Регулирование криптоактивов 2025: главные выводы из гайда PwC

В апреле PwC выпустила новый обзор по регулированию криптоактивов в более чем 50 странах. Да, немного запоздало публикую эту статью, но, думаю, материал все еще супер актуальный.

Этот гайд - 100% must read как для тех, кто мониторит законодательные изменения в индустрии, так и для тех, кто только начал погружаться в тему.

Основные поинты:

1. Движение в сторону большей определенности

Регуляторный прогресс за последний год стал переломным для криптоиндустрии. Крупные юрисдикции и международные организации постепенно переходят от неопределенности к четким правилам игры. Страны активно ищут подходы к регулированию, балансируя между enforceable и business-friendly подходами. Многие стремятся стать глобальными или региональными инфлюэнсерами в сфере крипторегулирования, что подтверждается внушительным количеством дедлайнов, которые страны установили для принятия новых законов, регламентов и разъяснений (около 10% всего гайда - это таймлайны по разным юрисдикциям).

2. Разные страны - разные определения / и бесконечное число аббревиатур

Подходы к правовому определению криптоактивов по-прежнему сильно различаются по странам. Одни регуляторы вводят общее широкое понятие, охватывающее все виды «цифровых» или «виртуальных» активов как финансовых инструментов, другие - делят их на более узкие категории в зависимости от экономической сути токена (подход «substance over form»). В разных юрисдикциях используются десятки терминов - от «digital assets» и «virtual assets» до «digital settlement assets» и «crypto-assets». При этом суть почти везде одна: попытка охватить как можно более широкий спектр токенов, пусть и разными методами.

Что касается названий регламентов, законов и наименований регулирующих органов - если вы только начинаете разбираться в теме, без глоссария не обойтись.

3. Классификация - отправная точка регулирования

Почти все новые законопроекты и нормативные акты в сфере криптоактивов начинаются с одного - определения, что считается криптоактивом и какие токены подлежат регулированию. Это ключевой момент: от классификации зависит, какие правила, лицензии и надзорные органы будут применяться к конкретному активу.

Подходы варьируются:

ЕС (MiCA): выделяет и регулирует следующие категории криптоактивов - e-money tokens (EMT), asset-referenced tokens (ART), алгоритмические стейблкоины, utility tokens, а также significant tokens - токены с системной значимостью.

США: подход к классификации остаётся фрагментированным. В 2023 году суд Южного округа Нью-Йорка предложил новый подход - определять, является ли актив ценной бумагой, в зависимости от типа транзакции. При этом SEC продолжает опираться на тест Хауи. Сейчас на рассмотрении находится законопроект Digital Asset Market Structure and Investor Protection Act, который может унифицировать федеральные и региональные подходы.

Великобритания: пока отсутствует финализированная классификация. 7 мая опубликован проект Financial Services and Markets Act 2000 (Cryptoassets) Order 2025, который предлагает три категории: (1) qualifying cryptoassets, (2) qualifying stablecoins, (3) specified investment cryptoassets. Документ пока на стадии обсуждения.

4. Лицензирование становится стандартом

Как правило основным форматом регулирования рынка становится выдача и контроль лицензий. В ЕС поставщики криптоуслуг должны будут получить одобрение регулятора (лицензию) по правилам MiCA, а Великобритания и Гонконг разрабатывают собственные лицензионные режимы для криптобирж и кастодианов. В Гонконге, например, в конце 2024 года представлен законопроект о стейблкоинах, который обяжет всех эмитентов стейблкоинов, привязанных к фиатной валюте, получать лицензию Управления денежного обращения (HKMA). В то же время в США, пока нет единой федеральной лицензии, компании вынуждены пользоваться штатными разрешениями - например, лицензией BitLicense в штате Нью-Йорк или money transmitter license – что не супер удобно при маштабировании бизнеса на национальный рынок.

