Как сохранить контроль над российской компанией?

Как не заблудиться между опционами и опционными договорами.

Благодаря реформе гражданского законодательства в России появились многие способы корпоративного контроля, также формируется судебная практика, которая позволяет оценивать предсказуемость и надежность тех или иных юридических обязательств. В то же время гражданские договоры необходимо оценивать с точки зрения тенденций российского антисанкционного законодательства, которое, помимо всего прочего, достаточно сложное и фрагментарное.

В статье разберем некоторые инструменты корпоративного контроля, а также напомним о том, чего ждать компаниям из недружественных стран.

Команда SKP Group
Команда SKP Group

Понятие корпоративного контроля

Корпоративный контроль — это совокупность юридических механизмов, обеспечивающих возможность эффективного управления деятельностью организации и защиты прав акционеров. Для российских компаний, находящихся под контролем иностранных инвесторов, этот аспект приобретает особое значение ввиду различий правовых систем разных стран.

Контроль иностранного капитала обычно предполагает владение акциями (для акционерных обществ - АО), долями участия (для обществ с ограниченной ответственностью - ООО), но может осуществляться через корпоративный договор или иными способами, позволяющими оказывать влияние на принятие решений в компании. В последних случаях часто можно наблюдать различные инструменты, обеспечивающие интересы контролирующего лица - опционы, залоги акций/долей, особые положения в Уставах и пр.

Основные формы контроля иностранных компаний

Прямой контроль осуществляется путем приобретения крупных пакетов акций или долей в уставном капитале российской компании. Такой вид контроля позволяет иностранным инвесторам непосредственно влиять на стратегию развития предприятия, назначать руководство и контролировать финансовые потоки. В случаях прямого контроля обычно достаточно донастроить Устав компании и заключить корпоративный договор.

Прямой контроль часто не всегда возможен из-за позиции бизнес-окружения иностранной компании. Например, даже если иностранная компания зарегистрирована в дружественной стране (например, на территории материкового Китая), она может торговать с компаниями из США, которые требуют от неё принять обязательства не работать в России и с российскими компаниями. Часто иностранные банки требуют иностранную компанию подписать обязательства о том, что компания не будет работать с российским бизнесом. На практике, например, так одно время поступал гонконгский банк “China Construction Bank” по отношению к компаниям, которые хотели открыть там счет. В итоге в таких ситуациях компания может присутствовать в России только путем косвенного контроля. Косвенный контроль характеризуется тем, что иностранная компания не участвует в уставном капитале, но так или иначе управляет российской компанией. Такое управление может выражаться в назначении “своего” генерального директора, а может - в оказании влияния на принятие тех или иных решений. Поскольку у инвестора нет прямого участия, то для обеспечения его интересов нужны дополнительные документы. Обычно это опцион (для ООО), договор эскроу (для АО), корпоративный договор, особые положения в Уставе, соглашения о залоге долей/акций и пр. В таких случаях при возникновении корпоративного конфликта иностранных инвестор может как минимум отстоять свои права в суде, а как максимум - получить прямой контроль над акциями или долями во внесудебном порядке, то есть через регистратора и нотариуса соответственно.

Законодательство России о контроле иностранных компаний

Российское законодательство предусматривает ряд мер, направленных на защиту национального рынка от чрезмерного вмешательства иностранных игроков. Ключевыми инструментами являются Федеральный закон “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства” от 29.04.2008 №57-ФЗ, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», а также антисанкционные нормативные акты (Федеральный закон от 04.06.2018 №127-ФЗ “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и многочисленные Указы Президента РФ). Так, ФЗ №57 в ст. 6 устанавливает 50 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Интересный факт

В перечень по ФЗ №57 входит не только вполне ожидаемые виды деятельности (например, производство вооружения и военной техники), но и, например, рыболовство. Поэтому иностранным инвесторам необходимо всегда сверяться с ФЗ №57. Иностранные инвесторы могут владеть компаниями, которые имеют стратегическое значение, но для приобретения контроля им нужно получить разрешение. Конкретные проценты долей участия в уставном капитале и прочие случаи, при которых нужно разрешение (то есть точное понятие контроля) установлены в ФЗ №57, и зависят от многих обстоятельств - прямой это контроль или косвенный, если косвенный, то как именно, чем конкретно занимается стратегическое предприятие и пр.

