 150 млн до 4 млрд рублей и географией по всей РФ и за её пределами. Также, управляю капиталом на общую сумму портфеля в 1 млн $.
Кто может быть владельцем нематериального актива и почему это важно?
Собственник бизнеса
Собственник бизнеса имеет полное право зарегистрировать товарный знак на себя как на физическое лицо или ИП, поскольку именно он является создателем бренда и тем, кто обеспечил его коммерческий успех.
Преимущества владения товарным знаком собственником
Монетизация через роялти – владелец может получать доход от использования бренда, передавая права компании за вознаграждение.
Налоговая оптимизация– выплаты за использование товарного знака (роялти) облагаются по соответствующим ставкам НДФЛ (в зависимости от суммы выплат и прогрессивной шкалы НДФЛ) или УСН (при регистрации актива на ИП собственника).
Защита от рисков– если товарный знак принадлежит компании, её финансовые проблемы (банкротство, рейдерский захват) могут лишить вас бренда.
Компания, применяющая товарный знак
Собственником нематериального актива также может являться и сама компания, учитывать его у себя на балансе, тем самым повышая капитализацию и включая амортизацию актива в налог на прибыль
Риски и судебная практика
На текущий момент, в Российской Федерации нет массовой практики переквалификации роялти по аренде товарного знака или иных нематериальных активов в дивиденды.
Однако, есть важное "НО" - только, если товарный знак изначально зарегистрирован на владельца бизнеса. Налоговые органы могут оспорить такую конструкцию (и успешно это делают), если:
- Товарный знак сначала принадлежал компании, а затем был выкуплен собственником по заниженной стоимости, а затем - перевыставлен в адрес этой компании
- Суммы роялти явно завышены и не соответствуют рыночным условиям
Компания «Х» выкупила товарный знак у своего учредителя за 100 тыс. руб., хотя его рыночная стоимость составляла ~5 млн руб. Затем, компания начала отчислять роялти собственнику в размере 30% от выручки. По итогам спора, налоговая признала такие выплаты дивидендами и доначислила налоги. Суды согласились с доводами ФНС России.
Как избежать проблем?
- Регистрируйте товарный знак сразу на себя (физлицо или ИП), в случае если вы хотите быть держателем этого актива и получать роялти от его использования любыми другими компаниями;
- Проводите независимую оценку актива перед установлением справедливой ставки роялти;
- Устанавливайте рыночные ставки роялти (обычно 1-10% от выручки, в зависимости от отрасли);
- Заключайте лицензионный договор с четкими условиями использования актива;
- Регистрируйте лицензионный договор в Роспатенте (вне зависимости от типа лицензии).
Что такое нематериальные активы и как их идентифицировать?
Нематериальные активы (НМА) — идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы
Критерии у нематериальных активов следующие:
Отсутствие материального выражения (нельзя потрогать, но можно оценить);
Использование в производстве или управлении компанией(приносит экономическую выгоду);
Возможность точной идентификации (есть документы, подтверждающие право собственности).
Виды нематериальных активов
Товарные знаки: логотипы, слоганы, фирменный стиль (Coca-Cola, Nike)
Патенты: технологии, изобретения (например, патент на форму iPhone)
Авторские права: программное обеспечение, книги, музыка (Windows, музыкальные треки)
Лицензии: право на использование франшизы (McDonald’s, Starbucks)
Деловая репутация (гудвилл) - разница между рыночной и балансовой стоимостью компании
8 из 10 российских компаний, так или иначе, в процессе своей деятельности создают какие-то новые решения известных проблем. Если у вас есть уникальная технология, софт или бренд, но они не оформлены документально — вы рискуете потерять их в случае спора
Учёт нематериальных активов в балансе
Если вы решили зарегистрировать нематериальный актив на ООО или ИП и хотите учесть его в балансе, то для учета нематериальных активов понадобится следующий пакет документов:
✅ Договор купли-продажи или разработки (если актив приобретался);
✅ Акт приёма-передачи (подтверждает переход права);
✅ Свидетельство о регистрации нематериального актива от Роспатента (если юридисдикция не РФ , то международные патентные бюро)
Оценка стоимости НМА
Для корректной оценки нематериального актива, я всегда рекомендую привлекать независимую экспертную оценку. Искренне не понимаю, почему в текущих условиях к таким компаниям обращаются только в случае судов. Комплексный анализ, как правило, сильно облегчает жизнь и представлен несколькими основыми методами (обобщенно):
1. Рыночный анализ:
- Определение доли рынка;
- Анализ динамики выручки за 3-5 лет (усреднение данных, выявление трендов).
2. Маркетинговый анализ
- Уровень узнаваемости бренда среди целевой аудитории (метрики NPS, LTV и т.д.)
- Присутствие на ключевых площадках: маркетплейсы (Ozon, Wildberries), B2B-порталы, соцсети.
- Эффективность рекламных кампаний (CTR, конверсия, ROI). Например, ROI 300% может увеличить стоимость НМА на 15-20%
3. Финансовый анализ
- Оценка капитализации бизнеса через дисконтирование денежных потоков (DCF), включая доход от НМА.
- Анализ амортизационных отчислений (для патентов — до 10 лет, для ПО — 3-5 лет).
О налоговой оптимизации и налоговом планировании
В Российской Федерации, на текущий момент существуют по сути всего две юридических конструкции, по которым можно безопасно отчислять выплаты, привязанные к % от выручки: аренда нематериальных активов и договор франшизы (коммерческая концессия).
Забавно, что обе конструкции 100 лет в обед используются транснациональными компаниями родом из развитых стран.
