Сколько для компании стоит «плохой договор»?

Не так давно увидела у одного из коллег - рекрутеров, специализирующихся на подборе юристов топового звена, интересную статистику о том, юрист какой специализации сколько денег экономит компании в год.

Данные оказались очень любопытными. И, читая ту статью, я поняла, что за годы своей юридической практики я регулярно вижу одни и те же показатели, которыми можно и нужно дополнить эту статистику.

Сколько для компании стоит «плохой договор»?

В статье моего коллеги-рекрутера:

- спор с налоговой был оценён в несколько миллионов ₽,

- штрафы за неправомерную обработку персональных данных – в десятки миллионов ₽,

- спор с работником – в несколько сотен тысяч ₽,

- а про некачественно разработанные договоры было просто указано, что они дают шанс контрагенту уйти от ответственности.

По поводу всех цифр я полностью согласна, а вот по поводу «плохих договоров» у меня как раз и есть своя статистика, которая неизменно подтверждается из года в год.

Вот чем грозит «плохой договор» компании:

  • ритейл и все те, у кого клиенты - обычные граждане:

3Х выручки (один проигранный потребителю в суде спор обходится бизнесу в среднем в 3 цены договора с этим клиентом). Сегодня в условиях санкций этот показатель иногда доходит и до 8Х, но это именно специфика санкционного давления последних лет.

Лично у меня в практике был кейс, когда автоимпортер проиграл в суде 6 миллионов из-за зап.части ценой в 100 ₽ и неправильной работы с клиентами. И здесь немного радует лишь то, что я была не на стороне импортера: я защищала автодилера, и в принципе это могли быть полностьнаши потери, если бы мы своевременно не убедили, что в нарушении нет вины моего клиента.

  • если работать только с юрлицами, то будет чуть проще, но не сильно. Здесь «плохой договор» грозит отнюдь не тем, что вторая сторона избежит наказания за свое нарушение.

На практике «плохой договор» в b2b сегменте – это:

  • мы заплатим штраф (хотя нарушили не мы) по договору, который был связан с этим

Как-то я наблюдала историю: из-за границы везли очень дорогой авто под уникальный заказ. Его должны были привезти к конкретной дате, но как обычно, завод задержал изготовление, таможня очень долго выпускала авто, в итоге сроки были нарушены, и конечный покупатель взыскал с продавца очень ощутимую для продавца неустойку. Формально продавец не был виноват в просрочке: поторопить завод или таможню он точно не мог. Но в договорах все эти нюансы изначально никто не учёл, за что и заплатил деньгами.

  • мы получим штрафы просто за то, в договоре написано то, что закону противоречит

Я каждый день работаю с договорами: какие-то из этих договоров на очень символические суммы, какие-то на сотни миллионов в валюте, но неизменно одно. Почти в каждом из них я вижу положения, которые противоречат закону.


Когда-то это следствие явного непрофессионализма юриста, который этот договор разрабатывал, когда-то следствие подхода «все так делают, значит, можно, поэтому и я так тоже сделаю», иногда, правда, это осознанное решение собственника бизнеса, который понимает и принимает риски. Но так бывает меньше, чем в 1% случаев.


В договоре b2b каждое его противоречие закону может стоит вплоть до нескольких миллионов рублей (если речь идет о работе с персональными данными)


Для сравнения: в договоре b2c каждое его противоречие закону – это штраф в несколько десятков тысяч рублей. Если таких противоречащих закону условий в договоре несколько, то это уже штраф в сотни тысяч рублей. А если таких договоров заключено несколько?

  • мы потеряем партнёров и репутацию потому, что наши клиенты не хотят работать с теми, кто не может элементарно выстроить свои процессы (что уж говорить о клиентских...)

Лет 7 назад я узнала об одной компании - она была очень хорошо известна в масштабах России, работала только с заказами крупного бизнеса. В общем это был один из лидеров своего сегмента рынка. И я стала наблюдать за ней просто потому, что мне было любопытно, как она ведёт бизнес.


В один момент у них поменялась управленческая команда: проекты постепенно стали отрабатываться из рук вон плохо (сроки по договорам срывались, заказы не отрабатывались так, как это было согласовано), в итоге, клиенты от них стали от них уходить. Буквально за несколько лет эта компания потеряла все то, что нарабатывала годами...

Поэтому в деньгах потери от «плохих договоров» могу доходить до 50% выручки и даже выше, если договорными процессами вообще перестать управлять...

Начать дискуссию