Декретный отпуск — это не отпуск и не время отдыха по мнению судов Краснодарского края
На первый взгляд это дело казалось мне максимально простым.
Мой Клиент заключил договор по программе «Земский доктор». Суть сделки в том, что Минздрав выплачивает врачу 1 млн. рублей, а врач взамен обязуется в течение 5 лет проработать в больнице г. Горячий Ключ.
При расторжении договора, врач обязан вернуть Министерству часть денежных средств пропорционально неотработанному периоду.
А теперь важный нюанс: в договоре черным по белому написано, что время отдыха и отпуска (ст. ст. 106, 107 ТК РФ) входят в отработанное время.
За время действия договора моя Доверительница брала отпуск по беременности и родам, а затем — отпуск по уходу за ребенком.
Минздрав обратился в суд и попросил взыскать с моего Клиента денежные средства и неустойку за период нахождения в декрете.
На этом этапе начинается самое интересное.
Я подготовил возражения, где указал, что по договору время отдыха и отпуска входят в отработанное время, а значит Минздраву следует отказать в удовлетворении иска.
На чем была построена наша защита:
◾ Указал, что по закону (ст. 256 ТК РФ) декретный отпуск засчитывается не только в трудовой стаж, но и в стаж работы по специальности, а значит этот период входит в отработанное время;
◾ Разъяснил, что отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком — это разновидности отпуска и время отдыха, как следует из Приказа Роструда и самих гипотез (названий) статей;
◾ Сослался на то, что по своей юридической природе данная сделка — это договор присоединения, а значит суд должен учитывать изначальный диспаритет (неравенство) переговорных возможностей сторон и все спорные пункты договора толковать в пользу моего Клиента;
◾ Ну и наконец привел в качестве примера судебную практику апелляционного суда, где в аналогичном споре в договоре было прямо указано, что декретный отпуск не входит в отработанное время, но суд признал, что данный пункт противоречит трудовому законодательству и отказал Минздраву в удовлетворении иска.
К сожалению, судью это не впечатлило. Она вынесла решение и полностью удовлетворила исковые требования Минздрава. Самое забавное, что в самом решении было указано:
«отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком не относятся к предусмотренному законом времени отдыха»
Вдобавок к этому судья проигнорировала мое ходатайство о снижении неустойки и забыла огласить взыскание судебных расходов в виде госпошлины с моего Доверителя. Хорошо, что у меня есть привычка каждое судебное заседание записывать на диктофон и фиксировать такие нарушения.
Разумеется, мы с таким решением не согласились и подали апелляционную жалобу в Краснодарский краевой суд, где я в очередной раз призывал толковать договор буквально и доказывал, что отпуск — это отпуск. Тщетно.
Маленькой победой стало то, что решение суда I инстанции отменили в части взыскания неустойки и госпошлины. В этих требованиях было отказано.
Свои ощущения от самого судебного процесса я напишу позже.
Вывод: в странное время мы с вами живем. С одной стороны нас призывают заводить семьи, растить детей и выводить страну из демографического кризиса, а с другой — максимально изворачивают закон для пополнения казны.