100 страниц промпта для TaxBot: что из опыта KPMG пригодится юристам в РФ

100 страниц промпта для TaxBot: что из опыта KPMG пригодится юристам в РФ

Когда «промпт» превращается в стратегию

Недавно на саммите Forrester's APAC Technology & Innovation Summit директор по цифровым технологиям KPMG Australia, John Munnelly, рассказал, что они создали… 100-страничный промпт для своего налогового чат-бота TaxBot.

Объём промпта и результат его работы впечатляют: по словам менеджера, заключение (качественное), которое раньше готовили две недели, теперь бот собирает за один день и выдаёт черновик на 25 страниц.

В результате работы KPMG не только собрали промпт, но и в процессе его подготовки столкнулись с целым рядом проблем, которые заставили установить жёсткие правила при работе с ИИ.

Именно эти правила и проблемы, как мне кажется, представляют бОльшую ценность, чем факт создания хоть и впечатляющего промпта.

Какие уроки можно вынести из работы над промптом KPMG

1. Информационная безопасность — в приоритете

Опыт KPMG показал, что в корпоративных архивах могут лежать уязвимые документы, которые так или иначе могут быть раскрыты третьим лицам посредством работы с ИИ.

Например, они нашли в открытом доступе на сервере компании файл с тысячами номеров кредитных карт сотрудников. После чего были полностью пересмотрены правила работы с данными и заблокированы эксперименты с ИИ до создания защищённой среды.

Для нас это сигнал: любая работа с ИИ требует контроля — что именно мы загружаем, и где эта информация потом может оказаться.

При работе с ИИ это становится особенно важным, т.к. многие относятся к возможностям ИИ и загружаемой в него при работе информации очень легкомысленно, возможно, играет роль несерьёзного отношения к ИИ - больше как к "игрушке". При этом информация (иногда защищённая законом) уходит на сторону и может быть использована как против её отправителя, так и против клиентов.

2. Эксперт остаётся главным

TaxBot работает только для специалистов по налогам. Алгоритм требует от пользователя 4–5 вводных параметров, сверяется с человеком и только потом готовит проект заключения.

KPMG не рассматривают ИИ как замену своим экспертам - только, как «ассистент рядом с экспертом».

Сохраняется главный принцип работы с ИИ и использования результата - ответственность всегда на человеке.

3. Собственные базы знаний — ключ к качеству

Главным "топливом" для чат-бота KPMG стало не только и не столько нормативная база в области налогообложения Австралии, а большей степени архив консультаций партнёров и экспертов компании.

Как указал John Munnelly, раньше эти материалы были разбросаны по рабочим ноутбукам, теперь собраны в единую базу данных и встроены в модель чат-бота.

Думаю, разрозненное хранение информации, будь то уровень консалтинговой компании или ноутбук частнопрактикующего юриста - достаточно типичная ситуация для в консалтинге.

Мы часто не упорядочиваем работу со своим архивом и наработками, которые имели практическое применение в нашей деятельности. А зря. Даже маленькая, но аккуратно собранная своя база актов, заключений, саммари проектов, договоров и шаблонов может оказаться ценнее, чем доступ к гигантским системам, где вперемешку лежат миллионы документов, требующих значительных усилий и ресурсов для их обработки.

4. Скорость решает

Клиенту перед сделкой важно получить мнение не «через две недели», а завтра. В этом смысле ИИ меняет правила игры: сокращение сроков из недель в дни — то, что клиенты готовы оплачивать. Временные затраты на разработку и внедрение в работу чат-бота сторицей окупаются при постоянном его применении.

5. Дополнительный эффект

KPMG отмечает, что ИИ не только ускорил рутину, но и улучшил вовлечённость сотрудников: они меньше застревают на скучных задачах, больше времени тратят на «челленджи».

Плюс сами клиенты начали просить прямой доступ к «агентам» — для компании это возможный новый источник дохода.

По-моему, здесь возникает некоторый диссонанс - прямая работа клиента с ботом, по сути, исключает экспертную оценку результата, выданного ИИ, при этом не убирает ответственность за этот результат с эксперта (компании), которые данного чат-бота предоставили для работы с ИИ. Очень большие риски как для клиента, так для компании…

Что взять на заметку практикующему юристу

  • Не полагайтесь только на «Гарант» и «Консультант+». Они полезны, но не менее важно собирать и использовать в работе с ИИ свой массив документов и опыт ("база знаний") — от интересных для практики судебных актов до рабочих шаблонов документов.
  • Не игнорируйте безопасность. В ИИ нельзя «сливать» всё подряд: персональные данные, коммерческая тайна и другая ограниченная в обороте информация должны быть под защитой.
  • Используйте ИИ для ускорения, а не для подмены себя, как эксперта. Черновики, резюме, поиск аргументов — да. Окончательное слово — за вами.
  • Смотрите на ИИ не только как на инструмент экономии. Это и новые продукты для клиентов, и возможность удерживать команду, разгружая её от рутины.

Вместо вывода

История KPMG показывает: ИИ — это инструмент, который работает ровно настолько, насколько качественно вы его инструктируете и какую даёте базу данных данных для работы, а также насколько грамотно вы умеете контролировать риски.

Для юристов это особенно актуально: у нас слишком высока цена ошибки. Поэтому, если что-то и стоит «подсмотреть» у KPMG, так это подход:

  • защитить данные,
  • собрать свою "базу знаний",
  • и использовать ИИ не вместо себя, а в связке с собой для усиления своих компетенций.
1
Начать дискуссию