О реформе системы налогообложения или возможен ли новый общественный договор?

Спасибо авторам за изложение сути предстоящих изменений и особенно за выводы в последней части статьи.

Удивительно, но материал обсуждается на ресурсе достаточно вяло и не так конструктивно, как хотелось бы. Это печально, поскольку предлагаемые изменения коснутся каждого из нас гораздо сильнее, что новая сеть Clobhouse и изменение политики WhatsApp.

Суть реформы на пальцах

Любая сделка с разрешенными к обороту товарами и услугами в режиме реального времени становится известна налоговой, налог начисляется и взымается в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Роснефть продает нефть, Газпром газ, Вася сдает квартиру Пете, Рафик рихтует крыло Арсену, а Маша красит ногти Лене. Организации и люди обмениваются товарами и услугами, данные учитываются сервисами ФНС, налоги уплачиваются автоматически.

Сейчас примерно такой режим действует в отношении самозанятых.

Авторы описывают плюсы данной реформы

С точки зрения экономики и государства — это правильный вектор развития:

Больше данных позволят эффективнее управлять экономикой и стимулировать те отрасли, которые будут в этом нуждаться. Возможно, в будущем появятся стимулирующие льготы для юридических или физических лиц в разрезе отдельного субъекта или специальные льготные кредиты для развития в разрезе отдельной компании.

Государство увеличит собираемость налогов и пополняемость бюджета. Государство сможет направить больше средств на стимулирование экономики, создание новых технологий и видов продуктов (IT, медицина, высокотехнологичное производство), а также направить больше средств на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования и науки.

Увеличится производительность экономики за счет перехода к цифровому взаимодействию бизнеса, потребителей и государства.

и тут же высказывают опасения чрезмерного контроля государства за частным оборотом.

Однако все зависит от итоговой реализации этих инициатив. Надеемся, что развитие пойдет в верном направлении и от этих инициатив все останутся в выигрыше, чтобы в 2025-2030 году не была актуальна картинка снизу.


Изображение из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»‎.
Изображение из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»‎.

Читатели в комментариях, высказывают сомнения, что данная схема будет распространятся на чиновников, олигархов и членов их семей. То есть государство в лице налоговой будет стричь бизнес и граждан, и обязательно оставит лазейку для сокрытия доходов привилегированных членов общества.

Предлагаю обсудить эти опасения подробнее.

Проблема № 1: Избыточный контроль государства

ст. 23 Конституции РФ

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Если речь идет о бизнесе, тут все понятно и в принципе никаких секретов от налоговой по обороту быть не может. Вопросы контроля за физическими лицами сложнее, не каждый даже вполне законопослушный человек готов смирится с мыслью, что государство будет в курсе структуры и объема его доходов и расходов. Я думаю это вопрос отдельного обсуждения.

Могу судить по себе, я простой человек не могу себе представить как доступность информации о моих доходах и расходах налоговым органам (при условии ее достаточной защищенности и отсутствии утечек) может повредить мне.

Возможно я не учитываю всех обстоятельств, в связи с чем буду рад если вы поделитесь своими соображениям в комментариях. Интересно было бы почитать комментарии специалистов по информационной безопасности.

Проблема № 2: Как в эту концепцию вписываются чиновники и их семьи с миллиардными активами и официальными доходами в 1.5 млн. в год?

Как это ни странно, но в сохранении действующего порядка они как раз заинтересованы более всего.

Действующий сейчас механизм применения закона, позволяет обходить его и уклоняться от уплаты налогов практически всем. Исключение составляют видимо лишь наемные работники с белой зарплатой, у которых НДФЛ удерживается работодателем в автоматическом режиме.

В условиях непрозрачности сделок возможность скрыть доходы есть у всех, от чиновников и олигархов, до самозанятых.

Мы часто совершенно справедливо критикуем власть за коррупцию. Но сейчас ситуация находится в относительном равновесии поскольку многие осознают, что являются такими же выгодополучателеми действующего в нашей стране «общественного договора». Правда есть одно обстоятельство, у лиц располагающих административным и финансовым ресурсом возможностей по сокрытию доходов и выстраиванию "схем" несоизмеримо больше.

В связи с чем, очевидно, что наибольшие выгоды от действующих сейчас правил получают чиновники всех уровней и аффилированный с ними бизнес + обслуживающие их интересы юристы и финансовые работники.

Частичные выгоды получает мелкий бизнес.

Кому действующие сейчас правила наименее невыгодны?

- очевидно государству, которое в условиях недостаточной собираемости обязательных платеже не в состоянии выполнять социальных обязательств;

- людям, единственным источником дохода которых является официальная «белая» зарплата (госслужащие, бюджетники);

- предпринимателям, пытающиеся вести бизнес честно, декларируя все операции своего оборота. Удивительно, но они есть! Их правда крайне мало, но не потому, что налоги у нас высокие. Многие и рады бы платить их честно, но тем самым они поставят себя в невыгодное положение по сравнению с менее озабоченными вопросами морали конкурентами.

- в долгосрочной перспективе наемные работники среднего и малого бизнеса, получающие "серую зарплату".

Что из этого следует?

Я расцениваю как маловероятные популярные страшилки о "цифровом концлагере" и прочих антиутопиях, где общество представляет из себя тупое оболваненное и бесправное большинство, стонущее под гнетом тонкой амальгамы власть имущих.

Мне кажется что в современном мире элитам значительно сложнее обманывать своих граждан, поскольку:

- большинство необходимых данных находится в открытом доступе;

- с огромной скоростью совершенствуются алгоритмы их поиска, анализа и превращения в информацию, доступную для принятия решений (спасибо ИИ)

- сами элиты находятся в том же информационном пространстве и пользуются абсолютно теми же инструментами для заработка и общения. Это Будда мог до 30 лет жить во дворце не зная о страданиях реального мира. Современным элитариям от мира не спрятаться.

Но принимаемые меры будут половинчатыми и подстегнут лишь массовую миграцию экономики в тень, без следующих логичных шагов по реформированию не только системы налогообложения, но и всей системы товарно-финансовых отношений:

- изменение принципа презумпции невиновности для уплаты налогов, о чем писали здесь.

- перевод на цифровой рубль, основанный на системе блокчейна и отказ от наличных и безналичных денег.

Последняя мера исключит схемы ухода в «черный нал» и существенно затруднит жизнь откровенному криминалитету. Безусловно будут попытки расчета криптовалютой негосударственных эмитентов, но эти средства не очень подходят для таких целей, по причинам о которых нужно писать отдельно. Навскидку скажу лишь о слишком высокой ее волатильности.

По моему мнению шаги предпринимаемые ФНС и правительством в целом, являются положительными и прогрессивными. Безусловно необходим механизм общественного контроля за работой чиновников и чёткого соблюдения принципа открытых данных.

В качестве пример могу привести деятельность открытого интернет СИИ

https://майскийуказ.рф/ . Пишут запросы чиновникам и публикуют ответы. Критикуют власть и вполне жестко, но по делу. Не поверите это работает!

И наконец, если подозрения скептиков все же оправдаются, и реформа налоговой системы в части прозрачности сделок коснется только мелкого бизнеса и населения, оставив делишки чиновников и олигархов в тени - это спровоцирует социальный взрыв такой силы, что никакие репетиции власти по разгону сторонников "берлинского пациента" ей уже не помогут.

11
Начать дискуссию