Разбираемся с новым Discussion Paper 25/1: предложения FCA по регулированию криптоактивов в Великобритании

Разбираемся с новым Discussion Paper 25/1: предложения FCA по регулированию криптоактивов в Великобритании

В начале мая Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Financial Conduct Authority - FCA) опубликовало Discussion Paper DP25/1, которое закладывает основу для регулирования криптоактивов в UK.

Что такое Discussion Рaper?

Это формат диалога между регулятором и отраслью - документ, составленный FCA и содержащий концептуальные предложения, возможные подходы к регулированию и вопросы для обсуждения с участниками рынка.

DP может быть привязано к конкретному законодательному акту или носить самостоятельный характер, когда регулятор инициирует дискуссию по новой или слабо урегулированной теме.

Цель DP - получить обратную связь от участников рынка до разработки финальных регуляторных требований. Это позволяет сделать будущие правила более адаптированными к практике.

Почему юристам (а может и бизнесу, который вовлекается в вопросы лицензирования/ комплаенса) имеет смысл читать DP?

Во время чтения поначалу я ловила себя на мысли, какой смысл? Возможно проще дождаться публикации финального принятого закона, разжевать его для себя и написать обзор по нему, а не тратить время на промежуточные форматы.

Но углубляясь в текст, я поняла две вещи. Во-первых, все же это крутой формат законотворчества, когда регулятор не просто выкатывает на общественное обозрение проект закона и даже не просто просит его оценки/ предложений, а он оформляет отдельный документ, в котором объясняет логику своих решений и задает прямые вопросы рынку. Это попытка создать не просто инструмент надзора и контроля, а закон, который будет работать в интересах рынка. Это, конечно, не гарантия исключительного результата, но само наличие такой попытки уже показатель зрелости.

Во-вторых, чтение таких документов дает то, что сложно измерить - интуитивное понимание логики регулятора. После выхода закона ты уже не просто будешь «читать нормы», а чувствовать, зачем они такие, какие риски они закрывают, как эти нормы будут развиваться, и как строить лицензирование или комплаенс так, чтобы не идти вслепую. По крайне мере, думаю, это оказывает влияние на качество работы в лучшую сторону.

И, наконец, для юриста из России такой формат - сам по себе знак того, что зрелое право может существовать, и ты это ценишь (просто факт существования такого формата хоть где-то), и неважно приводит ли он к идеальным результатам. Просто это индикатор уважения к рынку и его участникам, и это ценно.

В этом DP FCA предлагает обсудить регулирование (1) крипто-торговые платформы (cryptoassets trading platforms (CATPs)), (2) крипто-посредники (cryptoassets intermediaries), (3) кредитование и заимствование в криптоактивах, (4) staking, (5) DeFi.

Регулирование CAPTs

Казначейство предлагает официально считать регулируемой деятельность тех платформ, которые позволяют разным людям или компаниям размещать заявки на покупку и продажу криптоактивов, и обеспечивают заключение сделок между ними.

Основные предложения по регулированию CATPs:

1. Регистрация компании в UK

FCA предлагает две возможные модели выхода иностранных компаний на рынок Великобритании:

(a) создание дочерней компании в UK,

(b) или связка из UK-филиала и UK-дочерней компании.

Создание дочернего юрлица - предпочтительный вариант: оно подпадает под юрисдикцию британского права и обеспечивает защиту розничных клиентов. Гибридная модель позволяет выполнять торговые операции через филиал, а клиентское сопровождение (онбординг, работа с деньгами, e-money) - через локальную дочку, находящуюся под надзором FCA.

Примечание: в DP приведена схема с разделением функций между филиалом и дочерним юрлицом.

Разбираемся с новым Discussion Paper 25/1: предложения FCA по регулированию криптоактивов в Великобритании

2. Запрет на произвольное управление ордерами

Операторы CATPs должны работать по заранее установленным, единым и недискриминационным правилам. У них не должно быть усмотрения в том, как, когда и при каких условиях исполняются ордера. Это гарантирует равное обращение со всеми заявками.

Заметка: ордер - это заявка пользователя на покупку или продажу криптоактива.