Антисанкционное законодательство РФ начало активно развиваться после возвращения Крыма в Российскую Федерацию, и это законодательство необходимо иметь в виду не только компаниям из недружественных стран, но часто и обычным иностранным инвесторам, из вполне дружественных стран. Причина в том, что, как было сказано выше, иностранные инвесторы при работе с Россией часто предпочитают скрывать реальных бенефициаров. Юрисдикции, которые традиционно скрывают инвесторов (Кипр, BVI), после вступления в силу Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р стали недружественными. А те дружественные юрисдикции (ОАЭ, например), которые тоже скрывают бенефициаров, не очень удобно использовать из-за того, что они часто не являются участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.). Когда страна не является участником Гаагской конвенции, то корпоративные решения участнику из этой страны принимать достаточно долго, потому что нужна консульская легализация, которая может занять до двух месяцев. Поэтому, а также в силу привычки, компании из вполне дружественных стран часто владеют российскими компаниями через кипрские и британские компании, в связи с чем сталкиваются с повышенным вниманием со стороны банков и государственных органов РФ и вынуждены учитывать антисанкционное законодательство.

Помимо законодательства, применимого собственно к иностранным компаниям, к способам корпоративного контроля также применимы общие нормы Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и прочих нормативных актов, которые используются также и в отношениях без иностранного элемента.

Способы обеспечения контроля

В первую очередь таким способом является Устав компании. В него, как правило, можно включить положения, которые защитят иностранного инвестора от вступления правопреемников в компанию (например, наследников) или от продажи доли нежелательным партнерам и пр. В то же время, если иностранный инвестор не участвует непосредственно в уставном капитале, то одного Устава недостаточно, ведь недобросовестный представитель может злоупотребить своими правами участника/акционера и, напрмиер, продать акции/доли третьему лицу, заложить их в банк и пр. В таких случаях часто заключают залог доли и корпоративный договор, сведения о которых вносят в ЕГРЮЛ, в связи с чем продажа акций и долей становится невозможной без согласия иностранной компании.

Следующий уровень обеспечения безопасности иностранного инвестора - это опционы на заключение договора и опционные договоры.

Опционы на заключение договора - это предложение о покупке доли (оферта). Вторая сторона может в любое время в соответствии с этим договором принять это предложение (и тогда договор будет заключен), а может не принять. Принятие предложения называется акцептом. Преимущество опционов на заключение договора состоит в возможности внесудебного возврата корпоративного контроля в случае нарушения прав иностранного инвестора: в случае недобросовестных действий российского представителя (например, расхищение имущества), иностранному инвестору достаточно пойти к нотариусу, дать согласие на приобретение доли, и ООО будет переоформлено на него.

Опционный договор - это очень близкая конструкция к опционам на заключение договора, но означает, что договор уже есть. В рамках этого договора управомоченная сторона может направить какое-либо требование, а может не направить. Применительно к покупкам долей в ООО опционный договор используется крайне редко, в основном применяется опцион на заключение договора.

В случае с АО опционы на заключение договор и опционные договора, как правило, не используются, а заключается договор эскроу. В таком случае реестродержатель после обращения к нему покупателя вносит запись о правах на акции у покупателя.

В то же время нужно иметь в виду, что в настоящее время иностранный бизнес увеличивает свое присутствие на российском рынке. Например, в октябре-декабре 2024 года только прямые иностранные инвестиции в Россию увеличились на 1823 миллиона долларов США. А ведь помимо прямых иностранных инвестиций есть также косвенное владение компаниями через опционы, и такое владение не поддается учету. В свете таких тенденций в апреле 2025 года на сайте Президента РФ были опубликованы поручения по определению правил возвращения в РФ того иностранного бизнеса, который покинул РФ после начала СВО. Во исполнение этих поручений в Государственной Думе в настоящее время находится на рассмотрении законопроект, который дает право действующим участникам / акционерам компаний при определенных условиях отказаться от исполнения договоров, которые заключены с лицами из недружественных стран и касаются отчуждения акций (в том числе опционов на заключение договора и опционных договоров). Учитывая, что законопроект внесен по поручению Президента РФ и уже прошел первое чтение, с высокой вероятностью он будет принят. В таком случае юридические инструменты контроля для компаний из недружественных стран будут серьёзно изменены, и к этому необходимо готовиться.

Нельзя охватить все тонкости в рамках одной публикации, поэтому при работе на конкретном рынке целесообразно консультироваться с профессионалами. Важно осознавать, что эффективная и юридически защищенная деятельность в России подразумевает не только точное соблюдение законодательства, но и глубокое понимание текущих тенденций в практике правоприменения, а также способность эффективно взаимодействовать с государственными структурами. Только комплексный подход к корпоративным вопросам и соблюдению регуляторных требований способен снизить риски и укрепить позицию компании на российском рынке.

1
Начать дискуссию