Регистрация нематериального актива на собственника бизнеса в качестве физ.лица или ИП и последующая обоснованная экономически сдача в аренду - не единственный способ налогового планирования.
Как уже я указал ранее, регистрация нематериального актива на операционную компанию позволяет в будущем после оценки поставить её на баланс, увеличив этим капитализацию. При этом, затраты, понесенные на регистрацию, создание актива можно учесть в налоге на прибыль организаций, уменьшив тем самым налогооблагаемую базу.
Итак, закрепим. Преимущества активов следующие:
✅ Снижают налог на прибыль организаций (амортизация НМА уменьшает налогооблагаемую базу);
✅ В случае регистрации актива за собственником позволяют ему получать роялти за использование, привязанное к % от выручки (что сильно выгоднее классических дивидендов). При этом - затраты на аренду подлежат включению в учёт и уменьшают налогооблагаемую базу;
✅ Обеспечивают достаточно высокий уровень экономической безопасности при наступлении неблагоприятных обстоятельств
Мировая практика использования НМА
📌McDonald's: эталонная модель франчайзинга через нематериальные активы.
Структура владения активами представлена следующими параметрами:
- McDonald's Corporation владеет ключевыми нематериальными активами (товарными знаками, франшизной системой, патентами на технологии) через специальные юридические лица
- Основные активы зарегистрированы на McDonald's IP Holder LLC (США) и McDonald's International Property Company Ltd (Великобритания)
Механизм работы тут следующий: франчайзи платят роялти 4-5% от выручки за использование:
- Бренда "McDonald's"
- Фирменных рецептур (например, соусов и бургеров)
- Системы управления рестораном (McOpCo).
Попутная налоговая оптимизация выглядит так:
- Роялти поступают в юрисдикции с низкими налогами (например, некоторые оффшорные европейские зоны)
- Эффективная ставка налога McDonald's — около 21% против стандартных 35% в США.
Защита активов:
- Даже при банкротстве франчайзи бренд остается защищенным
- В 2022 году доход от роялти составил $14,1 млрд (40% консолидированной выручки головной компании)
📌Starbucks: глобальная схема трансфертного ценообразования
Ключевые элементы системы. Starbucks UK платит роялти Starbucks Coffee Trading Company (Швейцария) за:
- Использование торговой марки
- Доступ к рецептурам кофейных смесей
- Технологии обжарки зерен.
Ставки роялти:
- ~6% от выручки за бренд
- ~20% от закупочной цены за технологии
Проблемы с налоговыми органами и последствия
В 2015 году ЕС оспорил схему Starbucks, потребовав доплатить €30 млн налогов. Однако компания:
- Сохранила базовую структуру
- Скорректировала ставки роялти до рыночных уровней
- Создала дополнительные R&D-центры в Европе для обоснования затрат
📌 Российские кейсы: "Яндекс"
До недавних событий, а также до совершения M&A сделок, структура владения в разрезе нематериальных активов выглядела следующим образом:
- Товарные знаки и ПО принадлежали ООО "Яндекс.Интеллектуальные Собственности" (Кипр)
- Российские операционные компании платили роялти 7-12%
Налоговые преимущества:
- Существенное снижение налога на прибыль организаций
- Защита активов от возможных санкций
Однако, есть и особенности:
- Структурами разработана система внутреннего трансфертного ценообразования
- Ежегодные платежи превышают ₽15 млрд
Современные тренды нематериальных активов
Говоря, о трендах, следует отметить не только российский рынок. На текущий момент сложилась практика регистрации НМА в специальных зонах (например: Мальта, Кипр, Нидерланды).
Nike использует "Нидерландский инновационный бокс" со ставкой налога 7% и там регистрирует нематериальные активы
Тем временем, Tesla к апрелю 2023 года зарегистрировала около 3404 патентов по всему миру (а только за 2023 год - 580), а Alibaba группирует патенты через Alibaba Cloud Intelligence.
А что в России?
Всем известных российских примеров не так уж и много, именно те что были бы на слуху. Поэтому не думайте, что то, что я рассказываю относится лишь к огромным компаниями и транснациональным холдингам. Нет, все сильно проще.
Огромное количество российских компаний в настоящий момент регистрируют нематериальные активы. Ситуация настолько быстро развивается, что сроки регистрации нематериального актива в зависимости от сложности в Роспатенте составляет до 18 месяцев.
Усредненный срок регистрации также продолжает активно расти (по собственной статистике) и перевалил уже за 10 месяцев (раньше были прецеденты регистрации и за 2-3 месяца).
Не смотря на это, в России практика регистрации нематериальных активов и их последнующая аренда/постановка на баланс растёт и продолжит развиваться.
Поэтому, ключевое что следует понять - у вас есть возможность использовать этот инструмент и для этого не нужно быть огромной компанией.
Выводы по материалу
1. Практика использования нематериальных активов давно существует в развитых странах, активно развивается в РФ.
2. Малый и средний бизнес тоже может пользоваться этим иструментом и раскрывать потенциал своего бизнеса
3. Стартапы в РФ уже защищают свои активы при их создании, используя схему "разработка --> регистрация --> лицензирование"
4. Некоторые современные компании превращают НМА в основной источник стоимости. Например, у Apple соотношение материальных и нематериальных активов составляет ~1:9.
Нематериальные активы — это мощный инструмент для роста бизнеса, но только при правильном оформлении. Грамотное управление НМА не только увеличивает стоимость компании, но и защищает ваши активы от рисков.
В своём телеграм-канале я подробно освещаю темы налогообложения и оптимизации, защиты активов и обеспечения экономической безопасности бизнеса. Там же - показываю практические кейсы.