Суд запретил Сберу выбивать долги с помощью ИИ
Арбитражный суд Республики Башкортостан в решении от 15 мая 2025 года дал оценку автоматизированному взысканию долгов с помощью искусственного интеллекта. Сбер получил штраф за то, что взыскивал просроченную задолженность не только "традиционными" звонками, но и роботизированным коллектором, выдававшим себя за сотрудника банка и даже понимающим речь собеседника.
Что не понравилось суду
В ходе взаимодействия по поводу просроченной задолженности по абонентскому номеру телефона с использованием робота-коллектора должник или третье лицо не подозревают, что диалог происходит не с человеком сотрудником ПАО "Сбербанк России", а с компьютерной программой, имеющей признаки искусственного интеллекта, которая при этом выдает себя собеседнику за человека, задает третьему лицу вопросы, на которые получает ответы, а также воспринимает произносимую в ответ речь, то есть ведет себя как человек.
Согласно решению суда, использование ИИ для взыскания задолженности является «иным способом взаимодействия», который не предусмотрен законом без предварительного письменного согласия клиента в то время как федеральный закон №230-ФЗ ограничивает способы взаимодействия с должниками. В суде установили, что банк не получил от должника отдельного письменного согласия на использование автоматизированных звонков, что и стало причиной административного правонарушения.
Более того, суд подчеркнул, что систематические автоматизированные звонки могут расцениваться как форма психологического давления, что нарушает принципы добросовестности и разумности, установленные законодательством.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 230-ФЗ при осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны действовать добросовестно и разумно.
ПАО "Сбербанк России"... своими действиями оказало психологическое давление на должника, злоупотребило своим правом на осуществлении действий, направленных на возврат просроченной задолженности...
Решение суда
Суд признал действия Сбербанка неправомерными, указав на отсутствие письменного соглашения об использовании автоматизированных звонков и оставил в силе наказание, снизив при этом штраф с первоначально назначенных 50 000 до 25 000 рублей. С решением можно ознакомиться здесь.
Делюсь новостями из мира ИИ в сфере права, а также результатами моих экспериментов по использованию нейросетей в юридической работе в моем ТГ-канале.