5. Усиление мер против отмывания денег (AML)

В 2023-2024 гг. регуляторы значительно расширили применение требований финансового мониторинга к операциям с криптоактивами. В 2024 году заметно выросло количество принудительных мер в отношении криптокомпаний: OFAC, CFTC и NYDFS сосредоточились на нарушениях санкционного законодательства, слабых процедурах идентификации клиентов и уязвимостях в области кибербезопасности. Эти же регуляторы распространили требования AML и Закона о банковской тайне (BSA) на более широкий круг участников: от DeFi-платформ и кошельков до майнеров и валидаторов. Аналогичная тенденция наблюдается в ЕС и Великобритании -регуляторы все яснее дают понять, что AML-комплаенс в криптоиндустрии должен соответствовать стандартам традиционного финансового сектора.

6. Защита инвесторов и рыночная целостность

Регуляторы вводят новые меры, чтобы предотвратить злоупотребления на крипторынке и усилить защиту клиентов. В Великобритании, с октября 2023 года в силу вступили жесткие требования к рекламе и продажам криптоактивов: фирмы, продвигающие криптоинвестиции для британских потребителей, должны быть зарегистрированы в FCA (Управлении финансового надзора) и соблюдать ряд правил. В их числе - понятные предупреждения о рисках, запрет на стимулирующие бонусы и даже «пауза на размышление» минимум 24 часа для новых инвесторов перед первым вложением. Подобные меры призваны оградить розничных пользователей от необдуманных решений и мошенничества. Аналогичный фокус наблюдается и в ЕС: MiCA требует от эмитентов токенов публикации подробных whitepapers с описанием проекта, рисков, прав держателя и раскрытием информации об эмитенте. Это делает инвестиционные решения более осознанными и снижает информационный дисбаланс между проектом и инвестором.

7. Интеграция криптоактивов в традиционные рынки

Эта общая тенденция, которая просматривается через все принятые или обсуждаемые законы - регуляторы начинают адаптировать законодательство так, чтобы вписать криптоактивы в существующую финансовую систему. В США, например, рабочая группа по цифровым активам при регуляторах готовит рекомендации, которые позволят шире применять токенизированные ценные бумаги в рамках действующего законодательства о рынках капитала. Ожидается, что появится больше ясности для выпуска цифровых аналогов реальных активов (Real-World Assets) и их обращения под надзором SEC/CFTC. Это, в свою очередь, открывает дорогу для внедрения блокчейн-технологий на традиционных биржах и у брокеров, сокращая время расчетов и повышая эффективность рынков капитала. Таким образом, грамотное регулирование не только снижает риски, но и создает условия для инноваций, объединяя криптоиндустрию с классическими финансами.

Итого, регулирование криптоиндустрии меняется быстро, но при этом по-настоящему всеобъемлющих законодательных актов, кроме MiCA, пока не появилось. Большинство стран идут поэтапно - выбирая один сегмент (например, лицензирование, stablecoins или AML) и начиная с него. Однако дедлайны стоят практически у всех, и гонка за регуляторное лидерство уже идет.

Из последних майских новостей:

В Великобритании опубликован предфинальный проект закона, регулирующий криптоактивы, включая стейблкоины (Financial Services and Markets Act 2000 (Cryptoassets) Order 2025). А в США 7 мая Сенат отклонил законопроект GENIUS Act, который должен был создать федеральную нормативную базу для стейблкоинов. Хотя инициатива изначально имела двухпартийную поддержку, она натолкнулась на критику демократов из-за конфликта интересов - в частности, участия семьи президента в запуске собственного стейблкоина USD1 и привлечения инвестиций в $2 млрд из фонда ОАЭ.

PwC в своём гайде не раз подчёркивает, что именно США могут стать поворотной точкой в формировании глобального регулирования криптоактивов. Но такие повороты, кажется, вполне могут лечь в основу нового сезона «Карточного домика».

6
Начать дискуссию