Парадокс банковской системы, или как бороться с незаконными требованиями банка

Меня зовут Эрика Снитко, я практикующий юрист с более 20-летним опытом, состою в Ассоциации юристов России, постоянно учусь и повышаю свою квалификацию. Веду одноименный Telegram-канал и работаю онлайн.

Сегодня делюсь с Вами историей моего клиента. Когда он ко мне обратился со своей ситуацией, которую иначе как абсурдной, назвать нельзя, у меня был только один вопрос:

Операционисты, обслуживающие клиентов, читают хотя бы сайт своего банка?

Ситуация моего клиента:

У ребенка в банке открыт обезличенный металлический счет. Ребенку 16 лет. Банк отказал в проведении операции по счету, затребовав согласие органа опеки и попечительства. При том, что в банке вместе с ребенком присутствовал его законный представитель - один из родителей.

Как должно быть?

Если ребенок не достиг возраста 14 лет, то необходимо согласие законного представителя, т.е. родителя, опекуна или попечителя, и согласие органа опеки и попечительства.

Если ребенок старше, т.е. в возрасте с 14 до 18 лет, необходимо согласие только законного представителя. Так говорит закон (ст. 26, 28, 37 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, закон говорит нам, что банк обязан был обслужить ребенка в возрасте 16 лет при том, что согласие родителя имеется.

Решение проблемы

На месте была написана претензия.

В ответ банк прислал все то же требование: предоставьте согласие органа опеки и попечительства.

Ответ банка на претензию
Ответ банка на претензию

В чем парадокс ситуации?

На сайте банка в разделе часто задаваемых вопросов прямо указано, что ребенок в возрасте с 14 до 18 лет распоряжается счетом с согласия только законного представителя.

Информация на сайте банка
Информация на сайте банка

Способы борьбы с незаконными требованиями банка

Клиент имеет право обратиться:

✔В Центральный банк РФ (посредством направления жалобы почтой России, курьерской службой или электронно через интернет-приемную на сайте ЦБ).

✔ Финансовому уполномоченному (рассматривает жалобы имущественного характера, если сумма требований не превышает 500 000 руб.). Обратиться можно через официальный сайт финансового уполномоченного.

✔ В Роспотребнадзор (если нарушены права потребителя финансовых услуг: на получение информации, на отказ от услуги, на предусмотренные договором выплаты и пр.). Обратиться можно лично, направить жалобу по почте или электронно.

✔ И конечно же, действие закона о защите прав потребителей в данной ситуации никто не отменял. В случае, ели клиент банка докажет, что банк незаконно отказал в обслуживании, он имеет право потребовать в суде взыскания компенсации морального вреда, возмещения убытков, причиненных из-за разницы курса металлов, а также взыскания штрафа.

  • Истцом в данном случае будет несовершеннолетний ребенок, а его законным представителем - родитель.
  • Иски о защите прав потребителей подаются по месту жительства истца и не облагаются госпошлиной.

Вывод:

Не всегда специалисты в банке достаточно квалифицированы. Но знание своих прав позволяет сберечь свои нервы, время, а зачастую и деньги.

Почему стоит следить за моим каналом в Telegram?

Мой канал в Telegram – это не просто источник информации, это возможность увидеть, как я работаю, и понять, что я – живой человек, который действительно разбирается в своей области.

Авторский контент. Я делюсь своими знаниями, разбираю реальные кейсы, даю советы и объясняю сложные юридические вопросы простым языком. Вы не найдете здесь бездумного копирования статей из интернета.

Обратная связь. Я всегда открыта для вопросов и обсуждений. Если у Вас есть тема, которая Вас интересует, напишите мне, и я постараюсь осветить ее в одном из постов.

Полезные советы. На канале я регулярно публикую рекомендации, которые помогут Вам избежать типичных ошибок и защитить свои права.

Подписавшись на мой канал, Вы сможете не только получать полезную информацию, но и лучше понять, как я работаю. Это поможет Вам принять осознанное решение, если Вы решите обратиться за юридической помощью ко мне.

Начать дискуссию