Наследование бизнеса: неочевидные вопросы, которые должен знать каждый предприниматель
Рассказываем про наследственные риски в партнерском бизнесе
В первом приближении может показаться, что наследственные вопросы имеют весьма отдаленное отношение к бизнесу. Однако это иллюзия. Нашумевшие кейсы последних лет (Natura Siberica, Сибантрацит, Юкола-нефть) ярко иллюстрируют, к чему приводит недостаточное внимание к вопросам бизнес-преемственности.
Кто может унаследовать бизнес
Если владелец бизнеса при жизни не озаботился составлением завещания, то его доля в бизнесе переходит к наследникам в очередности, установленной Гражданским кодексом РФ. Закон предусматривает восемь очередей наследования. В первую очередь наследуют супруг (а), дети и родители наследодателя.
Отдельно отметим, что внуки наследодателя не входят ни в одну из восьми очередей наследования. То есть если собственник бизнеса желает передать бизнес любимому внуку / внучке, то следует заранее составить завещание. В противном случае — внук / внучка могут не получить доступа к наследственным активам.
Супруг (а) умершего собственника бизнеса имеет право на выдел супружеской доли, которая составляет 50% от всего имущества, включая долю в бизнесе. При этом в отличие от других наследников, которые должны выждать шесть месяцев для получения свидетельства о праве на наследство, супругу (е) не требуется ждать истечения шестимесячного периода. Нередко на практике супруги получают свидетельство о праве долю в бизнеса в течение 1-2 месяцев, используя данное временное конкурентное преимущество и зачастую получают контроль над бизнесом.
Кто управляет бизнесом на стадии принятия наследства
Как указано выше, процесс принятия наследства не является одномоментным. Закон предусматривает шестимесячный срок на принятие наследства. При этом следует учитывать, что любой судебный спор вокруг наследственных активов может существенно затянуть срок принятия наследства. В нашей практике мы неоднократно сталкивались с ситуациями, когда наследники получали свидетельства о праве на наследство по истечении 2-3 лет по причине наличия судебных тяжб между наследниками.
В период базового шестимесячного срока на принятие наследства бизнес находится в подвешенном состоянии, поскольку до истечения шести месяцев наследники не могут осуществлять корпоративные права (участвовать в собраниях, получать дивиденды и пр.).
В этот период может появится фигура доверительного управляющего, которого назначает нотариус, ведущий наследственное дело. При этом нотариус не обязан уведомлять либо получать согласия наследников касательно кандидатуры доверительного управляющего.
Вопрос выбора доверительного управляющего является одним из ключевых, поскольку от этого нередко зависит дальнейшая судьба и работоспособность бизнеса. Важно также учитывать, что шестимесячный временной лаг может быть использован кредиторами и менеджментом, которые могут воспользоваться ситуацией в свою пользу. Ключевая цель передачи бизнеса в доверительное управление — это возможность эффективного и профессионального управления компанией, поскольку не каждый наследник имеет соответствующий управленческий опыт.
По умолчанию доверительный управляющий должен действовать в интересах наследников. Но на практике выбранный нотариусом доверительный управляющий может злоупотреблять своими полномочиями.
Наиболее показательным примером последних лет является наследственно-корпоративный конфликт вокруг активов Natura Siberica. В рамках данного кейса наследники основателя более года были вынуждены оспаривать действия доверительного управляющего, который в нарушение базовых корпоративных процедур назначил себя генеральным директором во всех компаниях, которыми владел наследодатель. Суды констатировали ничтожность всех принятых корпоративных решений.
Как обезопасить бизнес от нежелательных наследников
Устав — ключевой документ любого бизнеса, который регламентирует правила игры как собственников бизнеса, так и для всех третьих лиц, в том числе наследников.
Многие компании (если не большинство) довольно формально относятся к учредительным документам, зачастую функционируя по типовым пятистраничным шаблонам уставов. Иными словами живут в парадигме “Пока не болит — нечего и лечить”. Это опасное заблуждение.
Даже если вы не планируете привлекать международное финансирование, приведение устава в соответствие с потребностями и потенциальными “болями” вашего бизнеса является базовым гигиеническим минимумом для предпринимателя, игнорирование которого может иметь фатальные последствия.
Если владельцы бизнеса не желают продолжают вести деятельность с наследниками умершего партнера, то устав следует внести изменения, которые либо:
- прямо и недвусмысленно запрещают вход наследников в капитал общества;
- либо допускают вход в капитал только после получения согласия участников.
В этих случаях наследники могут претендовать лишь на действительную стоимость доли. Нюансы и подводные камни процесса получения доли в бизнесе можно почитать здесь.
Тонкая настройка устава позволяет полностью управлять риском появления новых непредсказуемых бизнес-партнеров.
Еще одним эффективным и более продвинутым инструментом является заключение корпоративного договора между всеми участниками общества. Корпоративный договор является своеобразным брачным договором между бизнес-партнерами, который позволяет гибко зафиксировать различного рода договоренности, которые сложно имплементировать с устав.
Такой договор может предусматривать порядок перехода доли к наследникам, в случае смерти одного из участников. Немаловажным нюансом является то, что в отличие от устава корпоративный договор нигде не “публичится” — в налоговый орган не сдается, третьим лицам не предоставляется. Условия корпоративного договора могут стать достоянием общественности только при возникновении судебного спора.
Бизнес зарегистрирован на номинального владельца
Оформление активов на одноклассника / водителя / садовника либо просто хорошего человека все еще остается распространенным явлением в рамках структурирования бизнеса.
Прежде всего стоит учитывать, что если номинальное владение используется в противоправных целях, то за такие действия может последовать как административная (ст. 14.25.1 КоАП РФ), так и уголовная ответственность (ст. 173.1-173.2 УК РФ). А если бизнес переходит в банкротную плоскость, то реального владельца могут привлечь к субсидиарной ответственности (ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Для того, чтобы реальному бенефициару иметь возможность вернуть в любой момент контроль над бизнесом, между ним и номинальным владельцем должно быть заключено опционное соглашение в порядке ст. 429.2 Гражданского кодекса РФ. Такое соглашение позволяет в любой момент в одностороннем порядке “забрать” долю у номинального владельца на случай его кончины.
Личный фонд
Личный фонд — относительно новая правовая конструкция, которая позволяет бесконфликтно и по заранее установленным правилам передать имущество достойным правопреемникам.
Личный фонд представляет собой юридическое лицо, которое осуществляет управление имуществом физического лица. Стоимость передаваемого в личный фонд имущества не может быть менее 100 млн. рублей (на основании оценки). Личный фонд может быть учрежден на определенный срок или бессрочно.
Помимо более гибких правил наследования, личный фонд позволяет обеспечить дополнительную защиту активов: учредитель личного фонда не несет субсидиарной ответственности по обязательствам фонда, а личный фонд — по обязательствам учредителя по истечении трех лет с момента создания личного фонда.
Также отдельным преимуществом является то, что учредитель личного фонда не раскрывается публично в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Вместо заключения
Наследование бизнеса — сложный многоаспектный процесс. Несмотря на значительный объем судебной практики по вопросам наследования бизнес-активов, все еще остается немало “серых зон” и нюансов, с которыми неизбежно сталкиваются как собственники бизнеса, так и наследники. В этой связи заблаговременное наследственное планирование с высокой степенью вероятности позволяет нивелировать риски затяжных судебных разбирательств и защитить активы от потенциальных притязаний третьих лиц.