3. Предотвращение конфликта интересов (общий подход)

FCA предлагает запретить операторам CATPs:

◯ совершать сделки от своего имени на платформе (как principal),

◯ торговать криптоактивами вне платформы, если это может повлечь конфликт интересов.

FCA также обеспокоено ситуациями, когда аффилированные лица оператора торгуют на той же платформе. Предлагается проработать механизмы управления такими рисками.

4. Повышенные стандарты для рискованных операций

Если CATP допускает розничных клиентов, алгоритмическую торговлю или маркетмейкинг, FCA предлагает ужесточить требования к таким платформам.

В частности:

◯ использовать аналогичные UK MiFID меры к алгоритмической торговле (системы контроля, лимиты, тестирование и мониторинг),

◯ обязать операторов CATPs идентифицировать маркетмейкеров, раскрывать их связи и заключать с ними формальные соглашения.

Заметка:

маркетмейкеры – это участники, создающие ликвидность за счет постоянных заявок на покупку и продажу актива.

алгоритмические трейдеры – это те, кто использует ботов или автоматические стратегии для торговли без ручного участия.

5. Конфликт интересов – оператор/эмитент

FCA предлагает обязать CATPs устранять или, если невозможно – эффективно управлять конфликтами интересов, особенно если:

◯ оператор сам выпускает (или связан с эмитентом) криптоактивов, торгующихся на его платформе.

Регулятор запрашивает мнение рынка:

◯ нужно ли запрещать CATP быть эмитентом собственных токенов;

◯ как контролировать ситуацию, если аффилированная компания оператора выпускает криптоактив, допущенный к торгам на платформе.

6. Прозрачность

CATPs должны соблюдать до- и послеторговую прозрачность, включая:

◯ публичный, недискриминационный доступ к данным книги ордеров (order book),

◯ публикацию информации о сделках после их исполнения.

7. STOR (Suspicious Transaction and Order Report / отчет о подозрительных сделках и заявках)

Операторы CATPs и крипто-посредники не будут обязаны подавать в FCA отчеты о подозрительных сделках (STOR).Однако они будут обязаны вести полные записи по операциям и предоставлять их регулятору по запросу.

Crypto-intermediaries / крипто- посредники

В DP под крипто-посредниками понимаются лица, которые:

1. совершают сделки с квалифицированными криптоактивами от своего имени (как principal),

2. совершают сделки от имени клиента (как agent),

3. организуют сделки между другими участниками (то есть действуют как arranger).

FCA предлагает ввести ряд требований к посредникам, совершающим сделки с криптоактивами – как от своего имени, так и от имени клиента.

1. Best execution – обязанность добросовестного исполнения Посредники будут обязаны обеспечивать наилучший возможный результат для клиента при исполнении его ордера. Это потребует:

◯ сбора и анализа рыночных данных,

◯ наличие процедур, позволяющих документально подтвердить, что сделка соответствует принципу best execution.

Для розничных клиентов этот принцип должен применяться всегда и учитывать общую стоимость сделки (включая комиссию и проскальзывание).

2. Обработка ордеров

Посредники должны внедрить процедуры, обеспечивающие быстрое, справедливое и беспристрастное исполнение клиентских заявок (включая алгоритмы сортировки и приоритезации ордеров).

3. Прозрачность до и после сделки

Если посредник действует как принципал (от своего имени), он должен:

◯ публиковать детали сделок в максимально приближенном к реальному времени режиме,

◯ а также раскрывать котировки до заключения сделки (pre-trade transparency).

4. Раскрытие роли и ведение записей

Посредники должны заранее уведомлять клиента:

◯ в какой роли они действуют (как агент или принципал),

◯ если сделка будет совершена вне торговой платформы - и объяснять, какие риски это влечет. Также потребуется вести полные журналы всех операций и взаимодействий с клиентами.

5. Принцип Consumer Duty

FCA планирует распространить на крипто-посредников нормы Consumer Duty – об обязанности действовать в интересах розничного клиента и обеспечивать «положительный результат» (good outcomes). В частности, посредники должны будут:

◯ помогать клиентам принимать осознанные решения,

◯ обеспечивать понятность продуктов и рисков.

