Трудовой кодекс и премии: что важно знать бизнесу с 1 сентября 2025 года

Вы ещё не обновили Положение о премировании? С 1 сентября 2025 года в Трудовой кодекс внесли поправки — новые правила помогут бизнесу защитить расходы на премии в спорах с налоговой и выстроить понятную систему оплаты труда. Что именно поменялось и как новые правила спасут вас от налоговых проблем — в статье.

Трудовой кодекс и премии: что важно знать бизнесу с 1 сентября 2025 года

Самое важное

Премирование — это не просто поощрение, а процесс на стыке трудового и налогового права. С одной стороны, нужно мотивировать команду, с другой — ошибка в оформлении грозит доначислениями по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 07.06.2025 N 144-ФЗ уточняет правила премирования. Налоговики при проверке смотрят на обоснованность этих расходов по статье 255 НК РФ. Премии можно учесть в расходах, если они:

  • предусмотрены трудовым или коллективным договором, либо локальным нормативным актом;
  • связаны с трудовыми показателями сотрудника;
  • не выплачиваются из чистой прибыли.

Что меняется в премировании

С 1 сентября 2025 года в статье 135 ТК РФ власти требуют прописать в локальном акте:

  • виды премий;
  • их размеры;
  • сроки выплаты;
  • условия и основания для выплаты.

В условиях можно указать:

  • качество работы;
  • эффективность;
  • стаж;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий.

Если решите снизить премию из-за проступка, новые правила ограничивают сумму снижения:

  • уменьшать можно только премию за период, в котором был проступок;
  • снижение не может уменьшить общую месячную зарплату более чем на 20%.

Почему важно соблюдать налоговые правила

Иногда руководство выписывает премии «по приказу» и без формальностей. Так делать не стоит ↓

Аргумент 1. Прямые финансовые потери

Без правильно оформленных локальных актов премии исключат из расходов по налогу на прибыль. Это приведёт к доначислению налога, пени и штрафам.

Примеры из судебной практики:

→ налоговая исключила из расходов 20 млн ₽, доначислила 9 млн руб. штрафа и пеней, потому что выплата не была предусмотрена трудовым договором.

→ не разрешила учесть 14 млн ₽ премий, так как они были выплачены членам совета директоров, а они не являются работниками.

→ признала неправомерными 9,4 млн ₽ премий, потому что они не были утверждены в локальном акте и выплачивались по разовым приказам.

Аргумент 2. Налоговые риски становятся управляемыми

Правильно составленное Положение о премировании — это инструкция для компании. Сотрудники понимают правила, а бухгалтерия — критерии для учёта расходов.

Аргумент 3. Повышение прозрачности и мотивации

Сотрудники видят, как заработать премию. Справедливая оценка труда повышает лояльность и производительность.

Что делать бизнесу прямо сейчас

Проверьте локальные акты. Убедитесь, что в Положение о премировании внесли изменения по новым правилам.

Проведите встречу с руководителями и бухгалтерией. Объясните риски и преимущества на примерах из судебной практики.

Разработайте новый шаблон Положения. Включите в него все пункты из новой статьи 135 ТК РФ: виды, размеры, сроки, основания и условия.

Наладьте документооборот. Определите, кто и какие документы предоставляет для обоснования премии: отчёты, служебные записки, приказы. Закрепите это в регламенте.

А если вам нужна помощь с учётом и документооборотом, мы поможем. Приходите в бухгалтерию для бизнеса «Моё дело» — c нами удобно, комфортно и безопасно, а наша ответственность прописана прямо в договоре.

3
1 комментарий