Китай спасёт ВТО?
В конце сентября Китай выступил с громким заявлением: страна больше не будет пользоваться в ВТО торговыми послаблениями, предназначенными для развивающихся стран. КНР, на льготных условиях вступившая в ВТО в 2001 году, за четверть века превратилась в одну из ведущих экономик мира: объем экспорта и ВВП с тех пор выросли в десятки раз, а разрыв по этим показателям с другими развивающимися странами-членами сегодня колоссален. Между тем не стоит не упускать из виду оговорку китайцев: несмотря на отказ от льгот, Китай по-прежнему причисляет себя к развивающимся государствам и странам Глобального Юга. Решение Китая встретило безусловную поддержку в самой организации – её руководство надеется, что оно откроет дорогу давно назревшей реформе ВТО. В условиях санкционных и торговых войн, когда мировая торговля всё больше ведётся в рамках региональных объединений и даже прямых двусторонних соглашений это уже вопрос фактической дееспособности данной площадки. Статус КНР как развивающейся страны стал объектом жёсткой критики Дональда Трампа ещё во время его первого президентского срока и одной из причин блокировки механизма разрешения споров в ВТО со стороны США. При этом американцы хоть и настаивают на соблюдении Китаем принципа трёх нулей в торговле ("three zero trade"), предполагающего отмену субсидий, тарифов и барьеров на рынке, сами открыто декларируют подходы, явно противоречащие ценностям ВТО: протекционистскую парадигму America first и политику friend-shoring, то есть торгово-экономическую кооперацию со странами, разделяющими политический курс США. А что Россия? Политизированность участников ВТО в полной мере проявилась в 2022 году, когда более 30 стран коллективного Запада решили отменить применение в отношении России режима наибольшего благоприятствования в торговле, составляющего суть этой организации. Правомерность такого решения – вопрос дискуссионный: основополагающие для ВТО соглашения действительно предусматривают возможность отмены РНБ «по соображениям безопасности», но излишне широкая и вольная трактовка этой нормы очевидно лишает её всякого смысла. Впрочем, будет преувеличением сказать, что Россия успела в полной мере насладиться полноценным членством в ВТО со всеми вытекающими выгодами и рисками для внутреннего рынка. Вступив в организацию в 2012 году после рекордно долгого переговорного процесса, уже в 2014 Россия столкнулась с первыми в своей новейшей истории экономическими санкциями.
Выхода нет Несмотря на по сути нерабочее состояние базовых настроек ВТО, вопрос о выходе из организации России и уж тем более Китая не стоит. Вряд ли изменение статуса Китая способно снизить накал тарифной войны с США или ослабить китайские позиции в мировой торговле. Однако как «развитая» экономика Китай сможет более активно участвовать в глобальном управлении в ВТО и таким образом получит возможность усилить своё влияние в странах Глобального Юга и продвигать собственную торговую инициативу «Один пояс – один путь». Для России ВТО аналогичным образом служит площадкой для консолидации тех же стран Глобального Юга и продвижения своей торгово-экономической повестки. Символично, что заявление Китая прозвучало на полях Генассамблеи ООН – организации, так же не отвечающей реалиям сегодняшнего дня и сильно нуждающейся в переосмыслении и реформировании. Тем не менее работа на обеих площадках так или иначе продолжается – очевидно, что и в ООН, и в ВТО «проблем много, но лучше ничего пока нет».