Кредитование и заимствование в криптоактивах

(a) кредитование криптоактивов

Это модель, при которой владелец криптоактивов передает их третьей стороне – физическому лицу, компании или платформе. Передача происходит по договору, согласно которому владелец получает доход или вознаграждение, а затем – эквивалентную стоимость активов обратно в конце срока.

(b) заимствование криптоактивов

В этом случае заёмщик (физлицо, юрлицо или платформа) получает криптовалюту или фиат с обязательством вернуть её с процентами или комиссиями в соответствии с условиями договора.

Из-за высокой степени риска для неквалифицированных потребителей, FCA предлагает запретить предоставление таких услуг розничным клиентам – по крайней мере, до выработки надёжных механизмов защиты. Тем не менее, FCA допускает возможность допуска розницы в будущем – если удастся снизить риски до приемлемого уровня.

Возможные требования (на базе Consumer Credit Code – CONC)

FCA рассматривает возможность введения следующих обязательств для платформ и кредиторов:

  • оценка кредитоспособности клиента перед предоставлением займа;
  • применение принципов уступчивости (forbearance) – например, в случае просрочек или трудностей клиента;
  • оценка уместности услуги для конкретного клиента;
  • обязательное получение явного согласия на определённые условия;
  • улучшение понимания рисков через более простые и прозрачные описания услуг;
  • ограничения на использование активов – например, допуск только квалифицированных стейблкойнов для кредитных операций.

Staking

Стекинг – это способ получать доход от криптовалюты: пользователь блокирует свои токены в блокчейне, участвует в подтверждении транзакций и получает за это вознаграждение, обычно в виде новых токенов. Грубо говоря, это похоже на вклад – только ты не отдаёшь деньги банку, а замораживаешь их в сети. Но гарантии возврата или доходности нет – возможна как прибыль, так и потеря актива.

Как и в других разделах, FCA делает акцент на рисках для розничных клиентов, особенно связанных с потерей активов и недостаточным пониманием сути операций. Регулятор предлагает ввести правила, направленные на снижение ключевых рисков.

1. Технологические риски

FCA предлагает ввести ответственность компаний за финансовые потери розничных клиентов, если такие потери стали результатом недооценки технологических или операционных рисков, включая зависимости от подрядчиков и сторонних провайдеров.

2. Недостаточное понимание клиентом

Компании будут обязаны:

◯ получать явное согласие клиента перед стекингом – на объём активов, условия выплаты, комиссии, доходность, порядок возврата и другие условия;

◯ предоставлять key features document – ключевой информационный документ с основными характеристиками и рисками продукта, включая факт возможной передачи права собственности на актив.

3. Риски защиты активов (safeguarding)

FCA планирует обязать компании:

◯ разделять кошельки клиентов и собственные активы,

◯ поддерживать точный и актуальный учёт застейканных активов,

◯ регулярно проводить сверки данных и аудит таких активов.

В целом, FCA только приступило к анализу рисков и возможных опций по их регулированию, так что в части стекинга еще будут дополнительные разъясняющие материалы.

DeFi

В этом DP нет конкретных правил, применимых к децентрализованным финансам (DeFi), FCA только объясняет свой подход и логику. FCA планирует опубликовать отдельные рекомендации и на первом этапе запрашивает мнение участников рынка – как можно оценивать степень централизации и децентрализации, и какие рыночные практики могут способствовать соблюдению регуляторных требований.

Основной посыл FCA: даже если по-настоящему децентрализованные проекты DeFi не подпадают под действие текущего проекта нормативного акта, регулятор намерен добиваться одинаковых результатов регулирования для одинаковых видов деятельности, вне зависимости от формы организации.

Что дальше?

После каждого блока DP FCA оставил список вопросов – не риторических, а вполне конкретных. Регулятор ждет обратной связи от рынка до 13 июня 2025 года, чтобы учесть её при подготовке следующего документы – consultation paper с проектом новых правил.

Сам по себе формат DP – это не просто промежуточный этап. Это инструмент осознанной саморефлексии регулятора и одновременно способ вовлечь рынок в процесс формирования правил. Такой подход даёт возможность не просто «ждать закон сверху», а влиять на его содержание и добиваться баланса между интересами регулятора и практическими реалиями отрасли.

2
Начать дискуссию