Суд запретил Сберу выбивать долги с помощью ИИ

Арбитражный суд Республики Башкортостан в решении от 15 мая 2025 года дал оценку автоматизированному взысканию долгов с помощью искусственного интеллекта. Сбер получил штраф за то, что взыскивал просроченную задолженность не только "традиционными" звонками, но и роботизированным коллектором, выдававшим себя за сотрудника банка и даже понимающим речь собеседника.

Суд запретил Сберу выбивать долги с помощью ИИ

Что не понравилось суду

В ходе взаимодействия по поводу просроченной задолженности по абонентскому номеру телефона с использованием робота-коллектора должник или третье лицо не подозревают, что диалог происходит не с человеком сотрудником ПАО "Сбербанк России", а с компьютерной программой, имеющей признаки искусственного интеллекта, которая при этом выдает себя собеседнику за человека, задает третьему лицу вопросы, на которые получает ответы, а также воспринимает произносимую в ответ речь, то есть ведет себя как человек.

Цитата из текста решения по делу №А07-26420/23 (11 стр)

Согласно решению суда, использование ИИ для взыскания задолженности является «иным способом взаимодействия», который не предусмотрен законом без предварительного письменного согласия клиента в то время как федеральный закон №230-ФЗ ограничивает способы взаимодействия с должниками. В суде установили, что банк не получил от должника отдельного письменного согласия на использование автоматизированных звонков, что и стало причиной административного правонарушения.

Более того, суд подчеркнул, что систематические автоматизированные звонки могут расцениваться как форма психологического давления, что нарушает принципы добросовестности и разумности, установленные законодательством.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.

ПАО "Сбербанк России"... своими действиями оказало психологическое давление на должника, злоупотребило своим правом на осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности...

Цитата из текста решения по делу №А07-26420/23

Решение суда

Суд признал действия Сбербанка неправомерными, указав на отсутствие письменного соглашения об использовании автоматизированных звонков и оставил в силе наказание, снизив при этом штраф с первоначально назначенных 50 000 до 25 000 рублей. С решением можно ознакомиться здесь.

Делюсь новостями из мира ИИ в сфере права, а также результатами моих экспериментов по использованию нейросетей в юридической работе в моем ТГ-канале.

4
2
3 комментария